Ян Гурт (Jan Hurt) заведует всеми делами Skoda в России. Кого, как не его, расспрашивать о состоянии продаж и планах компании. Это мы и сделали.
Времена в автомобильном мире нынче жестокие. Многие марки отчаянно борются за выживание, теряют миллионы и миллиарды долларов, продаются и покупаются. Это стало нормой. Но чешскую фирму Skoda ждала другая судьба. Эта компания из Восточной Европы, до 90-х годов прошлого века производившая дешевенькие и неказистые машинки, махом перешла под крыло Volkswagen, получив огромные инвестиции и доступ к технологиям немецкого концерна. Но легкой судьбы не вышло. Мы встретились с главой российского представительства Skoda Яном Гуртом и поговорили о том, что было, есть и будет с маркой Skoda.
DRIVE.RU: В 2003 году у Skoda в России произошел обвал продаж. При огромных темпах роста рынка продажи упали в полтора раза по сравнению с предыдущим годом, и в России марка откатилась со второго на одиннадцатое место. В чем причина?
Ян Гурт: Если честно, то я думал, что это случится даже раньше. Ведь в Европе компания уже пережила аналогичную ситуацию. Когда Skoda вошла в состав концерна Volkswagen, встал вопрос — как дальше развиваться? Можно было делать ставку на выпуск большого количества дешевых, но некачественных машин, как это было раньше. Но этому пути было сказано: «Нет!», и Skoda стала развиваться как часть Volkswagen. А Volkswagen — это, в первую очередь, качественные машины. Надо было полностью пересмотреть модельный ряд. Разумеется, сделав это, мы потеряли много старых клиентов Skoda, которые раньше покупали ту же Felicia за пять тысяч долларов — ведь у нас таких машин в модельном ряду не осталось.
DRIVE.RU: То есть люди не успели привыкнуть, что Skoda — это уже автомобиль уровня Volkswagen, и поэтому не брали его?
Я. Г.: Да, это требует времени. Людям нужно было время, чтобы понять, что Skoda — это хороший и качественный автомобиль. И этот переломный момент наступил в России в 2003 году.
DRIVE.RU: Понятно. А сейчас какие действия предпринимает компания, чтобы увеличить продажи?
Я. Г.: Если говорить о Skoda в мире, то мы приняли такое решение — развиваться будем в двух ключевых направлениях. Первое — мы будем активно расширять модельный ряд. Вышли Fabia и Octavia, они стали большим успехом для нас. Также мы сделали седан Superb — это был, конечно, большой риск для марки, но это нужно было сделать. И, думаю, это был правильный шаг, ведь на сегодняшний день продажи Superb, в том числе и в России, растут, а скоро появится автомобиль нового поколения. Еще мы добавили Skoda Roomster, а это совсем новый для нас сегмент — машина нацелена на молодые семьи. А в течение нескольких лет у нас появится внедорожник.
И второе — это развитие рынков, где Skoda до сегодняшнего момента представлена не была. Мы хотим играть на них большую роль. Это наша стратегия, которая получила название Go East. Мы идем на восток. В Европе рынок уже насыщен, и серьезно изменить там обстановку сложно. А вот страны с активно растущими рынками — это очень перспективно. В том числе это страны бывшего Союза — в России, Украине и Казахстане у нас уже есть или скоро будут свои сборочные предприятия.
Skoda Octavia будет собираться на российском заводе Volkswagen. Сначала методом крупноузловой сборки, потом — полноценно.
DRIVE.RU: Да, насчет заводов. Не секрет, что сейчас Volkswagen строит завод под Калугой, и на нем будут собираться машины Skoda.
Я. Г.: Да, конечно, это не секрет. И мы решили, что будем производить здесь те продукты, которые будут тут лучше всего продаваться — Octavia и Fabia.
DRIVE.RU: Насколько нам известно, на первых порах эти машины станут собираться методом крупноузловой сборки. То есть к нам будет приходить все готовое, а рабочим останется лишь дособирать автомобили. Планируется ли позже перевести производство на полный цикл — со сваркой и окраской?
Я. Г.: Безусловно. Сборка — это лишь начало нашего пути. И я думаю, что это очень правильный путь. Уже в этом году мы начнем сборку, и будем постоянно развивать производство — и тогда уже начнем выпуск автомобилей по полному циклу.
