Экспериментальный фрагмент интерактивной улицы сооружён в Лондоне и показан на этой неделе на закрытом мероприятии.
Британская фирма Umbrellium по заказу страховой компании Direct Line и рекламного агентства Saatchi & Saatchi создала образец пешеходного перехода будущего — Starling Crossing (STigmergic Adaptive Responsive LearnING Crossing, стигмергический адаптивный откликающийся обучающийся переход). Первое слово мы еще поясним подробно, а пока главное: 22-метровый участок улицы видит пешеходов и велосипедистов и привлекает к ним внимание водителей светящейся графикой.
Фрагмент улицы сделан из высокопрочного пластика (он выдерживает автомобили), в который встроены 660 светодиодов, хорошо различимых даже днем. Компьютер может выводить на поверхность дороги огромное число символов разных размеров и цветов.
Основная гордость Амбреллиума это не плитки с диодами, а самообучающаяся программа распознавания образов на основе нейронной сети. Она фиксирует при помощи пары камер высокого разрешения обстановку, узнает пешеходов и других участников движения, анализирует их перемещение (координаты, скорость, направление) и прогнозирует дальнейшую траекторию.
Система контролирует сотни параметров одновременно и реагирует на появление людей быстрее, чем за сотую долю секунды. При этом автоматика выстраивает возможные пути пересечения человеком дороги.
Дорога может реагировать на пешеходов по-разному, в зависимости от их числа и других обстоятельств. Например, рано утром, когда людей мало, зебра может появиться лишь при приближении человека к краю проезжей части. А вот если система знает, что в соседнем кинотеатре закончился сеанс, она может высветить переход заранее, да еще большей ширины, чем обычно, тем самым готовясь к наплыву публики.
Изюминка проекта Starling Crossing — динамическое изменение шаблонов, размеров и ориентации светящихся полос на дороге.
Другая ситуация — ребенок, выбежавший на дорогу вслед за укатившимся мячом. Компьютер распознает и такой сценарий, и при помощи ярких меток создает вокруг малыша зону безопасности. Сигналы выводятся на поверхность улицы и в том случае, если вышедший на проезжую часть человек оказывается в слепой зоне у водителя. Система оценивает и его поле зрения.
Появление человека или постороннего предмета вне зебры вызывает одну реакцию системы. Другая может быть запрограммирована на случай, когда компьютер видит, что пешеход переходит дорогу, уткнувшись в экран мобильника. Он не замечает приближающийся транспорт, а это опасно. Предупреждение для него можно вывести прямо под ноги.
Теперь понятно, почему изобретатели использовали малознакомое слово «стигмергия» (оно впервые появилось в биологии). Стигмергией называется механизм спонтанного непрямого взаимодействия между индивидами, форма самоорганизации живых сообществ, например, муравейников. Принцип прост: одни особи в ходе своей работы оставляют метки (допустим, феромоны), влияющие на поведение других. В результате им удается строить сложные структуры без централизованного планирования и прямой связи между организмами. В нашем примере это светящиеся «метки» пешеходов, воспринимаемые водителями.
Примененный для поверхности дороги полимер, по уверению разработчиков, не скользкий даже в дождь.
Cтигмергический переход, таким образом, — форма самоорганизации потоков людей и транспорта. При этом отклик участка улицы в зависимости от развития ситуации на дороге может со временем изменяться. Тут поможет то самое заявленное самообучение: система Starling Crossing смотрит, какие шаблоны знаков и в каких местах приводят к наиболее безопасному пересечению проезжей части пешеходами. И если выходящие из метро люди перебегают улицу по диагонали, компьютер, в конце концов, начнет выводить на поверхность диагональную зебру, принимая стихийно сложившуюся «тропу».
Водитель может не заметить велосипедиста слева от себя, но обратит внимание на красную полосу перед машиной.
Жаль, что британцы не раскрыли цену этого 22-метрового прототипа. Зато указали, что его создание заняло более девяти месяцев. О дальнейшей судьбе разработки тоже пока ничего не известно. Мы добавим, что идея «умной дороги» с разнообразными изменяемыми надписями и символами всплывает не первый раз (мы знаем минимум два таких проекта, остановившихся на стадии демонстрационных прототипов). Обезопасить переход разнообразной автоматической подсветкой изобретатели тоже пробовали. В качестве экзотики тут даже предлагались лазеры и голограммы. Распространению таких систем мешают то ли просчеты создателей, то ли просто высокие затраты. Или оба фактора сразу.
Источник: drive.ru