От Audi ждали новой победы. Но восьмикратный чемпиот Ле-Мана Том Кристенсен не успел даже к Марсельезе в честь победы Peugeot. Его партнёры по экипажу слушали французский гимн вдвоём.
Увлекательно это было! Сутки пролетели как час. Кольцо Сарте все время удивляло. Стоило действию устаканиться, зрителям задремать, а телевизионщикам уйти на рекламу, как сюжет гонки принимал новое направление. А воскресное утро, когда рок прошелся ржавыми граблями почти по всем командам! И особое спасибо нашим британским коллегам с радиостанции Radio Le Mans: комментарии блестящих профессионалов — великолепное дополнение к телевизионной картинке. Комментировать Ле-Ман надо только из Ле-Мана.
Завязка марафона прошла по, казалось бы, знакомому сценарию. В квалификации, как и в прошлом году, турбодизельные прототипы Audi проигрывали по чистой скорости еще более турбодизельным Peugeot 908. В первой пятерке по итогам квалификации оказались четыре «львиные головы» во главе со Стефаном Сарразеном. И только звезда Audi Том Кристенсен вскочил на подножку уходящего в ночь экспресса, забив своему экипажу Audi R15 второе место на старте.
Но это не волновало ни команду Audi, ни ее болельщиков. Что значит поул в суточном марафоне? Пустяк, формальность. Поул-позиция нужна скорее французской команде, чтобы выдержать бодрую мину перед местными болельщиками. Все ждали старта, вспоминая, как год назад вяло квалифицировавшиеся прототипы Audi R10 раскрылись в гонке. В Peugeot готовились к тяжелой битве как могли: в адрес комиссариата полетели жалобы на якобы несоответствующие регламенту носовые обтекатели Audi. Но тут вам не FIA — Le Mans живет по правилам местного автоклуба. И там чихать хотели на политику.
Передний обтекатель Audi R15 раздражал не только Peugeot, но и Atson Martin, и команду Oreca. Немцам ставили в упрек то, что передний сплиттер, работает как антикрыло, что противоречит правилам. Там, дескать, записано: у автомобиля может быть только одно антикрыло — сзади.
Главному «частнику» Ле-Мана бородачу Анри Пескароло (вверху справа) опять пришлось поволноваться. В этом году его команде дали возможность выступать на конкурентоспособной технике, но сначала его клиентскому прототипу Peugeot 908 поставила подсечку заводская машина №7 в боксах, а потом дизельный флагман команды и вовсе сгинул в аварии. Финишировала в итоге только старая добрая бензиновая машина с двигателем Judd — на восьмом месте.
Отмашку гонке дал Лука де Монтедземоло — босс Ferrari. То ли в честь 70-летия выступления «жеребцов» в Ле-Мане, то ли ради того, чтобы намекнуть FIA, чем будет заниматься Скудерия, если ей придется уйти из Формулы-1. Из боксов за взмахом французского флага наблюдал Дэвид Ричардс: это его команда Prodrive первой придет на освободившееся место Ferrari в F1. А в Ле-Ман Ричардс привез три прототипа Aston Martin старшей категории LMP1 — по сути шасси Lola пятилетней давности с 12-цилиндровыми бензиновыми моторами. Говорят, с ними Prodrive собирается бить Audi в ближайшие четыре года...
Прототипы Lola Aston Martin изначально готовились под восьмицилиндровые двигатели, а потом спешно переделывались под V12 с непосредственным впрыском. Вдобавок Ричардс посчитал вклад продрайвовских инженеров достаточным, чтобы машины назывались просто Астон Мартинами. После скандала сошлись на обозначении Lola Aston Martin. Команда Дейвида Ричардса праздновала победу в неофициальном бензиновом подклассе — серьезная заявка!
Итак, старт дан! Но столь ожидаемая всеми ингольштадтская рокировка отчего-то затянулась. Прототипы Peugeot организованной толпой отрывались от «колец» — только Кристенсен на Audi №1 держался в заданном французами темпе. Два других экипажа Audi захлебнулись собственными ошибками. Спасение Audi виделось разве что в стратегическом превосходстве.
Класс LMP2 оказался лишенным интриги: бензиновый прототип Porsche RS Spyder команды Essex лидировал со старта до финиша. Сюрпризом стал только сход второй такой же машины.
Вы знали, что Mazda, единственный японский покоритель Ле-Мана, до сих пор выступает на Сарте? Прототипы Lola и Pescarolo команд OAK Racing, RML и KSM оснащены двухлитровыми «турбочетверками» MZR-R мощностью в полтысячи сил. До конца дошел только один мотор. Зато на счету Мазды третье место в классе LMP2. И самый эффектный пожар.
Команда Вольфганга Ульриха и впрямь работала как часы: плановый ли пит-стоп, внеплановый ли — техники Audi щелкали любые задачки как семечки. А французы, казалось, так и не вынесли урока из прошлогоднего поражения. Тогда они потерпели фиаско в том числе из-за неорганизованности в боксах. На этот раз кульминацией хаоса стало столкновение двух Peugeot на пит-лейне, из-за которого чуть не сошла заводская машина №7 — ей пришлось целый круг ковылять с пробитой шиной, усыпая путь выпущенному вслед пейс-кару резиновыми и углепластиковыми ошметками.
