Общая схема системы впрыска топлива (MFI) двигателя 2,4 л (тип EOBD). 1 - передний кислородный датчик, 2 - датчик положения дроссельной заслонки, 3 - датчик положения распределительного вала, 4 - датчик положения коленчатого вала, 5 - датчик температуры охлаждающей жидкости, 6 - датчик детонации, 7 - датчик абсолютного давления во впускном коллекторе, 8 - задний кислородный датчик, 9 - топливная форсунка, 10 - катушка зажигания, 11 - сервопривод регулятора оборотов холостого хода, 12 - электромагнитный клапан продувки адсорбера, а - к топливному баку, b - адсорбер, с - регулятор давления топлива, d - клапан принудительной вентиляции картера, е - от топливного насоса, f - шланг принудительной вентиляции картера, g - воздушный фильтр, h - предваритель ный каталитический нейтрализатор (на выпускном коллекторе), i - основной каталитический нейтрализатор (под полом кузова автомобиля).
Примечание: сигналы, отмеченных компонентов используются электронным блоком управления (также используются сигналы от замка зажигания, выключателя блокировки стартера (модели с АКПП), датчика скорости автомобиля, датчика-выключателя по давлению жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления, системы зажигания, сигнал выключателя кондиционера, учитывается напряжение аккумуляторной батареи); отмеченные "**" компоненты являются исполнительными устройствами (вместе с главным реле системы впрыска, реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера; кроме того, от электронного блока управления двигателем (модели с АКПП) или электронного блока управления двигателем и АКПП (модели с АКПП) поступают выходные сигналы для управления топливным насосом, углом опережения зажигания и системой самодиагностики).
Общая схема системы впрыска топлива (MFI) двигателя 2,7 л (тип EOBD). 1 - передний кислородный датчик, 2 - датчик массового расхода воздуха, 3 - датчик температуры воздуха во впускном коллекторе, 4 - датчик температуры охлаждающей жидкости, 5 - датчик положения дроссельной заслонки, 6 - датчик положения распределительного вала, 7 - датчик положения коленчатого вала, 8 - датчик детонации, 9 - задний кислородный датчик, 10 - топливная форсунка, 11 - катушка зажигания, 12 - сервопривод регулятора оборотов холостого хода, 13 - электромагнитный клапан продувки адсорбера, а - электронный блок управления двигателем, b - выходной сигнал, с - входной сигнал, d - реле топливного насоса, е - управляющее реле двигателя, f - замок зажигания, g - регулятор давления топлива, h - топливный фильтр, i • воздушный фильтр, j - двухходовой клапан, к - адсорбер, I - предварительный каталитический нейтрализатор (на выпускном коллекторе), m - топливный бак, n - основной каталитический нейтрализатор (под полом кузова автомобиля); А - сигнал тахометра, В - сигнал датчика скорости автомобиля, С - сигнал выключателя кондиционера, D - сигнал реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера, Е - сигнал реле режима "HI" электродвигателя вентилятора конденсатора кондиционера, F - сигнал реле режима "LO" электродвигателя вентилятора конденсатора кондиционера, ТСМ - электронный блок управления АКПП, TCS - электронный блок управления противобуксовочной системой.
Примечание: сигналы, отмеченных компонентов используются электронным блоком управления (также используются сигналы от замка зажигания, выключателя блокировки стартера (модели с АКПП), реле топливного насоса, датчика скорости автомобиля, используется сигнал выключателя кондиционера, учитывается напряжение аккумуляторной батареи); отмеченные "**" компоненты являются исполнительными устройствами (вместе с главным реле системы впрыска, реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера; кроме того, от электронного блока управления двигателем поступают выходные сигналы для управления топливным насосом, углом опережения зажигания и системой самодиагностики).
Общая информация
1. Тип электронного блока управления двигателем.
- а) На моделях с двигателями 2,0 л и 2,4 л устанавливался электронный блок управления двигателем разработки MELCO (Mitsubishi Electric Со).
- б) На моделях с двигателем 2,7 л устанавливались электронные блоки управления двигателем разработки Siemens.
