Органы управления автоматической коробкой передач автомобиля с двигателем рабочим объемом 1,8 л: 1 - селектор; 2 - режим R (Reverse, задний ход); 3 - режим N (Neutral, нейтральное положение); 4 - режим D; 5 - режим 3; 6 - режим 2; 7 - режим 1; 8 - кнопка HOLD фиксации включенной передачи; 9 - режим Р (Parking, стоянка); 10 - гнездо разблокировки селектора Shift-lock release
Органы управления автоматической коробкой передач автомобиля с двигателем рабочим объемом 1,6 л: 1 - селектор; 2 - режим R (Reverse, задний ход); 3 - режим N (Neutral, нейтральное положение); 4 - режим D4; 5 - режим 2; 6 - режим 1; 7 - кнопка HOLD фиксации включенной передачи; 8 - режим Р (Parking, стоянка); 9 - гнездо разблокировки селектора Shift-lock release
Рычаг стояночного тормоза (кнопка в торце ручки показана стрелкой)
Для включения стояночного тормоза тянем рычаг за его ручку вверх до упора (при этом раздается 7-10 характерных щелчков). Одновременно на панели приборов загорается сигнализатор включения стояночного тормоза (красного цвета). Для выключения стояночного тормоза, чуть потянув рычаг за его ручку вверх, нажимаем кнопку в его торце и переводим рычаг до упора вниз. Сигнализатор на панели приборов должен погаснуть.
Всегда включайте и выключайте стояночный тормоз полностью, не допуская промежуточных положений рычага. При неполном включении стояночного тормоза автомобиль может самопроизвольно прийти в движение (покатиться) во время остановки или стоянки даже на незначительном уклоне. Неполное выключение стояночного тормоза может привести к перегреву и повреждению колодок механизмов стояночного тормоза и дисков во время движения автомобиля.
Включайте стояночный тормоз всегда, когда вы останавливаете автомобиль и покидаете его (даже на короткое время). Особенно важно делать это при остановке и стоянке на дороге с уклоном (на подъеме либо на спуске). Исключения составляют случаи обслуживания или ремонта автомобиля, когда требуется сохранить возможность вращения заднего колеса. В этом случае предотвращайте самопроизвольное движение (скатывание) автомобиля при помощи включения одной из передач переднего хода или передачи заднего хода, а также подкладывай-те под колеса автомобиля противооткатные упоры.
Рычаг механической коробки передач (кольцо, необходимое для включения передачи заднего хода, показано стрелкой)
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,4, 1,6 и 1,8 л могут оснащаться механической коробкой передач, имеющей пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода. Переключение передач осуществляется по схеме, нанесенной на рукоятку рычага переключения передач. Для включения передачи заднего хода следует пальцами предварительно потянуть вверх кольцо, расположенное под рукояткой рычага переключения передач, а затем перевести рычаг на себя и вперед.
Включать передачу заднего хода можно только после полной остановки автомобиля.
Включение любой передачи следует производить только при полном выключении (выжиме до упора) педали сцепления. Не допускайте даже легкого нажатия педали сцепления при движении автомобиля, т. к. это приведет к пробуксовке и быстрому износу механизма сцепления. Легкая пробуксовка сцепления допускается лишь при трогании с места.
На скользкой дороге с целью избежать буксования ведущих колес автомобиля рекомендуется начинать движение со второй передачи. Во всех остальных случаях используйте для трогания с места только первую передачу.
При движении на спуск не выключайте сцепление и передачу (не используйте режим «наката»). На спуск следует двигаться на той же передаче, на которой вы двигались бы по данному участку дороги на подъем.
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,6 и 1,8 л могут комплектоваться автоматическими коробками передач двух разных моделей, но практически идентичными в эксплуатации. Эти коробки имеют по четыре передачи переднего хода и по одной — заднего хода. Управление автоматической коробкой передач (смена режимов ее работы) осуществляется с помощью рычага выбора передач — селектора. При стоянке (парковке) автомобиля селектор должен находиться в положении Р или N.
Пускайте двигатель только при нахождении селектора в положении Р (его можно пустить также при нахождении селектора в положении N, однако делать это рекомендуется только в том случае, когда при нахождении селектора в положении Р пуск почему-либо невозможен).
