![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/145858.jpg)
Презентацию Castrol Rankings вёл Дэвид Култхард, в прошлом известнейший гонщик Ф-1, а ныне комментатор BBC.
Насколько Себастьян Феттель круче Себастьена Леба? Где гонщику требуется больше мастерства — на овалах NASCAR или на раллийных допах? Кто лучшие пилоты в мире — англичане или немцы? Казалось бы, дело вкуса — объективностью здесь и не пахнет. Но автосмазочный гигант Castrol попытался ответить на эти вопросы со статистической точностью, создав первый общемировой рейтинг автоспортсменов.
Схема та же, что и в большом теннисе. Рейтинг пилота обновляется еженедельно и представляет собой сумму баллов, полученных за каждую гонку в течение последних 12 календарных месяцев. Очки за участие в заезде, в свою очередь, складываются из финишного результата и различных бонусов: стартовой позиции, лучшего времени круга, выигранных спецучастков (для ралли), числа обгонов, кругов лидерства и прочих проявлений мастерства. Далее сумма за гонку умножается на весовой коэффициент соревнования, определяемый кастроловскими аналитиками.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/145859.jpg)
Успехи в младших сериях, считают составители списка, весомее, чем прозябание на вторых ролях в высших сферах. Россиянин Виталий Петров, будучи вице-чемпионом GP2, занимает в рейтинге 45-е место — выше многих действующих пилотов Ф-1: Кадзуки Накадзимы (48), Адриана Сутиля (51), Себастьена Буэми (58), пропустившего полсезона Фелипе Массы (82), Витантонио Лиуцци (102) и Хайме Альгерсуари (112).
В последнем параметре вся соль системы — в нем же и загвоздка. Разумеется, без него сопоставить уровень гонщиков, выступающих в 47 сериях (а именно столько рассматривает Castrol), никак нельзя. Но расстановка чемпионатов по силе спорна. На вершине, конечно, Формула-1, но на одну доску с ней поставлен NASCAR Sprint Cup. Далее идут IndyCar, Le Mans Series вместе с «24 часами Ле-Мана», и только пятый — чемпионат мира по ралли. Затем наскаровские «Гонки звезд», потом уравненные между собой GP2, A1GP и DTM, и замыкает десятку мировое кузовное «кольцо» WTCC.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/145860.jpg)
Национальный зачет определяется по сумме баллов двух лучших гонщиков страны. Первые сейчас британцы благодаря Баттону и... нет, не Льюису Хамильтону, а чемпиону IndyCar Дарио Франкитти. Россию (16-я позиция) представляют Виталий Петров и пилот F2 Михаил Алешин.
Вот и получается, что не набравший ни одного очка за сезон-2009 Кадзуки Накадзима стоит выше, чем действующий чемпион мира в WTCC Габриэле Тарквини. После провального прошлого года Фернандо Алонсо находится на 19-м месте — ниже Ярно Трулли и Нико Росберга. А Михаэля Шумахера не то что в топе — даже на нижних позициях нет. В общем, если воспринимать рейтинг не как абстрактную статистическую сводку, а как реальную меру мастерства гонщика, то до объективности еще далеко.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/145861.jpg)
Помимо собственно рейтинга Castrol учредил и приз лучшему гонщику месяца. В январе 2010 года таковым стал победитель ралли Монте-Карло Микко Хирвонен.
Пока не очень ясна и практическая польза рейтинга. В том же теннисе он обладает решающим влиянием на сетку турниров, а стать первым в списке — высшее достижение теннисиста. Ну а встреча на трассе Дарио Франкитти и раллиста Микко Хирвонена вероятна только на шоу вроде «Гонки чемпионов». Но в любом случае идея заслуживает внимания. Вдобавок проделана гигантская работа по сведению результатов двух с лишним тысяч гонщиков в единую базу данных. Каждый интересующийся автоспортом может изучить ее, пройдя по ссылке www.castroldriverrankings.com.
Источник: drive.ru