В этой главе вы найдете несколько советов, как можно внести свою лепту в дело экономии топлива. Я назвала это "экологическим" подходом, так как всегда есть смысл рассматривать автомобиль и приемы его вождения как с точки зрения экологии, так и с точки зрения экономии. И, как мы уже выяснили, они весьма взаимосвязаны!
Загляните под капот
Посмотрите на все детали и системы вашего автомобиля и убедитесь в том, что они находятся в хорошем состоянии и функционируют нормально.
Если воздушный фильтр загрязнен, это может привести к потере 2-3 литров бензина на 100 км пути на скорости 80 км/час. Уменьшив расход топлива всего лишь на 10%, вы экономите в среднем 300 литров в год! Как проверить и заменить воздушный фильтр, рассказано в главе 13 "Регулировка топливной системы".
Если ПВК-клапан не функционирует, двигатель автомобиля работает неэффективно, при этом повышается расход масла, а само масло загрязняется. В главе 6 "Топливная система — сердце и легкие автомобиля" описывается предназначение PCV-клапана, а в главе 13 "Регулировка топливной системы" рассказано, как его проверить и при необходимости заменить.
Плохая работа свечей зажигания может привести к повышению расхода топлива на 25%. Найдите в главе 5 "Электросистема — искра жизни вашей машины" описание функциональной нагрузки, которые несут свечи зажигания. Глава 12 "Регулировка электрооборудования" содержит описание проверок, регулировки и замены свечей.
Если систему зажигания давно не регулировали, сделайте это немедленно! Простая настройка может снизить выбросы окиси углерода и углеводорода на 30-50%. Это также позволяет экономить топливо и улучшить характеристики автомобиля. Подробнее о системе зажигания можно узнать в главе 5 "Электросистема — искра жизни вашей машины" и главе 12 "Регулировка электрооборудования".
Ослабление натяжения или перенатяженне ремней, которые вращают вентилятор, водяной насос, генератор и большое количество других устройств, приводит к ощутимому снижению эффективности работы двигателя. Ремень должен иметь слабину, равную примерно одному сантиметру, и не должен быть сильно изношенным. В главе 3 "Профилактическое обслуживание - ежемесячное ТО" показано, как проверить эти ремни, а в главе 13 "Регулировка топливной системы" приведены инструкции по регулировке и замене ремней.
Плохо отрегулированные тормоза могут привести к притормаживанию автомобиля в движении. Для вращения колеса при подклинивающих тормозах требуется больше мощности, в результате этого тормозные колодки — и бензин в топливном баке — прослужат меньше. Для того чтобы убедиться в том, что колеса подклинивают, поднимите автомобиль на домкрате и прокрутите подозрительное колесо руками (см. главу 1 "Это должен знать каждый водитель"). Если тормозная колодка подклинивает. вы это сразу же почувствуете по сопротивлению вращения колеса. В главе 10 "Это тормоза!" рассказано все, что нужно знать о тормозах.
Если колесо грохочет, это может быть вызвано повышенным износом колесных подшипников, — их надо заменить. Указания о проверке и замене подшипников можно найти в главе 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами".
Трогайтесь с места, не разогревая двигатель
Прогреваете ли вы свой автомобиль утром перед тем, как тронуться? Если да, то вы делаете очень плохо! В большей части руководств есть предупреждения против такой практики. Во-первых, так напрасно расходуется топливо, во-вторых, загрязняется атмосфера, и, в-третьих, повышается износ двигателя.
Если двигатель не запускается немедленно, попробуйте следующее.
Для автомобилей с инжекторным двигателем необходимо обратиться к механику, только он может все исправить (подробно об этом сказано в разделе "Что делать, если ничего не помогло" главы 13 "Регулировка топливной системы").
Как исправить неисправную воздушную заслонку в автомобилях с карбюраторным двигателем см. в главе 6 "Топливная система — сердце и легкие автомобиля", а как отрегулировать воздушную заслонку и карбюратор, см. в главе 13 "Регулировка топливной системы".
