Общие сведения
Для максимальной эффективности пользования тормозами и акселератором следует помнить некоторые моменты:
- Не держите ногу на тормозной педали во время движения - это может привести перегреву тормозных механизмов и, как следствие увеличению тормозного пути и отказу тормозной системы.
- Избегайте длительного использования тормозов для сдерживания автомобиля во время спуска под уклон - это может привести к выходу из строя тормозных механизмов. Правильнее будет переключить трансмиссию на более низкую передачу, а на моделях с АТ прибегнуть к блокировке режима повышающей передачи (кнопка О/D OFF - см. выше).
- Во время разогрева двигателя его холостые обороты обычно несколько завышены, поэтому при неосторожном обращении с педалью газа во время начала движения ведущие колеса автомобиля могут начать проворачиваться. Особую внимательность следует проявлять при движении по скользкой дороги, во время совершения маневров, а также при парковке автомобиля. Не забывайте включать полноприводной режим при ухудшении качества сцепления колес с дорогой.
- Старайтесь всегда соблюдать безопасную для конкретных дорожных условий скорость движения. Не забывайте о возможности образования между колесами автомобиля и дорожным покрытием водяной подушки при пересечении луж на большой скорости. В дождливую погоду безопаснее двигаться с включенным полным приводом.
- После пересечения водных преград или выезда из автомойки следует просушить тормозные механизмы путем совершения нескольких торможений на небольшой скорости.
Движение по трассе
Модели типа Utility отличаются от прочих пассажирских автомобилей значительным дорожным просветом, позволяющим им беспрепятственно преодолевать многие встречающиеся на пересеченной местности преграды. Высокая посадка обеспечивает также лучший обзор водителю. Не следует однако забывать, что при такой конструкции центр тяжести транспортного средства расположен значительно выше чем обычных моделей. Такие автомобили не предназначены для прохождения поворотов на высоких скоростях. Старайтесь по возможности избегать резких маневров и заранее снижайте скорость при приближении поворотов. Нарушение данных требований может привести к потере управления и переворачиванию автомобиля.
Движение по пересеченной местности
Общая информация
Для передвижения по бездорожью предназначены лишь полноприводные модели. Передвижение по пересеченной местности в режиме 2WD допустимо лишь в случае достаточной прочности и ровности почвы. В дальнюю поездку лучше отправляться двумя или более автомобилями.
Внимание! При движении по пересеченной местности не наносить вреда окружающей среде! Перед тем как покинуть лагерную стоянку уберите за собой весь мусор.
Движение по бездорожью требует от водителя некоторых особых навыков, поэтому постарайтесь со всей ответственностью отнестись к изучению изложенного ниже материала.
Подготовка к съезду с трассы
Водитель должен быть уверен в техническом состоянии своего автомобиля. Все узлы и системы должны работать исправно, а днище автомобиля надежным образом защищено (с установкой всех предусмотренных защитных экранов). Проверьте, накачано ли должным образом запасное колесо, в норме ли уровни всех рабочих жидкостей. Удостоверьтесь, что не собрались въезжать в чьи-либо частные владения без особого на то разрешения.
Порядок загрузки автомобиля
Предупреждение! Багаж, уложенный выше спинки заднего сиденья, во время резкого торможения может сорваться со своего места и травмировать водителя или пассажиров автомобиля! По той же причине следует позаботиться о надежном креплении груза. Во избежание переворачивания автомобиля при движении по пересеченной местности старайтесь опустить центр его тяжести как можно ниже - складывайте тяжелые предметы на пол багажного отделения, а ни в коем случае не на верхний багажник. Старайтесь сдвинуть груз в багажном отделении как можно дальше вперед!
Наиболее тяжелые предметы должны быть уложены на пол багажного отделения в передней его части. Постарайтесь сдвинуть груз как можно дальше вперед.
Позаботьтесь о надежности фиксации багажа.
Управление автомобилем
Внимание! При движении по бездорожью тряска и рывки способны выбросить водителя со своего места, что чревато потерей управления! Во избежание этого водитель и пассажиры должны быть надежно пристегнуты ремнями безопасности.