- в) В зависимости от региона экспорта могли устанавливаться блоки со стандартной системой управления по сигналам двух кислородных датчиков (с EOBD) и с упрощенной системой управления по сигналам одного кислородного датчика (без EOBD). На всех подобных моделях устанавливался каталитический нейтрализатор.
2. Диагностические разъемы.
В автомобиле устанавливался один стандартный 16-контактный основной диагностический разъем.
3. Тип системы самодиагностики.
- а) Применяется система самодиагностики стандарта EOBD или OBD-II. Стандартный диагностический код состоит из одной буквы и 4 цифр (например: "Р0000"). Нумерация таких кодов сплошная, т.е. коды неисправности для различных систем не повторяются.
- б) При обнаружении неисправности системой самодиагностики будет записан соответствующий диагностический код и записаны текущие параметры основных узлов и систем двигателя в данный момент ("стоп-кадр данных"). Эти данные, считанные с помощью тестера, могут упростить анализ условий появления неисправности.
4. Особенности диагностики с помощью тестера.
- а) Алгоритм работы системы диагностики Hyundai может отличаться от стандартного алгоритма (протокол OBD-II), поэтому для выполнения корректной диагностики рекомендуется использовать тестер Hi-Scan(Pro).
- б) Рекомендуется подсоединять тестер при выключенном зажигании, так как при включенном зажигании возможно возникновение сбоя в электронном блоке управления двигателем.
- в) Перед подсоединением тестера к диагностическому разъему убедитесь. что состояние и форма выводов разъема соответствуют норме.
5. Пояснения по работе индикатора "CHECK ENGINE":
- а) Индикатор загорается на несколько секунд сразу после включения зажигания, чтобы показать, что сам индикатор функционирует нормально.
- б) Далее (после запуска или при работающем двигателе) индикатор загорается, чтобы предупредить водителя об обнаружении неисправности системой самодиагностики.
Внимание: если индикатор загорается из-за неисправности электронного блока управления, то связь между тестером и электронным блоком управления установить невозможно, при этом отсутствует возможность считать диагностические коды.
- в) Периодическое мигание индикатора показывает наличие временной неисправности. Оно может продолжаться до тех пор, пока важная неисправность влияет на систему снижения токсичности ОГ или другие системы (например, из-за пропусков вспышек происходит повреждение каталитического нейтрализатора).
- г) При критической неисправности (наличие серьезного дефекта в системе впрыска топлива или системе снижения токсичности ОГ) индикатор будет гореть постоянно при движении автомобиля до тех пор, пока не будет удален код неисправности после устранения неисправности (т.е. после ремонта).
Примечание: удаление кода неисправности не является устранением неисправности.
- д) Индикатор погаснет при выключении зажигания (ключ замка зажигания в положении "OFF" (ВЫКЛ)).
6. Условия, при которых горящий индикатор "CHECK ENGINE" может погаснуть по сигналу электронного блока управления при включенном зажигании (код неисправности сохраняется):
- а) Для неисправности в трансмиссии: если блок управления двигателем в течение трех последовательных циклов движения автомобиля не обнаружил неисправность при соответствующих режимах и условиях (см. условия возникновения кода).
- б) Для неисправности в системе токсичности ОГ (пропуск вспышек в цилиндрах): если электронный блок управления двигателем в течение цикла не обнаружил неисправность при аналогичных условиях работы двигателя (частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости и т.д.), при которых неисправность была обнаружена впервые.
7. Код неисправности (для системы впрыска топлива) может быть автоматически удален из памяти электронного блока управления двигателем при включенном зажигании, если соответствующая неисправность не была обнаружена в течение 40 последующих циклов движения автомобиля.
8. Пояснения по работе системы самодиагностики.
- а) Блок управления двигателем отслеживает входные / выходные сигналы (одни постоянно, другие - только при определенных условиях). В случае если обнаружено постоянное или в течение заданного промежутка времени нарушение в работе системы, или если после первого некорректного сигнала в электронный блок управления двигателем поступило еще несколько подобных сигналов, то электронный блок управления двигателем воспримет это как наличие неисправности, запишет соответствующий код неисправности в память и пошлет сигнал на выход системы самодиагностики.
