Проверка состояния, ремонт и установка картера сцепления
Удалите из картера все уплотнители, очистите и продуйте сжатым воздухом. Проверьте диаметры отверстий и диаметры соответствующих втулок и валиков. При обнаружении выработки замените эти детали. Проверьте деформацию разъемных Плоскостей с помощью калибра и щупа. Проверьте состояние резьбовых отверстий, особенно под болты крепления опор силового агрегата.
Задняя крышка картера сцепления устанавливается в следующем порядке. Если задний сальник запрессован в крышку или картер, установите его в отверстие, затем установите сальники промежуточного вала (если предусмотрен). Смажьте сальник и шестерни маслом для двигателя, установите прокладку (уплотнительные кольца) между блоком цилиндром и картером сцепления, которую рекомендуется смазать герметиком (Рисунок. 23.1).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216600.jpg)
23.1. Смазка прокладки между блоком цилиндром и картером сцепления
Чтобы защитить сальник при монтаже картера сцепления, оденьте на сальник колпак и вверните направляющие шпильки в блок цилиндров, что облегчит монтаж картера (Рисунок. 23.2).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216601.jpg)
23.2. Установка картера сцепления: 1. Направляющие шпильки; 2. Сальник; 3. Колпак (расширитель)
Установите картер на шпильки и на направляющие штифты и затяните болты с заданным моментом в порядке, указанном в пособии по ремонту. Следует иметь в виду, что на части двигателей болты крепления картера сцепления имеют разную длину, поэтому, их следует ввернуть по месту. На некоторых двигателях на болты одеваются уплотнители, которые поджимаются плоскими шайбами.
Проверка центровки картера сцепления и коленвала
Центровка привалочной плоскости под картер проверяется по биению маховика относительно этой плоскости, которое измеряется с помощью стрелочного индикатора (Рисунок. 23.3). Ножка индикатора должна быть перпендикулярна плоскости. Проворачивая коленвал на 90°, считайте показания индикатора. Допустимое отклонение от соосности не должно превышать 0,12 мм. Затянув болты картера, проверьте биение маховика относительно плоскости картера. Для этого переставьте индикатор на фланец картера.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216602.jpg)
23.3. Проверка биения маховика относительно плоскости под картер сцепления: 1. Индикатор; 2. Шарнир и переходная втулка; 3. Держатель; 4. Штатив
Сместите коленвал вперед, чтобы исключить осевой люфт, и проверните на 1 оборот, считывая показания через 90°. Допустимое биение плоскости маховика 0,25 мм.
Если соосность не соответствует норме, то удалите направляющие штифты и выставьте картер. Затяните болты и снова проверьте биение маховика относительно фланца. Если биение удовлетворительное, то разверните отверстия под штифты и запрессуйте новые штифты большего диаметра.
Проверка состояния и ремонт маховика
Поверьте наличие на маховике сколов, задиров, трещин и следов износа, состояние резьбовых отверстий. Проверьте износ плоскости под диск сцепления с помощью калибра и щупа. При обнаружении значительных повреждений, или при большой конусности плоскости под диск сцепления маховик следует прошлифовать.
Замена зубчатого венца маховика
Венец маховика меняется при обнаружении локального износа зубьев. Венец сбивается с маховика ударами затупленного зубила, которые наносятся равномерно по периметру. Новый венец перед напрессовкой нагревается в печи до 232°С (проверяется специальным карандашом, который размягчается при 232°С и оставляет след на нагретой детали).
Внимание! Скошенная часть зубьев венца при установке должна быть направлены в сторону стартера.
Установка маховика
Маховик одевается на направляющие шпильки (штифты), после чего затягиваются болты. На части дизелей под болты маховика устанавливаются контровочные пластины, которые надо обжать на головках болтов. Некоторые болты фиксируются против отворачивания проволокой.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216603.jpg)
23.4. Маховик: 1. Плоскость под фрикционный диск сцепления
Если маховик устанавливается на новый коленвал, или устанавливается новый маховик, то после сборки проверьте биение в двух точках - на краю отверстия направляющего подшипника и по периферии, относительно плоскости под картер сцепления (Рисунок. 23.5). Допустимое биение не должно превышать 0,005 мм на каждые 10 см радиуса маховика. Вторая из этих процедур рассмотрена выше. Биение торца корпуса подшипника проверяется после того как установлено, что биение маховика не превышает 0,127 мм. Биение маховика можно привести в норму путем перетягивания болтов крепления в ином порядке. Если это не удается, то замените направляющие Штифты ремонтными, развернув отверстия под старые штифты.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216604.jpg)
23.5. Проверка биения на периферии маховика (А) и на отверстии направляющего подшипника (В)
Проверка состояния, ремонт и установка передней крышки (крышки газораспределительного механизма)
Удалите из крышки все уплотнители, очистите и продуйте сжатым воздухом. Проверьте состояние диаметры отверстий крышки, наличие на ней трещин. Проверьте состояние резьбовых отверстий. Незначительные повреждения устраняются надфилем или шлифовкой мягкой шкуркой. Некоторыми изготовителями рекомендуется проверить соосность отверстия крышки с соответствующим валом.
