Снятие
1. Снимите сборку оси коромысел.
2. Поочередно извлеките штанги толкателей и сложите их в порядке установки на двигателе в специально приготовленную и разбитую на секции коробку. Обратите внимание, что штанги толкателей впускных клапанов изготовлены из алюминия, а выпускных - отлиты из чугуна.
3. Отдайте четыре гайки крепления крышки толкателей к передней стороне блока цилиндров. Снимите со шпилек шайбы и уплотнительные втулки. Аккуратно поддев, отделите крышку от блока и снимите ее вместе с резиновой уплотнительной прокладкой.
4. Извлеките толкатели...
...и уложите их каждый к своей штанге. Достаньте толкатели и храните в порядке их первоначальной установки. Установка годных к употреблению компонентов на двигатель должна производиться строго в прежнем порядке с целью минимизации скорости износа рабочих выступов кулачков распределительного вала.
5. Снимите цепь и звездочки привода ГРМ.
6. Прежде чем снимать распределительный вал, оцените величину его осевого люфта, для чего временно установите приводную шестерню распределителя/масляного насоса, тарельчатую и стопорную шайбы и вверните болт в торец цапфы вала, затянув его с требуемым усилием. Теперь при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа оцените осевой люфт вала, замерив величину его свободного хода в продольном направлении.
7. Если результат измерения превышает оговоренное в Спецификациях допустимое значение, при сборке следует произвести замену упорной пластины вала.
8. Снимите временно установленные для проверки осевого люфта компоненты, затем выверните три винта крепления упорной пластины распределительного вала к блоку цилиндров...
... Снимите пластину...
...и извлеките вал из блока.
Проверка
1. Оцените степень износа контактирующих с кулачками распределительного вала рабочих поверхностей толкателей.
2. Вкладывая каждый из толкателей в свое посадочное гнездо в блоке, проверьте свободу их посадки. Толкатели должны плавно перемещаться вдоль своей оси, но не иметь чрезмерного бокового люфта.
3. При наличии необходимого оборудования посадочный зазор толкателей в гнездах может быть определен путем непосредственных измерений.
4. Чрезмерно изношенные (сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций), либо поврежденные толкатели подлежат замене.
5. При чрезмерно свободной посадке толкателей в гнездах, либо выявлении признаков износа последних выше допустимого предела, блок следует отдать в проточку, а толкатели заменить новыми, ремонтного размера (с превышением).
6. Проверьте состояние кулачков и шеек распределительного вала. В случае выявления дефектов поверхности шеек оцените также состояние соответствующих подшипников в теле блока.
7. При наличии необходимого оборудования измерьте диаметры шеек вала, а также диаметры подшипников в блоке. Путем вычитания результатов первого измерения из последнего определите величину рабочих зазоров в подшипниках сравните результаты с требованиями Спецификаций.
8. В случае выявления признаков серьезного износа шеек или кулачков вал подлежит замене. При износе подшипников (сравните результаты измерения их диаметров с оговоренными в Спецификациях), следует рассмотреть возможность проточки блока с последующей заменой вкладышей ремонтными. Если проточка не представляется возможной, блок придется заменить.
9. Проверьте состояние упорной пластины распределительного вала. В случае выявления признаков износа замените пластину.
Установка
1. Обильно смазав шейки и кулачки привода клапанов двигательным маслом, заправьте распределительный вал в блок цилиндров.
2. Наденьте упорную пластину на цапфу вала и закрепите ее на блоке цилиндров тремя винтами. Повторите проверку осевого люфта вала. Установите упорную шайбу и проверьте осевой люфт.
3. Установите на место цепь и звездочки привода ГРМ.
4. Смажьте маслом наружные поверхности толкателей и заправьте последние каждый в свое посадочное гнездо в блоке.
5. Проверьте состояние резиновой уплотнительной прокладки крышки толкателей. При отсутствии дефектов старая прокладка подлежит дальнейшему использованию.
6. Тщательно протрите сопрягаемые поверхности блока и крышки, затем аккуратно вложите прокладку в канавку с внутренней стороны крышки.
7. Установите крышку на блок - постарайтесь не смещать и не перекручивать прокладку.
8. Наденьте на шпильки уплотнительные втулки и шайбы, ...
... затем наверните гайки и затяните их с требуемым усилием.
9. Установите штанги толкателей на свои прежние места. Проследите за правильностью размещения в своих толкателях.
10. Установите сборку осей коромысел, отрегулируйте зазоры в клапанах (см. Главу Текущее обслуживание), затем установите на место крышку головки цилиндров.