Примечание:
- Обычно, если электронный блок управления обнаружил неисправность, то индикатор "CHECK ENGINE" загорится и код неисправности будет записан только после повторного запуска двигателя и повторного обнаружения той же неисправности (т.е. если неисправность сохраняется в течение двух последовательных циклов движения автомобиля).
- Для некоторых неисправностей (например коды Р0300, Р0301, Р0302, Р0303, Р0304, Р0305 и Р0306) индикатор "CHECK ENGINE" загорится и код неисправности будет записан при первом их обнаружении, если данная неисправность является критической (происходит повреждение каталитического нейтрализатора). Если пропуск вспышек в цилиндрах приводит только к повышению токсичности ОГ (свыше 150% нормы), то код неисправности типа Р030х записывается сразу, а контрольная лампа загорается при повторной обнаружении неисправности.
- При появлении некоторых неисправностей (например, коды: Р0230, Р0325, Р0506 и Р0507) индикатор "CHECK ENGINE" не загорается.
Взаимосвязь между кодами неисправностей и характером дорожного испытания для системы типа EOBD.
Примечание:
- "Цикл прогрева двигателя" означает адекватную работу двигателя автомобиля, при которой происходит увеличение температуры охлаждающей жидкости от величины минимум 4,4 °C при запуске двигателя до величины минимум 70°C.
- "Цикл движения автомобиля" состоит из запуска двигателя и работы двигателя после начала управления с обратной связью по составу воздушно-топливной смеси ("closed-loop").
- б) Поскольку запоминающее устройство (оперативная память электронного блока управления двигателем) имеет питание непосредственно от аккумуляторной батареи, то результаты диагностики сохраняются даже когда ключ замка зажигания повернут в положение "OFF" (ВЫКЛ). Коды неисправностей будут стерты при отсоединении клеммы аккумуляторной батареи или разъема электронного блока управления двигателем. Кроме того, коды неисправностей стираются, если при включенном зажигании (ключ в положении "ON" (ВКЛ)) с тестера на электронный блок управления двигателем будет послан сигнал об удалении кодов неисправностей.
Внимание: если при включенном зажигании (ключ в положении "ON" (ВКЛ)) отсоединить разъем какого-либо датчика, то электронный блок управления воспримет это как наличие неисправности и в память электронного блока управления запишется соответствующий код. В этом случае удалите коды неисправностей.
Поиск основных неисправностей по их признакам
1. Выявление причин неисправностей двигателя следует всегда начинать с проверки работоспособности основных систем. Если присутствует одна из перечисленных неисправностей: двигатель не запускается, нестабильная частота вращения холостого хода, плохая приемистость (плохое ускорение), то начните проверку следующих основных систем:
- а) Система электропитания (аккумуляторная батарея, плавкая вставка, предохранитель).
- б) Провода соединения с "массой".
- в) Система топливоподачи (топливопроводы, топливный фильтр, топливный насос).
- г) Система зажигания (свечи зажигания, свечные провода высокого напряжения, катушка зажигания).
- д) Система снижения токсичности (система принудительной вентиляции картера, герметичность вакуумных линий).
- е) Другие неисправности (угол опережения зажигания, частота вращения холостого хода).
2. Очень часто причиной появления неисправности системы распределенного впрыска топлива (MR) является плохой контакт в разъемах. Обязательно проверьте все разъемы и убедитесь, что они надежно подсоединены.
3. Для поиска неисправностей смотрите соответствующую таблицу.
Двигатель не запускается:
- А. Коленчатый вал двигателя не прокручивается стартером.
- Б. Стартер вращает коленчатый вал, но двигатель не запускается.
- В. Неполное сгорание топлива.
Трудности при запуске:
- Г. Длитетная прокрутка Honanaioiu вала двигателя стартером.
- Д. Всегда.
- Е. Когда двигатель холодный.
- Ж. Когда двигатель прогрет.
Ненормальная работа на холостом ходу:
- 3. Несоответствующие обороты холостого хода при прогреве.
- И. Слишком высокие обороты холостого хода.