Corvette попрощался с Ле-Маном красиво — победой в категории LMGT1. Говорят, это была последняя гонка черно-желтой пары заводских Корветов, которые честно рубились друг с другом до последнего часа. Но выносливее оказалась желтая машина №63 Джона О’Коннела.
А потом все наладилось. Французы успокоились, поверили в себя и вошли в ритм: машины ехали все быстрее, работа у механиков спорилась. Это уже была команда! И стало очевидно, что Peugeot выигрывает не только на трассе, но и в боксах. Прототипам Audi требовалось больше остановок, отрывы Peugeot росли.
А что прошлогоднее оружие победы — Audi R10 V12 TDI? Обе машины остались в строю и заняли седьмое и девятое места. Но в частной команде доктора Коллеса тактично улыбаются: «Ну, это не совсем такие же машины, что были у заводчан в 2008-м».
И фавориты занервничали. В результате прототип Audi №2 стараниями Лукаса Лура превратился в груду запчастей в повороте Porsche Curve, а невезучий экипаж R15 №3 к концу гонки отстал на 49 кругов. Чемпионское трио Капелло — Кристенсен — Макниш зубами вгрызлось в третье место и не отпускало, а команда работала только на них, перестраховываясь и сдувая пылинки. Но отлаженная машина буксовала. В какой-то момент взоры поклонников Audi устремились в небо — блуждавший в окрестностях дождь мог бы совершить последнее чудо.
В младшем кузовном классе LMGT2 — снова триумф Ferrari F430. Их заклятых конкурентов из Porsche подвела надежность. Нельзя не отметить выступление единственного купе Spyker, без проблем добравшегося до финиша, — пятое место в классе. Седьмым закончило гонку купе Ferrari F430 команды Team Modena, за которую выступал единственный участвовавший в гонке россиянин Роман Русинов.
В чемпионском экипаже Peugeot — Жене/Вурц/Брэбем — ни одного француза.
Трасса осталась сухой. Чуда не произошло, случилось закономерное: многолетняя работа Peugeot принесла, наконец, свои плоды. «Девятьсот восьмые» взяли победный дубль. Трудно сказать, станет ли это началом новой эры господства Peugeot. Но Франция задохнулась восторгом: «Марсельезу» в Ле-Мане последний раз играли 16 лет назад. А опоздание Кристенсена к награждению выглядело очень символично: команда Audi просто не поспела за Peugeot в Ле-Мане. Как не поспела за Porsche в «24 часах Нюрбургринга» три недели назад.
Результаты гонки «24 часа Ле-Мана» | ||||
Место | Автомобиль | Класс | Пилоты | Время |
1 | Peugeot 908 Hdi-FAP | LMP1 | М.Жене/А.Вурц/Д.Брэбем | 382 круга |
2 | Peugeot 908 Hdi-FAP | LMP1 | С.Сарразен/Ф.Монтаньи/С.Бурдэ | +1 круг |
3 | Audi R15 TDI | LMP1 | Р.Капелло/Т.Кристенсен/А.Макниш | +7 кругов |
4 | Lola Aston Martin | LMP1 | Я.Хароуз/Т.Энге/Ш.Мюкке | +9 кругов |
5 | Oreca AIM | LMP1 | О.Панис/Н.Лапьер/С.Айари | +12 кругов |
6 | Peugeot 908 Hdi-FAP | LMP1 | Н.Минассян/П.Лами/К.Клин | +13 кругов |
...10 (1)* | Porsche RS Spyder | LMP2 | К.Элгаард/Э.Коллар/К.Поульсен | +25 кругов |
...12 (2) | Lola Judd | LMP2 | Д.Кэйн/Б.Леунбергер/К.Помпиду | +39 кругов |
...15 (1) | Corvette C6.R | LMGT1 | Д.О’Коннел/Я.Магнуссен/А.Гарсия | +41 круг |
16 (2) | Corvette C6.R | LMGT1 | Ж. Жусс/Я. Клере/К. Маассен | +47 кругов |
...18 (1) | Ferrari F430 GT | LMGT2 | Ж.Мелу/М.Сало/П.Каффер | +54 круга |
19 (2) | Ferrari F430 GT | LMGT2 | Ф.Бабини/М.Малучелли/П.Руберти | +56 кругов |
20 (3) | Pescarolo Mazda | LMP2 | Ж.Николе/Р.Эин/Ж.-Ф.Ивон | +57 кругов |
...22 (3) | Ferrari F430 GT | LMGT2 | Т.Крон/Н.Йонссон/Э.ван де Поле | +60 кругов |
...27 (7) | Ferrari F430 GT | LMGT2 | П.Эхрет/Л.Мэнселл/Р.Русинов | +68 кругов |
...31 (3) | Aston Martin DBR9 | LMGT1 | Л.Лихтнер-Хойер/А.Мюллер/Т.Грубер | +88 кругов |
* В скобках — позиция в классе
Источник: drive.ru