Предупреждения:
- Не открывайте крышку расширительного бачка на горячем двигателе, так как выходящие пары могут привести к сильным ожогам. Не оставляйте открытыми емкости с охлаждающей жидкостью, так как жидкость ядовита.
- Избегайте попадания охлаждающей жидкости на окрашенные поверхности кузова и одежду. В противном случае, промойте место, куда попала охлаждающая жидкость, обильным количеством воды.
Слив охлаждающей жидкости
После полного остывания двигателя снимите крышку с расширительного бачка. Для снятия давления в системе охлаждения медленно поверните крышку против часовой стрелки до появления шипения. Подождите, пока не будет снято давление, оставшееся в системе охлаждения, затем, поворачивая крышку против часовой стрелки, снимите ее.
При необходимости снимите защиту двигателя. На всех моделях кроме моделей с двигателями 1,4 л доступ к радиатору и винтам удаления воздуха из системы охлаждения будет более удобным после выворачивания двух винтов, крепящих воздухозаборный патрубок к радиатору.
Выверните винты, предназначенные для удаления воздуха из системы охлаждения, которые расположены в радиаторе (один или два), и по одному в каждом из шлангов, соединяющих систему охлаждения с радиатором отопителя (около перегородки моторного отсека) (рис. 1.54, 1.55).
Рис. 1.54. Расположение пробок удаления воздуха из системы охлаждения двигателя 1,4 л
Рис. 1.55. Расположение винта удаления воздуха на радиаторе двигателя 1,6 л
Рис. 1.56. Расположение пробок удаления воздуха из системы охлаждения дизельного двигателя 1,9 л:
А-В-С - пробки удаления воздуха автомобилей с нагревателем;
A-B-C-D - пробки удаления воздуха автомобилей с системой кондиционирования воздуха;
Е - трубка расширительного бачка
Установите под нижним бачком радиатора соответствующий контейнер, затем ослабьте хомут, отсоедините шланг от радиатора и слейте охлаждающую жидкость в контейнер (рис. 1.57). На некоторых моделях имеется сливная пробка, расположенная в нижней части радиатора.
Рис. 1.57. Ослабление хомута крепления шланга к нижнему бачку радиатора
На моделях с двигателями 1,6 л пробка слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров расположена в передней части блока цилиндров рядом со стартером (рис. 1.58). Выверните пробку и слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров.
Рис. 1.58. Расположение пробки слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров
На моделях с двигателями 1,6 и 1,8 л ослабьте хомут, крепящий шланг малого диаметра к кожуху термостата, и отсоедините шланг. Для полного слива охлаждающей жидкости FIAT рекомендует продуть этот шланг сжатым воздухом. При отсутствии сжатого воздуха опустите этот шланг вниз и подождите пока из него не сольется вся охлаждающая жидкость.
Если охлаждающая жидкость сливается по любой другой причине, кроме ее замены, а также, если она чистая со сроком эксплуатации менее 2 лет, ее можно использовать повторно, хотя это делать не рекомендуется.
После слива охлаждающей жидкости подсоедините шланг к радиатору и закрепите его хомутом. Нанесите герметик на резьбу пробки слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров и вверните ее в блок цилиндров.
Промывка системы охлаждения
Систему охлаждения необходимо промыть, так как в каналах системы образуется ржавчина и скапливается грязь, что затрудняет прохождение охлаждающей жидкости. Эффективность системы охлаждения может быть восстановлена промывкой системы струей чистой воды.
Для исключения избыточного загрязнения радиатор необходимо промывать отдельно от двигателя.
Промывка радиатора
Отсоедините от радиатора все шланги.
Вставьте садовый шланг в патрубок верхнего бачка радиатора. Направьте поток чистой воды через радиатор и промывайте радиатор до появления чистой воды из нижнего бачка радиатора.
Если промывка радиатора водой не дает положительных результатов, промойте радиатор очищающим средством, предназначенным для очистки пластмассовых и алюминиевых элементов радиатора. При наличии сильного загрязнения промойте радиатор в обратном направлении, вставив шланг в отверстие нижнего бачка радиатора.
Промывка двигателя
Для промывки двигателя затяните винты, предназначенные для удаления воздуха, и снимите термостат. Временно установите крышку термостата без термостата.
Отсоедините верхний и нижний шланги от радиатора и вставьте садовый шланг в шланг верхнего бачка радиатора. Промывайте двигатель до появления чистой воды из шланга нижнего бачка радиатора.
