Верхняя часть двигателя (1,5 л, Р4 DOHC)
1. Крышка свечей; 2. Провода высокого напряжения; 3. Центральный провод высокого напряжения; 4. Крышка заливной горловины; 5. Уплотнение крышки; 6. Свеча зажигания; 7. Крышка клапанного механизма; 8. БОЛТ Мб; 9. Болт; 10. Шайба; 11. Держатель пучка свечных проводов; 12. БОЛТ Мб; 13. Кронштейн крепления свечных проводов; 14. Сапунный шланг; 15. Прокладка крышки; 16. Катушка зажигания; 17. Винт; 18. Переднее уплотнение распредвала; 19. Распредвал; 20. Толкатель клапана с гидрокомпенсатором; 21. Тарелка клапанной пружины; 22. Сухарь клапана; 23. Клапанная пружина; 24. Уплотнение стержня клапана; 25. Болт м8; 26. Распределитель зажигания; 27. Задняя крышка подшипника распредвала; 28. Винт м6; 29. Промежуточная крышка подшипника распредвала; 30. Болт головки цилиндров; 31. Шайба; 32. Передняя крышка подшипни ка распредвала; 33. Головка блока цилиндров; 34. Клапан; 35. Прокладка головки блока цилиндров; 36. Шпилька выпускного трубопровода; 37. Шайба; 38. Гайка; 39. Подъемная проушина; 40. Прокладка; 41. Выпускной трубопровод; 42. Датчик кислорода; 43. Прокладка фланца выпускной трубы; 44. Сдвоенная выпускная труба; 45. Шпилька выпускной трубы; 46. Шайба; 47. Гайка; 48. Болт м8; 49. Корпус термостата; 50. Уплотнение; 51. Термостат; 52. Задняя крышка зубчатого ремня; 53. Натяжитель ремня; 54. Болт м8; 55. Промежуточный ролик; 56. Шайба; 57. Болт м8; 58. Насос рулевого гидроусилителя; 59. Болт м8; 60. Шайба; 61. Уплотнение патрубка насоса; 62. Зубчатый ремень; 63. Зубчатое колесо распредвала; 64. Шайба; 65. Болт крепления зубчатого колеса; 66. Конусная втулка крепления крышки; 67. Дистанционная втулка крепления крышки; 68. Шпилька крышки ремня; 69. Кронштейн; 70. Шайба; 71. Болт м8; 72. Уплотнение передней крышки ремня; 73. Передняя крышка; 74. Шайба; 75. Винт м6; 76. Кронштейн впускного трубопровода; 77. Винт м8; 78. Винт м10; 79. Подъемная проушина; 80. Болт м8; 81. Планка генератора; 82. Болт м8; 83. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 84. Датчик указателя температуры двигателя; 85. Топливный распределительный трубопровод; 86. Регулятор давления топлива; 87. Топливная форсунка; 88. Болт м8; 89. Электрические провода системы впрыска топлива; 90. Вакуумный шланг; 91. Прокладка; 92. Впускной трубопровод; 93. Шпилька впускного трубопровода; 94. Гайка м8; 95. Болт м8 с шайбой; 96. Прокладка; 97. Корпус дроссельной заслонки; 98. Болт м8 с шайбой; 99. Кронштейн крепления оболочки троса дроссельной заслонки; 100. Болт м8; 101. Трос в оболочке
Нижняя часть двигателя (1,5 л, Р4 DOHC)
111. Масляный щуп; 112. Направляющая трубка; 113. Втулка головки цилиндров; 114. Блок цилиндров; 115. Втулка картера сцепления; 116. Заглушка; 117. Масляный фильтр; 118. Втулка масляного фильтра; 119. Втулка; 120. Пробка; 121. Втулка пробки; 122. Болт с шайбой; 123. Кожух сцепления; 124. Ведомый диск сцепления; 125. Болт; 126. Маховик; 127. Заднее уплотнение коленчатого вала; 128. Коленчатый вал; 129. Вкладыши коренных подшипников; 130. Вкладыш среднего упорного коренного подшипника; 131. Крышки кожиных подшипников; 132. Болт; 133. Прокладка масляного поддона; 134. Масляный поддон; 135. Сливная пробка; 136. Прокладка пробки; 137. Болт; 138. Шпонка; 139. Кронштейн и болт крепления приемного масляного патрубка; 140. Приемный патрубок масляного насоса; 141. БОЛТ Мб; 142. Уплотнение приемного масляного патрубка; 143. ПРОБКА РЕДУКЦИОННОГО КЛАПАНА (М20х1.5); 144. Уплотнение редукцион ного клапана; 145. Пружина редукционного