Внимание! Помните, что отсутствие на пересеченной местности других транспортных средств ни в коем случае не позволяет водителю садиться за руль в нетрезвом состоянии. Даже малейшая потеря координации при движении по бездорожью может привести к фатальному результату!
Прежде чем отправляться в дальнюю поездку по пересеченной местности неплохо будет немного попрактиковаться, так как вождение по бездорожью требует некоторых особых навыков.
Приготовьтесь к восприятию и анализу обширного спектра входящей информации. Глаза должны постоянно просматривать территорию впереди автомобиля в поисках преград и путей их обхода. Уши должны прислушиваться к необычным звукам, издаваемым двигателем, компонентами подвески и прочих узлов и систем автомобиля. Руки, ноги и тело должны постоянно демпфировать толчки и вибрацию.
Основным залогом успешного завершения поездки по бездорожью является правильность выбора безопасной скорости движения. Чем меньше скорость движения, тем лучше водитель успевает рассмотреть препятствия и выбрать обходные пути. Одновременно снижается тряска и остается большее время на принятие решения и выполнения необходимых маневров.
При движении по пересеченной местности автомобиль может попадать в глубокую грязь, траву, песок, снег и т.п., наезжать на щебень и лед. Манера вождения и торможения автомобиля в каждом из перечисленных случаев должна соответствующим образом корректироваться.
На пути могут попадаться различного рода невидимые препятствия, скрытые в траве, грязи или песке. Чтобы не потерять управление автомобилем водитель должен быть постоянно готов к наезду на такие препятствия. Старайтесь учитывать любые внешние изменения рельефа местности и характера почвы. Крепко держите рулевое колесо.
При наезде на препятствия автомобиль может отрываться колесами от земли. Даже при отрыве одного колеса достаточно легко потерять управление - старайтесь контролировать скорость движения и избегайте резких толчков.
Избегайте резких изменений скорости и направления движения.
Движение по местности с холмистым рельефом
Для безопасного передвижения по холмистой местности в условиях бездорожья важно уметь адекватно оценивать ситуацию и отдавать себе отчет о возможностях транспортного средства. Некоторые подъемы невозможно преодолеть вне зависимости от конструкции автомобиля. Если подъем слишком крут, то при его взятии двигатель просто заглохнет. При движении вниз по слишком крутому спуску легко потерять управление. Попытка двигаться вдоль склона может привести к переворачиванию автомобиля. Лучше не предпринимать попыток преодоления такого рода препятствий не будучи абсолютно уверенным в успешном их завершении.
Приближение к возвышенности
При приближении к возвышенности следует прежде всего постараться адекватно оценить крутизну ее склона. Помните, что ближе к вершине крутизна склона может повышаться, что не всегда видно снизу ввиду наличия растительности.
В первую очередь постарайтесь оценить равномерность крутизны склона и прочность поверхности почвы на нем. Учтите расположение препятствий. Будьте готовы к тому за перевалом может оказаться обрыв - правильнее всего будет произвести пешую рекогносцировку.
Подъем
После того как решение о необходимости преодоления возвышенности принято, переключитесь на понижающую передачу и прочно возьмитесь за руль.
Начинайте подъем с плавного ускорения и старайтесь держать скорость движения постоянной. Во избежание пробуксовки колес старайтесь не газовать больше, чем это действительно необходимо. По возможности старайтесь двигаться наиболее прямым путем к вершине холма - избегайте изменений направления движения.
Внимание! Движение вдоль склона опасно, ввиду повышенной вероятности переворачивания автомобиля!
По мере приближения к вершине сбавьте скорость движения. Для извещения водителей возможных встречных транспортных средств воспользуйтесь дальним светом фар или звуковым сигналом. В дневное время суток целесообразно закрепить на автомобиле флаг.
Внимание! Выезд на перевал с высокой скоростью опасен - по ту сторону может располагаться обрыв или находиться другое транспортное средство!