После окончания промывки установите на место термостат и подсоедините шланги к радиатору.
Охлаждающая жидкость
Охлаждающая жидкость должна заменяться строго через предписанные интервалы. Это необходимо для сохранения свойств охлаждающей жидкости, а также для исключения появления коррозии, возникновение которой возможно с потерей эффективности ингибиторов коррозии.
Охлаждающая жидкость представляет собой смесь дистиллированной воды с концентратом этиленгликоля.
Не используйте охлаждающую жидкость в омывателе стекол, так как она может повредить лакокрасочное покрытие автомобиля.
Заполнение системы охлаждения
Перед заполнением системы охлаждается убедитесь, что все шланги и хомуты находятся в хорошем состоянии, при этом хомуты надежно затянуты. Обратите внимание, что для предотвращения коррозии смесь антифриза должна использоваться круглый год. Также проверьте, что сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров находятся на месте и надежно затянуты.
Отверните все винты, предназначение для удаления воздуха из системы охлаждения.
Снимите крышку с расширительного сачка и медленно залейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок, что исключит образование воздушных пробок.
В начальной стадии заполнения системы охлаждения периодически сжимайте верхний бачок радиатора и шланги, что позволит удалить воздух из системы охлаждения. Заливайте охлаждающую жидкость в систему охлаждения, пока она не начнет вытекать без пузырьков воздуха из винта удаления воздуха на радиаторе, после чего затяните этот винт.
Продолжайте заполнять систему охлаждения, пока охлаждающая жидкость не начнет вытекать без пузырьков воздуха из винтов, расположенных на шлангах отопителя, после чего затяните эти винты.
Залейте охлаждающую жидкость до метки МАХ на расширительном бачке и установите крышку расширительного бачка. На моделях с системой кондиционирования воздуха важно на этом этапе не переполнить расширительный бачок.
Пустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу.
Особенно на моделях с системой кондиционирования воздуха через каждые 30 секунд увеличивайте частоту вращения коленчатого вала до 3000 мин-1, пока двигатель не прогреется.
По мере необходимости в течение первых нескольких минут после пуска двигателя долейте охлаждающую жидкость до метки МАХ на расширительном бачке.
После стабилизации уровня охлаждающей жидкости надежно затяните крышку расширительного бачка. Оставьте двигатель работать до его прогрева или включения вентилятора радиатора, после чего дайте ему поработать еще несколько минут, выключите и подождите до полного его остывания в течение нескольких часов.
Проверьте систему охлаждения на отсутствие утечек, особенно около мест которые разъединялись.
После охлаждения двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. При необходимости долейте жидкость и установите на место пробку расширительного бачка.
Воздушные пробки
Если после замены охлаждающей жидкости двигатель перегревается, что ранее не наблюдалось, возможно в системе охлаждения имеются пробки, которые ограничивают поток охлаждающей жидкости. Обычно пробки появляются в результате быстрой заливки охлаждающей жидкости в систему охлаждения.
Если имеется подозрение на наличие воздушных пробок, в первую очередь попробуйте плавно сжимать все видимые шланги системы охлаждения. Шланг, в котором находится воздух сжимается легко в отличие шланга, заполненного охлаждающей жидкостью, который сжимается с трудом. После доливки охлаждающей жидкости система охлаждения освобождается от воздушных пробок после ее охлаждения.
При работе прогретого двигателя установите ручку температуры подаваемого в салон воздуха в положение максимальной температуры, включите вентилятор и проверьте температуру воздуха. Если в системе охлаждения достаточно охлаждающей жидкости, значит, в салон будет подаваться горячий воздух, а если имеются воздушные пробки, будет подаваться холодный или чуть теплый воздух.
Воздушные пробки могут привести к серьезным повреждениям двигателя, так как в рубашке блока цилиндров уменьшается циркуляция охлаждающей жидкости. Убедитесь, что при работе прогретого двигателя шланг верхнего бачка радиатора горячий, в противном случае возможно в системе охлаждения имеются воздушные пробки или не открывается клапан термостата.
Если неисправность все еще не устранена, выключите двигатель и подождите до его полного остывания перед отворачиванием крышки расширительного бачка или винтов удаления воздуха и сжатием шлангов для удаления воздуха. В худшем случае необходимо частично слить охлаждающую жидкость и для удаления воздушных пробок частично промыть систему охлаждения.