Потери на угар составляют основную долю потерь масла в ДВС. К ним относятся часть масла, которая попадает в камеру сгорания и уносится с отработавшими газами, и часть масла, которая испаряется и выбрасывается с картерными газами. Технически достижимый минимальный расход масла на угар составляет 0,2-0,3% от расхода топлива. Дальнейшее уменьшение его может привести к снижению износостойкости деталей ЦПГ и увеличении количества нагаролакоотложений.
Мероприятия по снижению расхода масла на угар необходимо проводить при одновременном повышении качества моторных масел и снижении тепловой напряженности ЦПГ двигателей.
Составляющие расхода масла на угар:
- через ЦПГ;
- между штоками всасывающего и выхлопного клапанов и их направляющими;
- через турбокомпрессор;
- за счет испарения в картере.
Анализ составляющих угара в двигателе позволяет определить основные направления работ по уменьшению расхода масла. Условно их можно разделить на конструктивные, технологичесие и эксплуатационные (рис. 6 и 7).
![]() Рис. 6. Конструктивные параметры, влияющие на расход масла | ![]() Рис. 7. Параметры, влияющие на расход масла |
Пути снижения расхода масла
Совершенствование конструкции поршня и поршневых колец является наиболее действенным мероприятием при снижении расхода масла на угар. Среди этих мероприятий широкое применение находят:
- использование поршней с минимально допустимыми зазорами по втулке цилиндра и оптимальной геометрией боковой поверхности, в том числе овально-бочкообразной формы;
- применение материалов с малым коэффициентом линейного расширения;
- снижение температур поршней, в том числе за счет их охлаждения;
- применение покрытий на днищах поршней и износостойких вставок и покрытий;
- использование поршневых колец оптимального профиля, расположения и количества;
- применение колец с заданной эпюрой радиальных давлений;
- внедрение маслосъемных колец с эспандерами, торсионных и др.;
- применение новых материалов колец, в том числе высокопрочного чугуна и антиизносных покрытий (хромирование, молибденирование и т.д.).
Большое влияние на расход масла оказывает и качество моторных масел. Масла с высокими антиизносными свойствами увеличивают ресурс двигателя, что снижает рост угара масла при его эксплуатации.
Эффективные моющие и антиокислительные свойства масла уменьшают пригорание поршневых колец и забивку дренажных отверстий, что также снижает расход масла на угар.
Схема расхода масла на угар в зависимости от его физико-химических свойств показана на рис. 8.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216013.jpg)
Рис. 8. Схема расхода масел на угар в зависимости от их физико-химических свойств