Если в процессе подъема возникает ситуация, когда двигатель глохнет или появляются признаки того, что он вот-вот заглохнет существует определенный перечень того, что следует предпринять и того, чего предпринимать не следует. Сперва то, что должно быть сделано:
- Остановите автомобиль, выжав педель ножного тормоза. Взведите стояночный тормоз.
- Если двигатель еще не заглох, переключите трансмиссию на заднюю передачу, отпустите стояночный тормоз и медленно съедьте со склона задним ходом.
- Если двигатель заглох, его необходимо запустить вновь. По прежнему не отпуская тормоза (ножной и стояночный), переключите трансмиссию в положение Р (АТ) или выберите нейтральную передачу (РКПП) и запустите двигатель. Теперь включите реверс и спуститесь с холма задним ходом.
- При движении вниз задним ходом положите левую руку на рулевое колесо в положение на 12 часов, чтобы легче было контролировать прямолинейность управляемых колес автомобиля. Поворот управляемых колес в сторону увеличивает шанс переворачивания автомобиля на склоне.
Ни в коем случае не следует предпринимать следующие действия:
- Не пытайтесь предотвратить останов двигателя путем переключения АТ в положение , или выжимания сцепления на моделях с РКПП - в данной ситуации это не сработает, напротив, автомобиль может скатиться вниз, резко набирая скорость, что приведет к потере управления. Вместо этого произведите действия, описанные в инструкциях п. "Если в процессе подъема...".
- Не пытайтесь произвести разворот, когда двигатель Вашего автомобиля близок к останову во время подъема в гору. Если склон достаточно крут для того, чтобы двигатель начал глохнуть, то его крутизны хватит и для того, чтобы автомобиль перевернулся. Правильнее будет спуститься вниз задним ходом, как это предлагается в п. "Если в процессе подъема...".
Если после останова двигателя попытка спуска автомобиля с холма задним ходом не увенчается успехом, следует остановиться, взвести стояночный тормоз, перевести трансмиссию в положение Р (АТ) или на 1-ю передачу (РКПП) и заглушить двигатель. Далее остается лишь ждать помощи. Выйдите из автомобиля и встаньте так, чтобы он не мог наехать на Вас при отказе тормозов.
Внимание! Ни в коем случае не оставляйте трансмиссию в нейтральном положении при выходе из автомобиля!
Помните, что модели, оборудованные раздаточной коробкой ручного типа при установке ее рычага в нейтральное положение не застрахованы от качения даже если трансмиссия включена на передачу (РКПП)/установлена в положение Р (АТ). Если собираетесь выбраться из автомобиля, в обязательном порядке взведите стояночный тормоз, установите трансмиссию на передачу/переведите в положение Р и выберите один из рабочих режимов раздаточной коробки.
Спуск
Внимание! Чрезмерное использование тормозов при движении вниз по склону может привести к отказу тормозных механизмов вследствие перегрева и, как следствие, потере управления! Избегайте пользования без особой необходимости тормозами, контролируйте скорость двигателем, переведя трансмиссию на низшую передачу.
При движении вниз с холма по пересеченной местности опять-таки попытайтесь оценить крутизну склона, характер покрытия и наличие препятствий.
Приняв решение о возможности спуска, старайтесь двигаться прямо вниз, включив низшую передачу. при этом будет автомобиль будет тормозиться двигателем, что отчасти облегчит задачу водителя. Двигайтесь не спеша, стараясь не потерять управление.
Избегайте изменений скорости и направления движения, старайтесь не разворачивать автомобиль поперек склона. Помните, что уклон может быть вполне безопасным для движения по нему строго вниз и в тоже время достаточным для переворачивания двигающегося поперек него автомобиля.
Ни в коем случае не двигайтесь вниз накатом, переключив АТ в положение N, или с выжав педаль сцепления (РКПП). При этом основная нагрузка придется на тормозные механизмы, которые легко могут выйти из строя в результате перегрева.
Если во время спуска происходит останов двигателя, что вообще говоря маловероятно, остановите автомобиль, выжав педаль ножного тормоза, затем взведите стояночный. Переключите трансмиссию в положение Р (АТ)/на нейтральную передачу (РКПП) и, не отпуская тормоз, запустите двигатель. Теперь включите низшую передачу, отпустите тормоза и продолжайте движение. Если запустить двигатель не удается, придется прибегнуть к посторонней помощи.