- К. Стишком низкие обороты холостого хода.
- Л. Неравномерная работа двигателя.
- М. Неадекватный отклик двигателя на управляющее воздействие или плохая приемистость.
Ненормальная работа двигателя при движении автомобиля:
- H. Pывки и подергивание автомобиля.
- O. Детонация.
Двигатель глохнет:
- П. Вскоре после запусха.
- P. После нажатия педали акселератора.
- С. После отпускания педали акселератора.
- Т. При включении кондиционера
Другие неисправности:
- У. Повышенным расход топлива.
- Ф. Двигатель перегревается.
- X. Двигатель не прогревается.
4. Если возникли трудности с заправкой (перелив, выплескивание топлива из бака), то проверьте клапан отсечки топливоподачи, шланг клапана вентиляции топливного бака и фильтр адсорбера паров топлива.
Особенности проверки системы впрыска топлива
1. Если компоненты системы впрыска топлива (датчики, электронный блок управления двигателем, форсунки и т.д.) неисправны, то в результате будет прекращена подача топлива или появится сбой в точной подаче топлива при различных режимах работы двигателя.
Могут возникнуть следующие ситуации:
- а) Двигатель не запускается или запускается с трудом.
- б) Нестабильная работа двигателя на холостом ходу.
- в) Плохая управляемость двигателем.
2. Если возникла какая-либо из указанных выше ситуаций, то сначала проводите обычную процедуру диагностики, которая включает основные проверки двигателя (отсутствие неисправности системы зажигания, неправильных регулировок двигателя и т.п ). Затем проверьте компоненты системы впрыска топлива (MFI) с помощью тестера в соответствии с подразделом "Стандартная схема поиска неисправностей с помощью тестера".
Примечание:
- Перед снятием или установкой какого-либо компонента сначала считайте диагностические коды неисправностей и затем отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
- Перед отсоединением проводов от клемм аккумуляторной батареи установите ключ замка зажигания в положение "OFF" (ВЫКЛ). Отсоединение или подсоединение проводов клемм аккумуляторной батареи при включенном зажигании или при работающем двигателе может привести к повреждению электронного блока управления двигателем.
- Провода системы управления, соединяющие электронный блок управления двигателем с кислородным датчиком экранированы с помощью провода соединения с "массой", который подсоединяется к кузову для устранения воздействия помех от системы зажигания и радиоприемника. Если экранирующий провод неисправен, то замените проводку системы управления двигателем в сборе.
- При выполнении проверки генератора не отсоединяйте провод от положительной клеммы аккумуляторной батареи, так как в противном случае возможно повреждение электронного блока управления двигателем.
- При зарядке аккумуляторной батареи от внешнего источника отсоедините провода клемм аккумуляторной батареи на автомобиле для предотвращения повреждения электронного блока управления двигателем.
Стандартная схема поиска неисправностей с помощью тестера
1. Смоделируйте признаки неисправности для проверки их наличия и определите характер и условия возникновения (режим работы двигателя, условия эксплуатации и тд.).
2. Считайте коды неисправностей и определите причины появления неисправности, проверяемые компоненты и порядок их проверки.
3. Проверьте входные сигналы электронного блока управления двигателем с помощью тестера или мотор-тестера. Если сигналы в норме, то соответствующий датчик (элемент) исправен. Переходите к проверке следующего компонента.
4. Проверьте выходные сигналы электронного блока управления двигателем с помощью мотор-тестера и проверьте работу исполнительных устройств (приводов) с помощью пункта ACTUATOR TEST тестера. Если сигналы блока управления двигателем и привод в норме, то управление приводом в норме. Переходите к проверке следующего компонента.
5. Если сигналы электронного блока управления двигателем в норме, то проверьте и при необходимости отремонтируйте электропроводку компонентов системы. После ремонта снова проверьте сигналы электронного блока управления двигателем. Если на этот раз сигналы в норме, то проверьте входные и выходные сигналы для следующего проверяемого компонента.
6. Если электропроводка в порядке, но входные и выходные сигналы блока управления двигателем не соответствуют норме, то проверьте отдельные компоненты системы и. при необходимости, отремонтируйте или замените их. После ремонта снова проверьте сигналы блока управления двигателем. Если на этот раз сигналы проверьте сигналы для следующего проверяемого компонента.
