Если вы столкнулись с серьезным ремонтом, по крайней мере, имейте про запас вариант для оценки тарифов. Если очевидны большие разбросы. следующими на очереди будут дополнительные оценки. Если цены в мастерской значительно ниже цен в других мастерских, не следует гуда торопиться. Убедитесь в том, что при этом не пострадает качество ремонтных работ.
Попросите письменную оценку. Избегайте общих отчетов, требуйте максимально детализированных отчетов.
Попросите, чтобы все замененные детали были возвращены вам, независимо от требований местных законов. Таким образом, можно быть полностью уверенными в том, за что вы заплатили деньги.
Требуйте скидок при замене старой детали на восстановленную. Если вы покупаете восстановленную деталь, из цены, взимаемой за эту деталь, вычитается определенная сумма, так как ваша деталь тоже будет восстановлена таким же образом, чтобы потом ее продали кому-либо еще.
Внимательно проверяйте счета
Убедитесь в том, что счета на выполненные работы включают письменную гарантию на установленные детали и проведенные работы и что любые установленные детали приходят с соответствующей гарантией. (Это очень важно при проведении серьезных ремонтных работ, для которых требуются дорогие детали.) Осведомленность о том, на ком лежит ответственность в случае рекламации или выхода из строя части, всегда окупается. Стандартный бланк счета механика имеет отдельные зоны, служащие для различных целей.
Описание работы. В этой зоне описываются все производимые работы. Когда вы забираете машину, обязательно проверяй те ее для того, чтобы удостовериться в том, что все сделано правильно.
Тарифы на выполнение работ. Эти тарифы отображаются в долях часа. Если вам кажется, что на выполнение работ было затрачено слишком много времени, справьтесь в Руководстве по единым тарифам, в котором приведены расчет времени и тарифы для всех ремонтных работ на автомобиле.
Мастерские обычно взимают плату за выполнение работ в соответствии со временем, указанным в этом руководстве. Независимо от времени, реально потраченного на выполнение работ, мастерские не держат механиков, которые не справляются с работой за это время. Если часы указаны правильно, умножьте почасовой тариф, применяющийся в данной мастерской, на потраченное па выполнение работ время, чтобы удостовериться в том, что расчет сделан правильно. После этого проверьте, чтобы полученные цифры совпадали с цифрами в итоговой строке зоны 5.
Использованные детали. Перечислены все детали и цены на них. Убедитесь в том. что все цены сложены правильно и что сумма цен всех деталей совпадает с общей суммой.
Ремонтные работы, произведенные субподрядчиком. В этой зоне отображают объемы работ, выполненных субподрядчиком. Итоговые затраты должны учитываться в общем столбце за трат.
Итоги. В этом разделе перечислены и просуммированы все суммы, указанные во всех предыдущих разделах. Вы должны заплатить эту итоговую сумму.
Кроме того, каждый счет должен иметь специальное поле для письменной опенки работ и указания вероятной суммы ремонта. Вас попросят подписать оценку.
Перед тем как поставить свою подпись, обязательно ознакомьтесь с надписью, данной мелким шрифтом. Небольшая надпись касается только вашего согласия с оценкой и факта, что вы разрешаете техникам отогнать ваш автомобиль для тестирования, диагностики и ремонта.
На обратной стороне счета содержится информация о гарантийных обязательствах мастерской и право на арест, которое позволяет ремонтным мастерским продать машину для покрытия своих расходов в случае отказа заказчика заплатить за проведенные работы. Поэтому, в случае возникновения споров, всегда необходимо сначала оплатить счет, а затем заниматься возмещением. Как уже было сказано, кредитные карточки в таких ситуациях оказываются очень кстати. Для того чтобы получить компенсацию, обязательно прочитайте следующий раздел "Успешное разрешение конфликтов".
Установите хорошие отношения с механиком
Найти опытного механика, который был бы честным и опытным, совершенно недостаточно. Вы заинтересованы в том, чтобы стать "самым предпочтительным заказчиком". Найдя отличную автомастерскую, нужно постараться установить в ней прочные хорошие отношения. Даже в наши времена, когда малые частные предприятия отчаянно борются за то, чтобы выжить, хорошая небольшая независимая мастерская остается скорее исключением, чем правилом. Все достойные автомастерские имеют больше дел, чем времени делать их.
После переезда в другой город я приступила к поиску нового мастера, которому можно было бы доверить капитальный ремонт или срочные ремонтные работы. Эти поиски привели меня на техническую станцию, занимающуюся классическими моделями Mersedes. Там меня порекомендовали в качестве заказчика одному специалисту. Он не брал новых заказчиков уже лет пять, но рекомендации одного известного реставратора автомобилей и то, что я пишу книги об автомобилях и вообще автомобильная фанатка, плюс тот факт, что я восстановила свой Honeybun собственными силами, сделали свое дело. К этому необходимо прибавить мое природное обаяние и горячие заверения в том, что я никогда не буду его тревожить по всяким мелочам. Все это привело к тому, что он согласился уделить мне внимание в том случае, если потребуется ремонт, с которым я не смогу справиться сама. Мы стали хорошими друзьями в основном благодаря тому, что я тщательно следовала таким указаниям.
