Схема работы гидрокомпенсаторов тепловых зазоров клапанов
1. Кулачок распределительного вала; 2. Головка блока цилиндров; 3. Стержень клапана; 4. Масляный канал; 5. Толкатель с гидрокомпенсатором; 6. Плунжер; 7. Гильза; 8. Обратный клапан; 9. Пружина обратного клапана; 10. Стакан обратного клапана; 11. Пружина плунжера; 12. Полость а; 13. Полость б; 14. Направление вращения вала; 15. Поток масла
Гидравлические компенсаторы обеспечивают практически беззазорные сопряжения деталей привода клапанов. Компенсатор зазора встроен в толкатель клапана и расположен между наконечником стержня клапана и днищем толкателя. К гидрокомпенсаторам подводится масло из смазочной системы двигателя.
Компенсатор работает следующим образом (см. рис. Схема работы гидрокомпенсаторов тепловых зазоров клапанов).
1) В закрытом положении клапана толкатель 5 и гильза 7 прижимаются соответственно к кулачку 1 распредвала и наконечнику стержня 3 клапана усилием пружины 11. Давление масла в полостях А и Б одинаково, обратный клапан 8 прижат к седлу пружиной 9. Зазор между клапаном и кулачком распредвала отсутствует.
2) При набегании кулачка 1 на толкатель 5 последний воздействует на плунжер 6. Перемещение плунжера 6 в гильзе 7 приводит к росту давления в запертой полости Б. Под действием высокого давления происходят небольшие утечки масла через радиальный зазор между гильзой 7 и плунжером 6. Поскольку время воздействия кулачка на клапан мало, эти утечки практически не сказываются на синхронном движении толкателя 5 и гильзы 7. Эти детали, двигаясь как одно целое, открывают клапан.
3) В фазе закрытия клапана давление в полости Б становится ниже давления в полости А которая подпитывается маслом из смазочной системы. Обратный клапан 8 открывается и пропускает масло в полость Б для восстановления беззазорного сопряжения деталей привода клапана.