Стартер
2. Корпус тягового реле; 3. Возвратная пружина; 4. ?корь реле; 5. Палец; 6. Рычаг привода; 7. Ось; 8. Корпус; 9. Втулка вала электродвигателя; 10. Втулки шестерни стартера; 11. Шестерня с муфтой свободного хода; 12. Якорь электродвигателя; 13. Задняя втулка якоря электродвигателя; 14. Статор электродвигателя; 15. Задняя крышка статора; 16. Стяжной болт; 17. Щеточный узел; 18. Болт; 19. Шайба
Схема системы пуска двигателя
1. Рычаг привода; 2. ?корь реле; 3. Удерживающая обмотка; 4. Втягивающая обмотка; 5. Тяговое реле; 6. Контакты включения электродвигателя; 7. К клемме "ват" распределителя зажигания; 8. Разъем; 9. Положительный провод батареи; 10. Замок зажигания; 11. Аккумуляторная батарея; 12. Электродвигатель; 13. Втулка; 14. Возвратная пружина; 15. Муфта свободного хода; 16. Шестерня; 17. Зубчатый венец маховика
Измерение зазора в зацеплении шестерни с маховиком
Перед демонтажем с двигателя стартера необходимо выполнить следующие проверки:
- проверка исправности системы пуска двигателя.
- проверка исправности аккумуляторной батареи.
- проверка исправности электрической проводки: проверить целостность проводов и надежность электрических соединений батареи, замка зажигания, стартера, включая "массовый" провод. При необходимости очистить контакты и подтянуть крепления проводов.
- проверка исправности замка зажигания и тягового реле: осмотреть и определить состояние замка и реле.
- повышенный шум стартера: для нормализации шума стартера при пуске двигателя выполнить следующее:
- 1) С помощью таблицы диагностики определить причину повышенного шума.
- 2) Устранить обнаруженный дефект.
- 2а) Проверить исправность маховика: отсутствие изгиба, следов сильного износа и т.д.
- 2б) Запустить двигатель и отметить с помощью мела или угля вершины зубьев венца маховика с наибольшим радиальным биением. Выключить двигатель и провернуть коленчатый вал так, чтобы отмеченные зубья венца оказались в зацеплении с шестерней стартера.
- 2в) Отсоединить отрицательный провод батареи.
- 2г) Проверить зазор между шестерней и зубчатым венцом маховика с помощью проволочного щупа диаметром 0,5 мм, рис. Измерение зазора в зацеплении шестерни с маховиком. Для правильного определения зазора необходимо сцентрировать зуб шестерни между зубьями венца и вставить щуп между вершиной зуба шестерни и впадиной венца. Если зазор менее требуемого, отодвинуть стартер от маховика на необходимое расстояние.
- 2д) Если зазор намного превышает 0,5 мм и составляет около 1,5 мм, придвинуть стартер к маховику. Повышенный зазор может быть причиной поломки зубьев маховика. Для уменьшения зазора следует отрегулировать толщину прокладок только на наружной опоре стартера. Прокладка толщиной 0,4 мм, расположенная в этом месте, соответствует изменению зазора в зацеплении около 0,3 мм.
- 3) Нижний болт стартера.
- 4) Гайку крепления главного цилиндра.
- 5) Защитный щиток распределителя зажигания.
- 6) Отрицательный провод аккумуляторной батареи.
При отсутствии стандартных прокладок стартера можно использовать плоские шайбы или другие аналогичные детали.
Проверка исправности стартера: если батарея, электрическая проводка и замок зажигания исправны, демонтировать стартер для последующей проверки.
Запрещено включать стартер более, чем на 30 секунд непрерывно. Между включениями стартера необходимо выдерживать паузу не менее 2 минут для его охлаждения. Перегрев стартера из-за продолжительной и непрерывной работы может вывести его из строя. Детали стартера не требуют смазки в процессе эксплуатации, кроме случаев полной разборки стартера.
Диагностика неисправностей стартера, проявляющихся в повышенном шуме
Признак неисправности | ПРИЧИНА |
Вой высокого тона при прокручи вании двигателя стартером (до пуска двигателя). Двигатель за пускается нормально | Велик зазор в зацеплении шестерни и венца маховика |
Вой высокого тона после пуска двигателя и отпускания ключа зажигания. Двигатель запускается нормально. Этот постоянно или периодически появляющийся дефект связан с тем, что возвратная пружина не может вывести шестерню из зацепления с венцом маховика | Мал зазор в зацеплении шестерни и венца маховика. Радиальное биение венца маховика делает этот дефект нестабильным |
Резкое увеличение шума или звук, похожий на сирену, после пуска двигателя и до выключения стартера | Наиболее вероятная причина – неисправность муфты свободного хода. замена муфты часто устраняет этот дефект |
Грохот или стук при выключении стартера после пуска двигателя | Наиболее вероятная причина – деформация или нарушение балансировки якоря стартера. Необходимо заменить якорь |