Движение поперек склона
В процессе движения по пересеченной местности практически невозможно избежать перемещений поперек склона.
По возможности старайтесь избегать таких перемещений ввиду многократного снижения остойчивости автомобиля и увеличения нагрузки на расположенные ниже уровнем колеса.
При сыпучей поверхности склона автомобиль легко может начать скользить по ней боком, пока не перевернется, упершись в более твердое препятствие (камень, корень и т.п.).
Помните, что наезд верхними колесами на твердое препятствие или попадание нижних в скрытую яму могут также привести к переворачиванию автомобиля.
Если автомобиль начал соскальзывать по склону боком, попробуйте восстановить контроль за движение, повернув управляемые колеса вниз по спуску. Однако правильнее всего будет не допускать таких ситуаций. Не бойтесь потерять время на пешую вылазку с целью выбора оптимального маршрута следования.
Если двигатель глохнет во время движения поперек склона, ни в коем случае не выбирайтесь из него через расположенные на нижнем уровне двери. Для того, чтобы осмотреть склон ниже точки местонахождения Вашего автомобиля, уйдите в сторону с возможной траектории его падения.
Движение по грязи, песку, снегу или льду
Внимание! Движение по замерзшим водоемам опасно ввиду большой вероятности попадания в полынью или на ослабленный течением лед!
При движении по грязи, сыпучему покрытию, глубокому снегу или льду сцепление колес с дорогой в значительной мере снижается. При этом теряется возможность быстрого разгона и торможения и снижается маневренность автомобиля.
Правильнее всего будет двигаться по такого рода покрытиям на пониженных передачах - чем глубже грязь, тем более низкую передачу следует выбирать. Избегайте остановок во время движения по действительно глубоким грязи, снегу или песку - трогание с места может оказаться невозможным вследствие пробуксовки.
При движении по сыпучему песку колеса глубоко утопают в нем, что оказывает заметное воздействие на управляемость автомобиля. Разумно будет слегка ослабить давление накачки шин - это облегчит задачу и увеличит сцепление колес с дорогой.
Плотный снег и лед в максимальной степени ослабляют сцепление колес автомобиля с дорогой. На таких покрытиях легче всего потерять контроль за управлением автомобиля. Если поверхность льда вдобавок увлажнена, то акселерация автомобиля становится практически невозможной вследствие сильнейшей пробуксовки колес и может привести к потере управления и заносу автомобиля.
Переправа через водные преграды
Внимание! Переправа вброд через стремнину опасна ввиду опасности потери сцепления колес с дном вследствие вымывания из-под них грунта течением!
В первую очередь необходимо оценить глубину переправы. Если уровень воды доходит до ступиц, скрывает мосты и выпускную трубу, от переправы лучше сразу отказаться.
По глубокой воде лучше всего двигаться медленно, чтобы брызги и набегающая волна не попадали на компоненты системы зажигания. К останову двигателя может также привести погружение под воду среза выпускной трубы, после чего запуск двигателя становится практически невозможным. Не забывайте также, что увлажнение фрикционных поверхностей тормозных механизмов приводит к временному отказу последних.
Наезд на разлитую оп поверхности дороги в виде лужи воду на большой скорости может привести к автомобиля и потере управления. Избегайте такого рода неприятностей.
Возврат с пересеченной местности на трассу
Очистите днище автомобиля и компоненты его подвески от налипших на них грязи и посторонних предметов. Наличие мусора на поверхности компонентов системы выпуска отработавших газов чревато его воспламенением.
После движения по грязи и песку следует осмотреть и тщательно очистить фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков.
Осмотрите компоненты кузова, подвески и системы выпуска отработавших газов на наличие признаков повреждений. Проверьте на наличие признаков утечек тормозные и топливные линии.
При частом использовании автомобиля для движения по пересеченной местности следует несколько сократить интервалы между выполнением процедур текущего обслуживания (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).