Циркуляция охлаждающей жидкости контролируется термостатом. Пока двигатель не прогрет, охлаждающая жидкость циркулирует только в рубашке охлаждения блока цилиндров и s радиаторе отопителя.
С увеличением температуры охлаждающей жидкости термостат жидкостного охлаждения открывается и направляет поток охлаждающей жидкости в радиатор.
Охлаждающая жидкость подается в систему охлаждения водяным насосом. В радиаторе жидкость охлаждается встречным потоком воздуха.
Дополнительное охлаждение радиатора выполняет электро-вентилятор. Как только температура охлаждающей жидкости поднимается примерно до +90°С, термовыключатель через реле включает электровентилятор обдува радиатора. С падением температуры охлаждающей жидкости ниже +80°С вентилятор отключается.
Расширительный бачок (см. иллюстрацию 1.0) выполняет функцию резервуара охлаждающей жидкости. Он аккумулирует увеличивающуюся в объеме при нагревании охлаждающую жидкость и отдает ее после охлаждения двигателя обратно в циркуляционный контур.
1.0 Расширительный бачок
Внимание! Электровентилятор под воздействием тепла, аккумулирующегося в моторном отсеке, даже при выключенном зажигании может автоматически включиться. Опасность получения травмы. Выполняйте работы рядом с электровентилятором только при остывшем двигателе.
Внимание! Не допускайте попадания охлаждающей жидкости на одежду и лакокрасочное покрытие кузова. Попавшую жидкость смойте большим количеством воды. Все держатели и хомуты, которые при разборке будут повреждены или разрезаны, при сборке замените на новые.
Забор воздуха для обогрева салона происходит через решетку воздухопритока, находящуюся под ветровым стеклом. Далее воздух нагнетается вентилятором в салон. Однако перед тем как попасть в салон, воздух проходит через воздушный фильтр салона, а затем различными заслонками распределяется по дефлекторам.
При включении обогрева салона открывается кран подачи горячей охлаждающей жидкости к отопителю.
Поступивший через решетку воздухопритока воздух при прохождении через пластины радиатора отопителя нагревается и в этом состоянии подается в салон автомобиля. Радиатор отопителя находится в воздухораспределительном кожухе и нагревается от горячей охлаждающей жидкости.
Система отопления основана на регулировании температуры подаваемого в салон воздуха посредством, соответственно, увеличения или уменьшения с помощью воздушных заслонок доли горячего и холодного воздуха в общем объеме впускаемого в салон воздуха.
Для усиления обогрева салона используется многоскоростной вентилятор. Для обеспечения работы вентилятора отопителя с разной скоростью вращения установлен дополнительный резистор.
Кондиционер функционирует по принципу работы холодильника. Компрессор кондиционера, приводимый в действие от коленчатого вала, сжимает газообразный хладагент, который переходит в жидкое состояние.
После этого хладагент попадает в испаритель, где он снова переходит в газообразное состояние, забирая при этом тепло и охлаждая воздух. Охлажденный от испарителя воздух направляется в салон. Из радиатора испарителя хладагент снова попадает в компрессор.
Для того, чтобы кондиционер работал безукоризненно, его следует включать как минимум на полчаса и в холодный период года. В противном случае происходит усыхание уплотнительных про кладок контура циркуляции хладагента; они становятся жесткими и теряют свои герметизирующие свойства, а хладагент, являющийся для прокладок смазывающим средством, улетучивается.
Внимание! Мы рекомендуем поручать выполнение любых работ на кондиционере и его ремонт специализированной мастерской. Самостоятельно вскрывать систему циркуляции хладагента запрещено — опасность обморожения!