DRIVE.RU: Хорошо, а как это все отразится на ценах?
Я. Г.: Разумеется, цены с ростом локализации производства пойдут вниз. Я, конечно, сейчас не могу назвать какие-то конкретные цифры, например, что Octavia подешевеет на 50 тысяч рублей. Но подешевеет, это я вам обещаю.
По поводу производства в России новой Fabia в Skoda не были уверены до последнего момента. И все-таки она будет делаться у нас.
DRIVE.RU: Skoda — машины недешевые. Если сравнивать с такими конкурентами, как Opel или Ford, то Skoda будет существенно дороже. Как вообще заставить покупателей верить в то, что она стоит своих денег?
Я. Г.: Я думаю, что мы уже убедили в этом очень многих.
DRIVE.RU: По крайней мере тех, кто машину купил.
Я. Г.: Да. Мне кажется, основное преимущество наших машин — это надежность. И самое лучшее, что может быть — это когда один человек советует другому: «Вот, я купил себе эту машину и очень доволен». Это самая лучшая реклама. С другой стороны, и мы должны продвигать марку. И, разумеется, будем это делать — и за счет новых моделей, и за счет локализации производства Octavia и Fabia.
DRIVE.RU: Бренд Skoda в России пользуется определенным уважением. Но многие говорят: «Да, машина хорошая, но почти за эти же деньги можно купить Volkswagen». Как обстоят дела с внутренней конкуренцией?
Я. Г.: Знаете, прежде всего, мы в Skoda стараемся делать так, чтобы сами машины были нацелены на других клиентов. Например, в сегменте, где играет Fabia, мы предлагаем кузов универсал, чего у Volkswagen нет. Да и Octavia совершенно не похожа на Golf. Мы стараемся делать продукты, не конкурирующие друг с другом. Каждый месяц специальные аналитические компании присылают нам отчеты с указанием, откуда к нам приходят покупатели. Конечно, там есть и Volkswagen, но в основном это другие бренды. Так что есть, разумеется, люди, которые выбирают между двумя брендами одного концерна, но в целом клиенты Skoda — это те люди, которые все равно не купили бы Volkswagen.
DRIVE.RU: То есть за то, что вы с Volkswagen отобьете друг у друга всех покупателей, можно не волноваться?
Я. Г.: Абсолютно!
Довольно скоро у Skoda появится и внедорожник. Выглядеть он будет практически как концепт-кар Yeti.
DRIVE.RU: Российский рынок автомобилей растет как на дрожжах уже год эдак пятый подряд. Как считаете, настанет этому конец?
Я. Г.: Я абсолютно уверен, что Россия станет самым большим рынком в Европе, и на сегодняшний день не вижу никаких причин, чтобы этого не было. Уровень жизни в России растет, регионы богатеют — возможности для роста сохранятся еще очень долго.
DRIVE.RU: А какие сейчас самые лакомые куски в России?
Я. Г.: Регионы сейчас развиваются очень быстро. Конечно, Москва и Санкт-Петербург тоже растут, но их рынки уже близки к насыщению. А регионам еще развиваться и развиваться.
DRIVE.RU: Не секрет, что многие регионы Зауралья и Дальнего Востока предпочитают ездить на подержанных праворульных машинах из Японии. Как считаете, могут ли новые импортные машины выбить их оттуда?
Я. Г.: Если честно, я вообще удивлен этой всей ситуацией с Дальним Востоком. Ведь то же производство автомобилей в России — это не только прибыль для нас, но и рабочие места для граждан. И почему вместо того, чтобы поддерживать такие инвестиции, государство разрешает без проблем регистрировать автомобили, неподходящие по требованиям к правостороннему движению, с неправильной светотехникой и расположением руля, я не понимаю. Ведь есть же производители, которые готовы инвестировать в Россию деньги, и я хотел бы, чтобы в какой-то момент праворульные машины запретили, ведь они, на мой взгляд, опасны.
DRIVE.RU: А если это сделано не будет, реально ли вытеснить их с Дальнего Востока?
Я. Г.: Это только вопрос цены. У нас, в принципе, уже есть дилеры, которые продают новые, более престижные западные машины тем, кто когда-то ездил на подержанных «японцах», такой тренд есть. Так что мы уверенно шагаем на Восток, и до Дальнего Востока, уверен, тоже обязательно доберемся.
Источник: drive.ru