Проверка, ремонт и замена коромысел
Как правило, детали газораспределительного механизма изнашиваются незначительно. Исключение составляют валики и втулки коромысел и некоторые другие детали, которые выходят из строя из-за неправильной сборки, неудовлетворительного технического обслуживания дизеля, или из-за неправильной эксплуатации. При сборке следует расставить коромысла и кронштейны валиков в соответствии с нанесенными на них метками. Некоторые коромысла весьма похожи по внешнему виду, однако, углы их упорной части могут несколько отличаться и при неправильной установке коромысло изнашивается быстрее. Чтобы избежать неправильной сборки, каждое коромысло снимайте в отдельности.
Валики коромысел в тиски занимать не рекомендуется, чтобы деформаций?
22.1. Газораспределительный механизм дизелей Detroit: 1. Валик коромысел; 2. Коромысло выпускного клапана в сборе; 3. Коромысло форсунки; 4. Контргайка регулировочного винта; 5. Пружинная скоба; 6. Регулировочный винт; 7. Колпачок стержня клапана; 8. Торцевая заглушка
Проверьте наличие на коромыслах трещин, повреждений резьб, состояние шаровой поверхности регулировочного винта. При обнаружении износа и повреждений коромысла замените. Изношенные упорные поверхности прошлифуйте, не допуская снятия материала более чем на 0,25 мм и не нарушая исходного профиля поверхности.
Поверьте зазоры между валиками и коромыслами, Зазор между новой втулкой и валиком около 0,025 мм. Втулка выпрессовывается из коромысла и запрессовывается новая (в новой запрессованной втулке по месту высверливается смазочное отверстие). После запрессовывания втулку разверните и отполируйте.
22.2. Шлифование коромысла под рычаг привода клапанов: 1. Установочный винт; 2. Подставка; 3. Регулировочный винт; 4. Конуса
Сборка валиков коромысел
При сборке проследите за правильностью установки деталей. Сориентируйте валик коромысел так, чтобы смазочные отверстия в валике совпали с отверстиями в кронштейне коромысла (Рисунок. 22.3), т.е. необходимо, чтобы отверстия были обращены в сторону головки цилиндров а не вверх. Имейте в виду, что в некоторых болтах крепления валиков или кронштейнов имеются смазочные отверстия, поэтому болты крепления следует также заворачивать по месту.
22.3. Валик в сборе с коромыслами: 1. Перекрытие смазочных отверстий из-за их несоответствия
Толкатели и штанги толкателей
Причиной повреждения толкателей на рисунке 22.4 является длительная работа дизеля на предельных оборотах.
22.4. Повреждение толкателей
С одной стороны толкатель имеет шаровое окончание, а с другой - шаровое углубление. Когда усилие передается коромыслу, окончание толкателя описывает полуокружность.
Толкатели дизелей Detroit серии 53, 71 и 92 ввернуты в ось резьбовыми окончаниями С другой стороны имеется шаровое углубление, которое упирается в следящий кулачок. Пружина толкателя обеспечивает заданное усилие, с которым толкатель упирается в следящий кулачок (Рисунок. 22.5).
22.5. Детали газораспределительного механизма дизеля Detroit: 1. Коромысло; 2. Ось; 3. Толкатель; 4. Следящий кулачок; 5. Смазочное отверстие; 6. Распредвал
Проверка состояния толкателей (или штанг толкателей)
Прямолинейность толкателей проверяется прокатыванием его по гладкой твердой поверхности, или в призмах с помощью стрелочного индикатора. Допустимая деформация толкателя 0,508 мм. Погнутые толкатели замените. Проверьте состояние контакта шаровых поверхностей, подкрасив их синькой. Если площадь контакта меньше 80%, то толкатель замените. Шаровая поверхность проверяется калибром заданного радиуса.
Следящий кулачок
Следящий кулачок предназначен для снижения трения и выравнивания усилия на кулачок распредвала при открывании или закрывании клапана или форсунки. Следящий кулачок движется вверх и вниз в своем отверстии при обкатывании кулачка распредвала.
22.6. Следящий кулачок: 1. Следящий кулачок (дизель фирмы Cummins); 2. Выпускной клапан; 3. Форсунка; 4. Впускной клапан; 5. Следящий кулачок (дизель фирмы Detriot); 6. Ролик; 7. Корпус толкателя; 8. Ролики; 9. Шаровые углубления
Проверьте состояние отверстий под кулачки в блоке цилиндров. Изношенные отверстия следует расточить.
В дизеле Detroit серии 149 следящий кулачок впрессован в коромысло и представляет вместе с ним неразборную конструкцию. Кулачок находится в постоянном соприкосновении с распредвалом. В верхнеклапанных дизелях (например в дизеле Detroit серии 60) коромысла расположены в корпусе подшипников распредвала. Вместе с механизмом регулировки они смонтированы над клапанами, кулачки распредвала ^действуют прямо на ролики (Рисунок. 22.7).
22.7. Детали газораспределительного механизма на верхнеклапанных дизелях: 1. Валик коромысел; 2. Коромысло выпускного клапана; 3. Коромысло форсунки; 4. Коромысло впускного клапана
На однорядных дизелях Cummins следящие ролики заделаны в рычаг, который качается на оси в отдельном корпусе. Толкатель упирается в сменное гнездо, в котором предусмотрено отверстие для смазки кулачка. При сборке это отверстие следует очистить, создав в нем разрежение.
Проверка следящих кулачков и толкателей кулачков
Поверхность кулачков должна быть гладкой без малейших изъянов. Не допускается наличие выполаживания поверхности, даже незначительного, так как значительно нарушается момент открывания клапан или форсунки. Плоскую поверхность толкателей при обнаружении износа можно прошлифовать, сняв не более 025 мм.
