Снятие
Во избежание случайного запуска двигателя снимите клеммы с выводов аккумуляторной батареи. Во избежание возникновения электрической дуги отсоединяйте отрицательную клемму первой и подсоединяйте последней. Если двигатель оборудован пневматическим стартером, отсоедините питание стартера сжатым воздухом.
Слейте охлаждающую жидкость в емкость подходящего объема. Для этого выверните сливную заглушку в нижней части радиатора и отсоедините нижний шланг радиатора. Откройте пробку заливной горловины радиатора.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217048.jpg)
Внимание! Не снимайте пробку заливной горловины радиатора до тех пор. пока двигатель не остынет до температуры 50’С. Охлаждающая жидкость находится под давлением. Пары и брызги охлаждающей жидкости могут вызвать ожоги.
Внимание! Если охлаждающую жидкость не планируется использовать повторно, утилизируйте ее в соответствии с местными законами об охране окружающей среды.
Снимите турбонагнетатель, см. соответствующий раздел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217049.jpg)
Снимите выпускной коллектор, см. соответствующий раздел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217050.jpg)
Снимите картер термостата, см. соответствующий раздел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217051.jpg)
Снимите патрубок впуска воздуха, см. соответствующий раздел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217052.jpg)
Снимите комбинированный модуль топливной системы, см. соответствующий раздел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217053.jpg)
Снимите блок управления (автомобильный и промышленный двигатель).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217054.jpg)
Снимите блок управления (генераторная установка).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217055.jpg)
Снимите шланг воздушного компрессора.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217056.jpg)
Снимите клапанную крышку, см. соответствующий раздел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217057.jpg)
Снимите валы коромысел, см. соответствующий раздел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217058.jpg)
Снимите форсунки, см. соответствующий раздел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217059.jpg)
Снимите верхнюю крышку картера шестерен, см. соответствующий раздел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217060.jpg)
Снимите распределительный вал клапанов, см. соответствующий раздел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217061.jpg)
Снимите распределительный вал форсунок, см. соответствующий раздел.
Для удаления излишков масла из верхней части головки блока цилиндров используйте вакуумный пистолет.
Выверните 26 крепежных болтов головки блока цилиндров.
Снимите головку блока цилиндров и прокладку. Утилизируйте прокладку.
Снимите огнеупорные кольца.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217062.jpg)
Внимание! Масса головки блока цилиндров 23 кг. Для снятия используйте подъемное оборудования.
Очистка
Закройте масляные каналы и отверстия рубашки охлаждения двигателя.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217063.jpg)
Внимание! Используйте растворители, кислые и щелочные моющие средства в соответствии и инструкциями их изготовителей. Используйте защитную одежду и очки.
Очистите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров. Используйте шпатель. Остатки загрязнений очистите средством Scotch-Brite 7448 № 3823258 или эквивалентным и растворителем. Остатки масла и охлаждающей жидкости удаляйте всасывающим пистолетом. Вычищайте каналы ершиком. Убедитесь, что все отверстия под крепежные болты головки блока цилиндров очищены от загрязнений, масла и охлаждающей жидкости.
Очистите крепежные болты головки блока цилиндров.
Очистите головку блока цилиндров паром и высушите сжатым воздухом.
Для очистки полостей, каналов и сверлений используйте вакуумный пистолет.
Для очистки сопрягаемой с блоком цилиндров поверхности используйте средство Scotch-Brite 7448 № 3823258 или подобное и растворитель.
Очистите поверхности, сопрягаемые с блоком цилиндров и впускным коллектором.
Проверка для повторного использования
Убедитесь в отсутствии пробок и засорений топливных каналов и магистралей рубашки охлаждения.
Осмотрите клапаны и пружины на предмет наличия трещин, потери упругости и других повреждений.
Убедитесь в отсутствии утечек и прогаров.
В случае необходимости замените соответствующие детали.
Проверьте головку блока цилиндров на предмет наличия трещин. В случае необходимости проведите испытание давлением, см. соответствующий раздел.
Проверьте плоскостность сопрягаемой с блоком цилиндров поверхности. Для этого измерьте расстояния АА и ВВ (от угла до угла). СС (через лицевую часть камеры сгорания). DD (через всю поверхность головки блока цилиндров). Расстояния СС и DD измеряются на верхней и нижней поверхностях головки блока цилиндров. Разность между величинами соответствующих размерностей не должна превышать 0,15 мм. В противном случае головка блока цилиндров должна быть обработана или заменена.
Для крепления головки блока цилиндров используются болты, которые после затяжки определенным моментом дотягиваются на определенный угол. Это приводит к необратимой пластической деформации болта (удлинению) при каждом использовании. Они пригодны для использования, пока длина не превысит определенное значение.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217064.jpg)
Максимальная длина рабочей части болта (размер X): короткий болт № 3678506 - 176 мм, длинный болт № 3678804 - 231 мм.
Проверка на утечки
Сторона выпуска: установите головку блока цилиндров таким образом, чтобы впускные отверстия находились снизу: заполните выпускной канал топливом до краев; включите секундомер. Если в течение 30 секунд на рабочей поверхности головки блока цилиндров не появятся капли топлива, головка блока цилиндров, клапана и седла (выпуск) не нуждаются в замене (шлифовке).
Сторона впуска: слейте топливо со стороны выпуска; переверните головку блока цилиндров так, чтобы выпускной канал находился снизу; заполните впускной канал топливом до краев; включите секундомер. Если в течение 30 секунд на рабочей поверхности головки блока цилиндров не появятся капли топлива, головка блока цилиндров, клапана и седла (впуск) не нуждаются в замене (шлифовке).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217065.jpg)
Установка
Установка производится в порядке, обратном снятию.
Установите новую прокладку. Установите огнеупорные кольца.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217066.jpg)
Пои помощи подъемного приспособления Ng 3822512 установите головку блока цилиндров. Для выравнивания предназначены установочные штифты, см. рис.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217067.jpg)
Нанесите на резьбы крепежных болтов головки блока цилиндров тонкий слой масла 15W-40. Установите 26 болтов.
Затяните крепежные болты в три этапа в последовательности, показанной на рис. Первый этап - затянуть моментом 200 Нм, второй этап - затянуть моментом 405 Нм, третий этап - дотянуть на угол 90°.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/217068.jpg)
Установите распределительные валы и их шестерни (выполните процедуры синхронизации двигателя, см. соответствующий раздел).
Установите верхнюю крышку картера шестерен, см. соответствующий раздел.
Установите форсунки, см. соответствующий раздел.
Установите валы коромысел, см. соответствующий раздел.
Установите клапанную крышку и прокладку, см. соответствующий раздел.
Установите воздушный трубопровод компрессора, см. соответствующий раздел.
Установите блок управления.
Установите комбинированный модуль топливной системы, см. соответствующий раздел.
Установите патрубок впуска воздуха, см. соответствующий раздел.
Установите картер термостата, см. соответствующий раздел.
Установите выпускной коллектор, см. соответствующий раздел.
Установите турбонагнетатель, см. соответствующий раздел.
Заполните систему охлаждения охлаждающей жидкостью.
Прогрейте двигатель и убедитесь в отсутствии утечек.