О том, что делать, если возникли проблемы с запуском холодным мором, см. в главе 8 "Как работает система охлаждения", (вы узнаете, где найти термостат системы охлаждения), а в главе 14 "Как уберечь машину от перегрева" см. о том, как его можно заменить.
"Экологическое" вождение
Рассмотрите способы своего вождения с точки зрения расхода топлива. Например, увеличивая скорость с 40 до 60 км/час, а затем, тормозя через один или два квартала, вы неоправданно перерасходовали топливо на ускорение, так как потом вернулись к исходной скорости.
Перед тем как увеличить скорость, убедитесь в том, что вам не придется скоро тормозить перед светофором, перекрестком или при прохождении кривой. Помните, при каждом нажатии тормозной педали вы возвращаетесь к скорости, для увеличения которой вы потратили дополнительное количество топлива!
Ниже приведено несколько приемов вождения, которые помогут сэкономить топливо.
Отрегулируйте водительское кресло как можно удобнее. Исследования показали, что удобное положение водителя при езде способствует более слабому нажатию педали газа, а чем плавнее вы ее нажимаете, тем больше экономите топлива. При езде на скорости 80 вместо 110 км/час. "легкая нога" позволяет сэкономить до 20% топлива! При езде на повышенных скоростях увеличивается сопротивление воздуха и ускоряется износ кузова.
Трогайтесь с места и набирайте скорость медленно и плавно. Для того чтобы автомобиль тронулся с места, требуется определенная мощность. Эту мощность можно эффективно использовать, аккуратно трогаясь и медленно ускоряясь. Быстро трогаясь с места, вы будете повышать расход на 1-2 литра на 100 км пути. Если вы будете медленно трогаться, то сможете проехать на 30% дальше на том же самом количестве бензина. Старайтесь не разгоняться сильно, хотя бы на первом километре!
Выполняйте все требования по ограничению скорости, хотя бы в городских условиях. "Зеленая волна" рассчитывается исходя из этих ограничений. Поэтому при соблюдении местных ограничений скорости вы скоро обнаружите, что для вас свет всегда будет зеленым. И как результат — меньше работы для вас и экономия топлива.
Держитесь своего ряда. Всегда при смене ряда для обгона другого автомобиля вы расходуете дополнительное топливо для того, чтобы ускориться. а потом вам придется нажать педаль тормоза, так как в новом ряду перед вами обязательно возникнет автомобиль. А это как минимум 30%-ный перерасход горючего.
Двигайтесь с постоянной скоростью. При торможении и остановках автомобильного потока необходимо двигаться так, чтобы резко не тормозить. Если не разгонять сильно машину, можно остановиться или сбросить скорость, просто убрав ногу с педали газа. Сброс скорости без применения тормозов позволит снизить износ тормозов и сэкономить горючее.
Постепенно увеличивайте скорость еще до того, как вы пойдете на подъем. Дополнительный импульс позволит вам подняться как минимум на полподъема. Не ускоряйтесь для поддержания скорости, если, конечно, вы не стали причиной "тянучки". Контролируйте педаль газа и не влетайте вверх на полной скорости; вам потребуется затормозить на следующем спуске, понапрасну расходуя бензин, который позволил вам взлететь на гору первым.
На спусках используйте накат, пользуясь массой автомобиля и его инерцией, а ногу с педали газа нужно убрать.
Пользуйтесь пониженной передачей. Это позволит сэкономить еще 10% горючего.
Для механической КПП пользуйтесь как можно более высокими передачами. Это позволяет избежать перегрузки двигателя.
Для экономии горючего продумывайте маршрут заранее
Сначала продумайте маршрут и совместите несколько незначительных путешествий в одну большую поездку. Поездка длиной в один километр может привести к перерасходу топлива на 70%. По возможности исключите такую поездку, а воспользуйтесь телефоном, факсом или Internet. Можно воспользоваться велосипедом или общественным транспортом. Старайтесь ходить в магазины по месту жительства, если цены в соседних магазинах немного выше, вы все равно сэкономите время, усилия и горючее.