7. Повторная проверка признаков неисправности и ремонт.
Если в результате проверки подозреваемой цепи электропроводки и конкретных компонентов дефектов не выявлено, но входные и выходные сигналы электронного блока управления двигателем отклоняются от нормы, то более внимательно оцените признаки неисправности (возможно, первоначальный диагноз был неверным или неполным). При дальнейшей проверке попытайтесь расширить зону поиска неисправности на другие группы компонентов (отремонтируйте при не обходимости).
8. Постарайтесь смоделировать признаки неисправности, чтобы быть уверенными в том, что неисправность устранена. Устраните причину возникновения неисправности для предотвращения повторного появления дефекта.
Таблица. Поиск неисправностей по их признакам (номер показывает последовательность проверки).
Проверка индикатора "CHECK ENGINE" ("проверь двигатель")
1. Включите зажигание (положение ключа "ON" (ВКЛ)) и убедитесь, что индикатор "CHECK ENGINE" загорелся примерно на 5 секунд, а затем погас.
2. Если индикатор не горит, то проверьте проводку, предохранитель и лампу индикатора.
Считывание кодов неисправностей
1. Подготовьте автомобиль к проверке следующим образом.
- а) Убедитесь в исправном состоянии аккумуляторной батареи, так как определение неисправности невозможно при низком напряжении аккумуляторной батареи.
- б) Выключите все дополнительное оборудование.
- в) Установите рычаг переключения передач МКПП в положение нейтральной передачи или рычаг селектора АКПП в положение "N".
Внимание: не отсоединяйте аккумуляторную батарею до полного считывания результатов диагностирования, так как код неисправности будет удален из памяти электронного блока управления при отсоединении аккумуляторной батареи или разъема электронного блока управления двигателем.
2. При проверке с помощью тестера подсоедините тестер к диагностическому разъему, расположенному под нижней крышкой панели приборов.
Внимание: перед подсоединением или отсоединением тестера выключите зажигание.
3. Включите зажигание и считайте диагностические коды.
4. Описание структуры стандартного диагностического кода неисправности для системы типа OBD-II.
- а) Буква показывает назначение (область применения) неисправного устройства: Р - трансмиссия (двигатель и КПП), С - шасси, В - кузов, U - бортовая электросеть.
- б) Первая цифра кода после буквы обозначает либо группу общих кодов по SAE (0) либо группу специализированных кодов производителя (1).
- в) Вторая цифра кода после буквы обозначает конкретную систему автомобиля, в которой присутствует неисправность. Например, если областью применения является трансмиссия (Р), то для нее определены следующие 8 систем: 1 - топливная система и система воздухоподачи, 2 - топливная система и система воздухоподачи (только виды неисправностей в цепи форсунок), 3 - система зажигания или пропуск вспышек в цилиндрах, 4 - дополнительная система управления снижением токсичности (эмиссией), 5 - система управления скоростью автомобиля и система управления оборотами холостого хода, 6 - цепи различных электронных систем управления, 7 и 8 - трансмиссия (коробка передач).
- г) Остальные 2 цифры обозначает конкретный компонент системы.
Стирание кодов неисправностей без тестера
Примечание: после выполнения ре-монта удалите коды неисправностей из памяти электронного блока управления.
1. Выключите зажигание (ключ в положении "OFF" (ВЫКЛ)).
2. После отсоединения провода от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи на 15 секунд или больше снова подсоедините провод к клемме.
3. Запустите двигатель и после прогрева дайте ему поработать на режиме холостого хода 15 минут или больше.
4. При включенном зажигании считайте коды неисправностей и убедитесь, что выдается код нормального состояния.
Рекомендации к поиску неисправностей по кодам
1. Перед поиском причины неисправности проверьте, что напряжение аккумуляторной батареи 10 В или больше, затем проверьте цепь "массы" блока управления двигателем.
2. Если код неисправности продолжает появляться, хотя проверка показала, что проверяемые системы / цепи исправны (неисправности не обнаружены), то замените электронный блок управления двигателем заведомо исправным, выполните дорожный тест и повторите проверку.