Перед пуском двигателя обязательно нажмите педаль тормоза. Также только при нажатой педали тормоза можно переводить селектор из положения Р в положение R, из положения R в положение N, из положения N в положение D (D4 на автомобиле с двигателем 1,6 л) и в обратном порядке. Особенно важно удерживать педаль тормоза нажатой при переводе селектора из положения Р в положение R и из положения N в положение D (D4), т. к. автомобиль с автоматической коробкой передач может начать движение самостоятельно, без нажатия водителем педали «газа». Это может привести к потере контроля водителя над автомобилем.
Ни в коем случае не нажимайте педаль «газа» при переводе селектора из положений остановки и стоянки (N и Р) в положения движения (R, D (D4), 3, 2 и 1). Это может привести к потере контроля над автомобилем и к аварийным поломкам автоматической коробки передач.
Для трогания с места вперед, удерживая нажатой педаль тормоза, переведите селектор в положение D (D4), отпустите педаль тормоза и, если автомобиль не пришел в движение, слегка нажмите педаль «газа». В холодное время года не начинайте движение сразу после пуска двигателя. Если непрогретый двигатель, остановился, нажмите педаль тормоза, верните селектор в положение Р, пустите двигатель, прогрейте его и только затем трогайтесь с места.
При движении передним ходом регулируйте скорость движения степенью нажатия педали «газа» (автоматическая коробка сама включит нужную передачу) и по возможности используйте прежде всего режим D (D4), прибегая к режимам 3, 2 и 1 только в трудных дорожных условиях. При выборе режима 3, 2 или 1 коробка передач будет переключаться вверх соответственно только до 3-й, 2-й или 1-й передачи.
Если у вас возникли затруднения при трогании с места на скользкой дороге, вы можете воспользоваться режимом фиксации включенной передачи. Для этого, переведя селектор в положение D (D4), нажмите кнопку HOLD, расположенную рядом с ним. При этом в комбинации приборов загорится сигнализатор HOLD оранжевого цвета. В этом случае автомобиль будет трогаться с места на 2-й (с двигателем 1,8 л) или 3-й передаче (автомобиль с двигателем 1,6 л). Это позволит избежать буксования колес. Отключить данный режим можно повторным нажатием кнопки HOLD (сигнализатор погаснет).
При кратковременных остановках (например, на светофоре или при посадке и высадке пассажиров), если вы не собираетесь выходить из автомобиля, не переводите селектор из положения движения (R, D (D4), 3, 2 или 1) в положения P или N. Удерживайте автомобиль на месте, нажав педаль тормоза. Это особенно важно при остановке на подъеме. При остановке на длительное время или при парковке автомобиля остановите автомобиль нажатием педали тормоза, включите стояночный тормоз а затем переведите селектор из положения движения в положение Р.
Обязательно включайте стояночный тормоз всегда, когда вы покидаете автомобиль, даже ненадолго. Рекомендуется переводить селектор в положение Р только при включенном стояночном тормозе.
Если необходимо обеспечить возможность перемещения автомобиля вручную (прокатывания), переведите селектор в положение N. Не забывайте при этом включать стояночный тормоз при остановке автомобиля, т. к. он может покатиться самопроизвольно. Режим N используется также для буксировки автомобиля. Помните, что буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач можно только вперед со скоростью не выше 50 км/ч и на расстояние не более 50 км. Для буксировки на большее расстояние необходимо вывесить ведущие (передние) колеса или прибегнуть к помощи эвакуатора.
Если по какой-либо причине селектор оказался заблокирован в положении Р и не меняет своего положения ни при каких условиях, проделайте следующее. Выньте ключ из замка зажигания, нажмите педаль тормоза и вставьте ключ зажигания в гнездо Shift-lock release. Это позволит перевести селектор в положение N. Выньте ключ и попробуйте пустить двигатель. Селектор должен получить способность перемещаться в другие положения. Помните, что данная ситуация свидетельствует о неисправности и требует обращения на СТО для ремонта.
Автоматическая коробка передач — сложное электронно-механическое устройство. Обращайтесь с ним бережно, не нарушайте порядка смены режимов ее работы, не переводите селектор из одного положения в другое резко, рывками. При движении передним ходом старайтесь по большей части пользоваться режимами D и D4. Помните, что агрессивная езда с резкими ускорениями и торможениями, а также длительное буксование автомобиля могут привести к повреждению деталей коробки передач и выходу агрегата из строя.
При аккуратном обращении и своевременном обслуживании автоматические коробки передач обычно служат долго и надежно, однако в случае каких-либо поломок их ремонт обходится дороже, чем ремонт механических коробок передач.