На левый поворот всегда требуется больше горючего, чем на правый, так как при этом тратится время на ожидание, когда вас пропустит или пройдет весь встречный транспорт, кроме того, потребуется опять трогаться с места. По той же причине для поездки вокруг квартала потребуется меньше топлива, чем для разворота, для которого нужно много остановок и троганий с места.
Заправляйтесь "экологически"
Экономия горючего предполагает много больше, чем смену стиля вождения. Есть еще моменты, которые позволяют снизить расход горючего и сэкономить деньги. При следующей заправке помните следующее.
В жаркую погоду заправляйтесь рано утром или вечером, когда воздух свеж. Как и все остальное в природе, бензин при нагреве расширяется. Повышение температуры окружающей среды более 30° приводит к расширению 40 литров бензина на 0,8 литра, а это больше, чем одна бутылка водки!
Никогда не переливайте бак. Когда заправочный пистолет "отстреливается", не стоит поддаваться соблазну долить еще немного бензина. Переполненный бак будет переливаться, и лишнее топливо выльется прямо на землю на подъеме или при парковке прямо под солнечными лучами. Это не только приводит к бесполезной потере топлива и порче асфальта, но пары бензина приводят к загрязнению атмосферы.
Всегда держите окна закрытыми
Открытые боковые окна снижают аэродинамические характеристики автомобиля. Старайтесь использовать внутренние вентиляционные люки, люк в крыше или форточки (если, конечно, они есть в машине). Кондиционер также служит козырем в деле борьбы за аэродинамические характеристики, но он приводит к дополнительному расходу топлива: во-первых, автомобиль должен вести на себе вес самого кондиционера и его хладагента, во-вторых, для обеспечения его работы потребуется дополнительная мощность. Но вы заплатили за него, сделав, таким образом, свой выбор - кондиционеры добавляют к расходу 1-2 литра на 100 км пути!
Поддерживайте в шинах нормативное давление
Колеса с пониженным давлением приводят к повышению расхода топлива на 2-3 литра на 100 км пути. Кроме того, это повышает износ шин. Воздух не стоит ничего, поэтому убедитесь в том, что шины хорошо накачаны. В главе 19 "Уход за шинами и рулевым управлением" подробно рассказывается, как ухаживать за колесами и как узнать по боковым надписям на шинах допустимые диапазоны давления в шинах. Для того чтобы все было правильно, подкачивайте шины только утром перед началом поездки (за исключением случая, когда требуется добраться до ближайшего компрессора). После поездки колеса нагреваются, и воздух в них расширяется (следовательно, давление поднимается).
Как можно быстрее замените зимнюю резину на летнюю. Она тоже повышает расход топлива, а в следующий раз покупайте всесезонную резину, если вы живете в районах с умеренным климатом!
Выкидывайте из багажника все ненужное
Для того чтобы везти дополнительные вещи, находящиеся в багажнике, тратится дополнительное топливо. Каждые 225 кг, которые вы везете, стоят лишних 3-4 литра топлива на 100 км пути, поэтому свобода вашего багажника быстро окупается.
Обрабатывайте воском кузов своего автомобиля
А знаете ли вы, что обработанный воском автомобиль обладает лучшими аэродинамическими характеристиками? Да и выглядит он получше. В главе 23 "Уход за машиной" можно узнать, как мыть и покрывать воском автомобиль, как соблюдать чистоту и порядок в салоне.
Пользуйтесь прицепом, а не багажником на крыше
Внешняя легкость багажников обманчива. Они создают дополнительное аэродинамическое сопротивление, особенно при максимальной загрузке. В действительности небольшой прицеп, загруженный аналогичным грузом, не создаст такого же сопротивления, гак как прицепы следуют за автомобилем и встречают меньшее сопротивление воздушного потока. Конечно, они имеют дополнительный вес, но он не играет большой роли, если вы никуда не спешите. Кроме того, если он не нужен, его можно отцепить, а пустой багажник вы все равно продолжаете возить с собой, даже если у вас нет никакого груза.