Предварительный звонок с назначением времени свидания. Никогда не приезжайте без предупреждения в надежде на то, что все немедленно бросят свои дела и займутся только вами.
Если вы хотите забрать автомобиль в тот же самый день, пригоняйте его в мастерскую как можно раньше (до 8:30 или максимум до 9:00). Если вы хотите сдать автомобиль в ремонт по дороге на работу, предусмотрите достаточно времени на то, чтобы мастер или клерк записал все ваши просьбы и жалобы на неисправность. Иногда неисправность можно определить только с помощью тест-драйва. Поэтому необходимо предусмотреть время и для этого.
Имейте при себе список того, что вы хотели бы проверить или отремонтировать. Обязательно укажите контактный телефон, по которому вас можно найти в том случае, если возникнут проблемы или появится необходимость в работах, цена которых превышает первоначальную стоимость.
В этом списке следует указать как можно подробнее все наблюдающиеся симптомы. Это очень пригодится мастерам, работающим с вашим автомобилем, и поможет организовать информацию следующим образом.
- Что случилось ("глохнет двигатель, автомобиль ведет вправо, он двигается рывками, теряет мощность или перегревается").
- Когда это происходит ("машина ускоряется не сразу, не заводится в дождливую погоду, при переключении передач идет дым, при торможении ее уводит вправо").
- Где находится неисправность ("я слышу запах бензина, сидя на заднем сиденье, чувствуется вибрация под передним сидением, источник скрипа находится под правым передним колесом").
Вот перечень симптомов, на которые необходимо обращать внимание.
- Сигнальные лампочки и тревожные данные приборов.
- Изменения, произошедшие в ускорении, расходе топлива, управлении и уровнях жидкостей.
- Утечка, запахи, вибрация и задымление.
- Неравномерный или сильный износ ремней, шин и шлангов.
Полный перечень симптомов неисправной работы автомобиля см. в главе 20 "Утечки, скрипы, запахи и другие симптомы".
Подробная информация о неисправности поможет ее легко диагностировать. для этого не потребуется платить за тест-драйвы и электронное диагностирование, которые значительно дороже, чем простые регулировки или все необходимые ремонтные работы.
Предоставьте всю возможную информацию о симптомах, но не пробуйте диагностировать неисправности самостоятельно} Указав на необходимость работ определенного типа, приготовьтесь к тому, что их выполнят и за них придется заплатить, независимо от того, нужны они или не. нужны. Если вы хотите удостовериться в том. вызвана ли проблема неисправностью определенной делали, спросите об этом, по только в вопросительной, а не утвердительно форме. Окончательная диагностика дается только- силами мастерской, так как только она несет ответственность в том случае, если диагностика даст отрицательные результаты.
Ведите журнал технического обслуживания вашего автомобиля и предоставьте его фотокопию в том случае, если последнее техническое обслуживание проводилось не в той мастерской, в которой это обычно делается. В конце этой книги приведен пример чистого бланка журнала технического обслуживания и спецификации вашего автомобиля.
Не торопите выполнение работ, если в действительности вы не находитесь в цейтноте. Диагностирование, получение деталей, необходимых для ремонта, выполнение работ и проверка результатов ремонта требуют определенного времени. Никто не любит работать под прессингом. Наилучший способ снять напряжение — это иметь в мастерской запасную машину, которую в таком случае одалживают клиенту на время проведения работ.
Перед тем как прийти в мастерскую, чтобы забрать машину, предварительно позвоните. Если машина все еще не готова, попробуйте понять причину (за исключением случая, когда мастерская хронически запаздывает с выполнением работ). Если причиной задержки стали заказанные, но вовремя не поставленные детали, то вина мастерской здесь невелика. Если задержка вызвана загруженностью работой, вежливо, но твердо скажите о том, что вам нужен ваш автомобиль как можно быстрее и желательно в срок.
Когда автомобиль отремонтирован, спросите, что с ним было и в чем заключалась проблема. Храните журнал ремонтов и добавьте туда информацию о проведенном ремонте.
Будьте готовы к проведению тест-драйва, чтобы удостовериться в том, что все системы функционируют нормально. При возникновении каких-либо претензий лучше всего вернуться с ними немедленно в мастерскую, чем предъявлять их через несколько дней, так как за это время могут произойти самые различные события, которые могут изменить общую картину, после чего предъявлять претензию будет просто бессмысленно.
Обязательно поблагодарите за хорошо выполненную работу. Телефонный звонок менеджеру или письмо, которое мастерская потом сможет продемонстрировать, с положительной оценкой работы мастеров, для сервисной мастерской значит очень много.
Если вы знаете, что любит съесть или выпить ваш мастер, принесите что-нибудь из этого, когда будете забирать машину в конце дня. Если вам повезет, приготовьтесь разделить трапезу. Одна из самых поучительных прогулок по гаражу меня ожидала, когда я после завершения работы с консервной банкой в руке внимательно выслушивала, как мой механик раскрывал секреты своего мастерства.