Регулировка рычагов привода клапанов
Зажмите рычаг в тиски, отпустите контргайку регулировочного винта и поверните винт против часовой стрелки. Установите рычаг на палец. Слегка прижав пальцем рычаг к стержню клапана, заверните винт до соприкосновения с торцом клапана. Чтобы выбрать слабину резьбы, доверните винт на 1/8 оборота и заверните контргайку. Зажмите рычаг в тиски. Удерживая винт, затяните контргайку.
Для проверки регулировки установите рычаг по месту и проверьте зазор между тарелкой пружины и рычагом. Например, на дизелях Detroit серии 71 и 92 между рычагом и торцом стержня каждого клапана прокладывается пакет шайб. При нажатии на рычаг оба пакета шайб должны быть одинаково зажаты. Если усилие распределяется неравномерно, то пакет шайб снимается и регулировка повторяется.
Установка механизма привода клапанов и форсунок
Выверните все регулировочные винты до отказа. Смажьте кулачки и отверстия под кулачки.
На дизелях Cummins N, NT, NH и К между корпусом механизма и блоком цилиндров устанавливается только одна прокладка. Механизм привода устанавливается по месту легкими ударами молотка с мягким бойком до плотного контакта с поверхностью блока цилиндров. Болты крепления затяните в рекомендуемой последовательности. Установите штанги толкателей, правильно их сориентировав (шаровое окончание должно заходить в соответствующее гнездо, а штанга большего диаметра должна заходить в центральный толкатель). Замените прокладку корпуса, вверните винты и установите механизм в сборе. Совместите гнезда на штангах с ответными шаровыми окончаниями коромысел. Затяните болты крепления с заданным моментом в рекомендуемой последовательности.
На дизелях Detroit серий 53, 71 и 92 оденьте на толкатель нижнюю опорную шайбу пружины, пружину толкателя, верхнюю опорную шайбу и верхнее стопорное кольцо пружины. Наверните на толкатель контргайку. Установите в головку цилиндров тарелку пружины. Введите собранный узел снизу через отверстие под толкатель. Наверните толкатель на ось так, чтобы под толкателем была видна одна нитка резьбы. Закрепите болтом направляющую толкателя.
22.8. Детали газораспределительного механизма на дизелях Detroit серий 53, 71 и 92: 1. Болт; 2. Коромысла; 3. Ось; 4. Валик; 5. Стопорное кольцо пружины; 6. Пружина; 7. Толкатель; 8. Следящий кулачок форсунки; 9. Направляющая; 10. Следящий кулачок выпускных клапанов; 11. Опорная шайба верхняя; 12. Опорная шайба нижняя; 13. Контргайка; 14. Кронштейн
Внимание! Смазочные отверстия в нижней части следящего кулачка должны располагаться со стороны задней части распредвала.
Смажьте втулки коромысел и валик. Вставьте валик в три втулки. Установите кронштейны валика, установите рычаги (если предусмотрены) на палец, убедитесь, что рычаг упирается в торцы стержней клапанов без перекосов. Пропустите болты через валик и кронштейн, затяните болты с заданным моментом.
Регулировка клапанов
Ниже рассматривается процедура регулировки клапанов на 6-цилиндровом дизеле с порядком работы цилиндров 1-5-3-6-2-4. Если поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ такта сжатия, то поршень 6-го цилиндра также находится в ВМТ, но после такта выпуска (впускной и выпускной клапаны открыты). Поршень 5-го цилиндра находится в 120° до ВМТ, совершая такт сжатия, поршень 2-го цилиндра также находится в 120° до ВМТ, но совершая такт выпуска. Поршень 3-го цилиндра находится в 120° после ВМТ, совершая такт впуска, поршень 4-го цилиндра находится в 120°после ВМТ, совершая рабочий ход.
В указанном положении поршней выставьте зазоры в выпускном клапане 1-го цилиндра, впускных клапанах 2-го и 4-го цилиндров и выпускных клапанах 3-го и 5-го цилиндров.
Для регулировки зазора вставьте щуп нужной толщины между рычагом и коромыслом, между стержнем клапана и коромыслом, или кулачком распредвала и толкателем (в зависимости от двигателя). Отпустите контргайку и заверните регулировочный винт, вращая его по часовой стрелке, или заверните его, вращая по часовой стрелке, чтобы уменьшить или увеличить зазоры в тех местах, в которых проложен щуп. Если зазор выставлен правильно, то щуп должен перемещаться в зазоре под небольшим усилием. Удерживая винт, затяните контргайку И снова проверьте каждый зазор. Проверните коленвал на 360°, чтобы выставить поршень 6-го цилиндра в ВМТ такта сжатия. Отрегулируйте зазоры обоих клапанов 6-го цилиндра, впускных клапанов 3-го и 5-го цилиндра, выпускных клапанов 2-го и 4-го цилиндров.
Механизм декомпрессии
Многие дизели оборудованы устройством, которое обеспечивает открывание всех впускных или выпускных клапанов, чтобы облегчить проворачивание коленвала. Устройство состоит из рычагов, кулисы и валика декомпрессии, который имеет палец или лыску с одной стороны (регулировочный винт рычага декомпрессии упирается в лыску валика).
Проверка и регулировка механизма декомпрессии
Детали механизма изнашиваются незначительно, однако, при разборке следует осмотреть валик и рычаги привода, проверить их деформацию. После замены любой детали механизма убедитесь, что его валик упирается в предохранитель или валик после его остановки не находится в зацеплении с деталями газораспределительного механизма.