клапана; 146. Плунжер редукционного клапана; 147. Масляный насос; 148. Шарик; 149. Перепускной клапан насоса; 150. Уплотнение; 151. Выключатель сигнализатора падения давления масла; 152. Переднее уплотнение коленчатого вала; 153. Зубчатое колесо коленчатого вала; 154. Уплотнение крышки; 155. Крышка; 156. Болт; 157. Шкив; 158. Шайба; 159. Болт шкива; 160. Болт Мб; 161. Шестерня масляного насоса; 162. Зубчатое колесо масляного насоса; 163. Крышка масляного насоса; 164. Винт с потайной головкой; 165. Прокладка масляного насоса; 166. Болт водяного нас оса; 167. Водяной насос; 168. Уплотнение водяного насоса; 169. Пробка; 170. Патрубок охлаждающей жидкости; 171. Шатунный болт; 172. Крышка головки шатуна; 173. Комплект шатунных вкладышей; 174. Поршневой палец; 175. Поршень; 176. Комплект поршневых колец; 177. Болт с шайбой; 178. Трубка вентиляции картера; 179. Хомут; 180. Шланг вентиляции картера; 181. Болт м8; 182. Стартер; 183. Болт м8; 184. Кронштейн стартера
Газораспределительный механизм двигателя
Головка блока цилиндров
Расположение меток I и Е при монтаже зубчатых колес
Рядный 4-цилиндровый, 4-тактный бензиновый двигатель водяного охлаждения оснащен двумя распределительными валами, которые расположены в головке цилиндров. 16 клапанов (по 4 на каждый цилиндр) установлены V-образно. Привод распредвалов осуществляет ся от коленчатого вала зубчатым ремнем. Один из двух распредвалов управляет группой впускных клапанов, а другой вал – выпускными клапанами. В приводе клапанов имеются гидравлические компенсаторы тепловых зазоров.
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава и объединяет четыре расположенных в ряд цилиндра. В расточках блока цилиндров установлены чугунные гильзы.
Литая головка блока цилиндров из алюминиевого сплава выполнена по поперечной схеме продувки цилиндров. Компенсаторы зазоров установлены в приводе каждого клапана.
Кованый стальной коленчатый вал опирается на пять коренных подшипников с вставны ми вкладышами. Шатунные шейки расположены в одной плоскости через 180 градусов.
Чугунный распределительный вал установлен на пяти подшипниках в алюминиевом корпусе, который расположен сверху головки цилиндров. Вращение распределительному валу передается от коленчатого вала двигателя посредством зубчатого ремня и колеса, установленного на переднем конце распредвала.
Зубчатые колеса, установленные на обоих распределительных валах имеют одинако вую форму и маркированы буквами I и Е (соответственно для вала, управляющего впускными, и для вала, управляющего выпускными клапанами).
Внимание! Новые распределительные валы, устанавливаемые на впускные и выпускные клапаны, взаимозаменяемы. Однако валы, бывшие в эксплуатации, не взаимозаменяемы.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На поршнях установлено по два компрессионных и по одному маслосъемному кольцу. Для уменьшения давления поршня на стенку цилиндра во время рабочего хода оси поршневых пальцев имеют поперечное смещение 0,35–1,65 мм относительно оси поршня.
В сопряжении поршневого пальца с поршнем используется подвижная посадка, а с верхней головкой шатуна – плотная посадка.
Движение клапанам передается непосредственно от кулачков распределительного вала. Гидрокомпенсаторы, установленные в толкателях клапанов, способствуют снижению шума двигателя. Конструкция привода клапанов удовлетворяет условиям напряженной работы при высокой частоте вращения двигателя и позволяет уменьшить трудоемкость технического обслуживания газораспределительного механизма.