Крышка устанавливается после проверки зазора в зацеплении всех шестерен и установки а крышку всех сальников. Вверните направляющие шпильки, оденьте маслоотражатель (если предусмотрен) и установите прокладку. Смажьте прокладку герметиком, Убедитесь, что смазочные отверстия прокладка не перекрывает. Оденьте пакет шайб, регулирующих осевой люфт распредвала (если предусмотрены), или установите крышку, а затем вставьте в крышку шайбы и упорную пластину. Проверьте осевой люфт распредвала, снимете или добавьте шайбы, приведя люфт в норму, после чего закрепите болтами упорную пластину болтами на крышке.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216605.jpg)
23.6. Корпус шестерен (торец блока цилиндров) (а) и последовательность затягивания болтов передней крышки (b): 1. Привод генератора; 2. Распредвалы; 3. Промежуточный вал; 4. Привод навесного агрегата; 5. Привод для подачи сырой воды (на части дизелей); 6. Масляный насос; 7. Ведущая шестерня коленвала; 8. Пакет шайб для регулировки осевого люфта распредвала
Установите крышку, сначала на шпильки, а затем на штифты. Пристукните, чтобы крышка стала по месту и затяните болты крепления. Проверьте совмещение нижней плоскости крышки с плоскостью блока цилиндров. Допустимое смещение плоскостей 0,101 мм. Затяните болты в заданном порядке..
Внимание! Не допускается расширение отверстий крышки, или подпиливание штифтов для принудительной установки по месту, так как болты крепления не обеспечат соосное расположение крышки. В этом будет развиваться течь из под стыка между поддоном и нижней частью крышки, кроме того, даст течь сальник коленвала.
Проверка и ремонт шкива коленвала
Шкив коленвала обычно имеет незначительный износ. Основной причиной выхода из строя этой детали являются неправильная разборка и сборка или дефекты ремня. Основными местами проверки являются шпоночная канавка и стенки V-образной впадины (проверяются путем проверки зазора между новым ремнем и внутренней полкой шкива, которое не должно быть меньше 3,175 мм). На двигателях с конусным носком коленвала (или конусной ступицей шкива) проверьте также прилегание сопряженных конусных поверхностей. Для этого удалите сальник и покройте конусные поверхности синькой (берлинской лазурью), установите шкив (ступицу) на коленвал без перекоса, проверните шкив на 45° и снимите. Площадь контакта должна быть не менее 3/4 всей площади сопряженных поверхностей.
Шкив напрессовывается на коленвал легкими ударами, шкив с конусным отверстием устанавливается с помощью пресса. Чтобы установить шкив, показанный на рисунке 23.7а, смажьте носок коленвала и внутреннюю поверхность шкива, установите шпонку и шкив. Оденьте на болт стопорное кольцо и вверните его в отверстие носка коленвала, затяните болт с заданным моментом.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216606.jpg)
23.7. Шкив коленвала и демпфер колебаний: 1, 3. Демпфер; 2. Шкивы; 4. Передний демпфер; 5. Задний демпфер; 6. Шкив; 7. Разделительная втулка; 8. Тарельчатость; 9. Ручей шкива должен выглядеть так, как на левом рисунке
Проверка состояния демпфера
При обнаружении трещин на резино-металлической основе инерционного демпфера глубиной больше 9,5 мм демпфер замените. Проверьте совмещение метки на монтажном фланце и инерционного элемента. Если несовпадение меток превышает 1,6 мм, то демпфер замените.
При проверке вязкостного демпфера тщательно его осмотрите и при обнаружении малейших повреждений замените. Нагрейте демпфер до 93°С, чтобы устранить следы масла, и проверьте состояние сварочных швов, отверстий или трещин.
Установка демпфера
Перед установкой проверьте биение и качание демпфера, которые не должны превышать 0,10 и 0,08 мм соответственно. Измерения выполняются по наружному радиусу и наружной кромке демпфера. Чтобы проверить эти значения, установите демпфер и затяните болты в три этапа с заданным моментом. Затем сместите коленвал, чтобы выбрать осевой люфт, и проверьте биение фланца в двух направлениях (Рисунок. 23.8).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216607.jpg)
23.8. Шкив, демпфер и проверка биения демпфера в двух направлениях: 1. Маслоотражатель; 2. Передняя крышка двигателя; 3. Демпфер; 5. Болт; 6. Шайба; 7. Шкив; 8. Стрелочные индикаторы; 9. Ступица; 10. Коленвал; 11. Наружный конус; 12. Передняя фаска блока цилиндров; 13. Внутренний конус; 14. Сальник; 15. Шестерня привода масляного насоса
Демпфер сначала крепится на ступице, а затем ступица устанавливается на коленвал. Прижмите ступицу от руки к маслоотражателю, установите шпонки и оденьте шкив (Рисунок. 23.8). Болт коленвала затяните с моментом 224 Н·м, пристукните болт молотком с массой 0,8 кг и дотяните с моментом 407 Н·м.
Система вентиляции картера
Система вентиляции предназначена для удаления паров (кислот и воды) и газов из внутреннего пространства блока цилиндров. Неисправность системы вентиляции приводит к течи из под сальников и прокладок.
В большинстве дизелей вентиляция картера осуществляется через золотник, который открывается под действием разности давлений снаружи и внутри двигателя. Давление снаружи понижается при движении автомобиля, либо за счет струи вентилятора, либо принудительным всасыванием воздуха в цилиндры (Рисунок. 23.9). На части V-образных дизелей используется 2 золотника с фильтрами. Золотники монтируются либо на крышке головки цилиндров, передней крышке, или на блоке цилиндров. На всех современных дизелях применяется принудительная система вентиляции картера.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216608.jpg)
23.9. Система принудительной вентиляции картера: 1. Всасывающий патрубок; 2. фланец для крепления воздушного фильтра; 3. Золотник принудительной вентиляции картера; 4. Патрубки всасывающего коллектора