3. Заменяйте блок управления двигателем новым только после проверки напряжения на его выводах для подтверждения отсутствия обрыва или короткого замыкания цепей.
4. Если диагностический код не выдается (при исправной цепи диагностики) и двигатель глохнет или двигатель не запускается, то замените блок управления двигателем новым.
5. Для большинства элементов, диагностируемых с помощью кодов, основными причинами неисправности являются:
- а) Дефект соответствующего элемента (указан в детализации кода, см. таблицу кодов);
- б) Плохой контакт в разъеме элемента, обрыв проводки или короткое замыкание в цепи элемента (цепи питания, "массы", сигнала);
- в) Дефект электронного блока управления двигателем.
Пояснения по работе системы в аварийном режиме
Когда система самодиагностики обнаруживает критическую неисправность одного из основных датчиков, то система управление двигателем переходит на аварийный режим управления (LIMP HOME FUNCTION), заменяя некорректный сигнал ранее записанным в память блока управления сигналом, чтобы автомобиль мог продолжить движение (до станции тех. обслуживания).
1. Если неисправен датчик расхода воздуха:
- а) Для управления используются сигналы от датчика положения дроссельной заслонки (если исправен), датчика положения коленчатого вала (частота вращения коленчатого вала двигателя), датчика температуры воздуха во впускном коллекторе в соответствии с заданной программой.
- б) Сервопривод регулятора оборотов холостого хода фиксируется в запрограммированном положении, в результате регулирование оборотов холостого хода не производится.
2. Если неисправен датчик температуры воздуха во впускном коллекторе, то температура воздуха во впускном коллекторе вычисляется с использованием сигналов датчика температуры охлаждающей жидкости.
3. Если неисправен датчик положения дроссельной заслонки, то не происходит увеличения топливоподачи при нажатии на педаль акселератора (по сигналу от датчика положения дроссельной заслонки). Для управления используются сигналы от датчика абсолютного давления, датчика температуры воздуха во впускном коллекторе и положение сервопривода регулятора оборотов холостого хода.
4. Если неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости, то температура вычисляется в зависимости от сигналов датчика температуры воздуха во впускном коллекторе.
5. Если в каком-либо цилиндре обнаружен пропуск вспышек, то прекращается подача топлива в данный цилиндр.
6. Если неисправен кислородный датчик (модели с одним датчиком) или передний кислородный датчик (модели с двумя или четырьмя датчиками), то не производится регулирование воздушно-топливного отношения (отсутствует управление с обратной связью).
7. (Модели с системой EOBD) Если неисправен задний кислородный датчик, то регулирование воздушно-топливного отношения (управление с обратной связью) производится с учетом сигналов только от переднего кислородного датчика.
8. Если неисправен датчик положения распределительного вала, то устанавливается более поздний угол опережения зажигания и последовательный впрыск топлива начинается по сигналам датчика положения коленчатого вала.
9. Если топливный баланс неправильный (коды Р0170 - Р0173), то продувка адсорбера не производится.
10. Если неисправен датчик детонации, то угол опережения зажигания корректируется только по сигналам датчика положения коленчатого вала и датчика расхода воздуха.
11. Если неисправен сервопривод регулятора оборотов холостого хода (коды Р1505 - Р1508 для двигателя 2,7 л), то регулирование оборотов холостого хода производится по заданной программе без сервопривода в зависимости от сигналов датчика положения коленчатого вала и датчика положения дроссельной заслонки.
Таблица. Поиск неисправностей по диагностическим кодам.
Примечание:
- Модели с EOBD:
- Двигатели 2,0 л/2,4 л: модели с двумя (передним и задним) кислородными датчиками.
- Двигатель 2,7 л: модели с четырьмя (двумя передними и двумя задними - для правой и левой головок цилиндров) кислородными датчиками.
- Модели без EOBD:
- Двигатели 2,0 л/2,4 л: модели с одним (передним) кислородным датчиком.
- Двигатель 2,7 л: модели с двумя (передними) кислородными датчиками.