В 2004 году Lotus Elise 111R получил не только мотор от Тойоты (192 л.с., 181 Н·м), но и шестиступенчатую «механику». Купе снаряжённой массой 860 кг набирало сотню за 5,2 с и развивало 241 км/ч.
Новость о грядущем спорткаре Lotus Esprit с мотором Toyota располагает к тому, чтобы вспомнить, как вообще британцы пришли к применению японских агрегатов. Использование тойотовских двигателей — не первый пример сотрудничества двух компаний. Еще в начале 1980-х годов будущий директор по инженерным разработкам фирмы Lotus Cars Роджер Бекер помогал специалистам Тойоты настраивать шасси модели MR2.
По утверждению пилота автоспортивного отделения Лотуса Док Банди Toyota MR2 выросла из собственного незавершенного проекта британской компании.
В свою очередь, японский автопроизводитель поддержал британцев в тяжелое время. С 1982 по 1986 год Toyota поставляла компоненты для купе Lotus Excel непривычной классической компоновки. У Супры второго поколения (она тогда еще звалась Celica Supra) были позаимствованы пятиступенчатая механическая коробка передач W58, приводные валы, задний дифференциал, а также дверные ручки и легкосплавные колеса.
Заднеприводный Lotus Excel с расположенным спереди мотором 2.2 (162–182 л.с.) успеха не снискал. За десять лет было сделано всего 2075 машин, несмотря на ежегодные обновления.
В начале 2000-х Lotus снова обратился к старому партнеру в поисках альтернативы для заслуженного четырехцилиндрового двигателя Rover серии K (136–192 л.с.), которым оснащался маленький спорткар Elise. Отечественный атмосферник вел свою историю с 1988 года и разные его модификации применялись на автомобилях Rover, MG, Caterham, Фрилендере первого поколения. Серия K даже успела отметиться в трек-каре Ariel Atom...
Упоминание о роверовском моторе — повод показать вам тачку, о которой вы и слыхом не слыхивали. На среднемоторный кит-кар GTM Libra можно было заказать не только K-серию 1.8, но и роверовские агрегаты 1.4, 1.6 и даже V6 2.5. А еще — двигатели Honda и Audi. Разброс мощности — от 102 до 200 сил.
Первым Лотусом нового времени с тойотовским мотором стала версия Elise 111R (Federal Elise в США), получившая 16 лет назад атмосферный мотор 1.8 2ZZ-GE мощностью 192 л.с. Этот двигатель с головкой блока Yamaha, фазовращателем и механизмом регулировки подъема клапанов на впуске ставился на такие Тойоты, как Celica, Matrix и Corolla. На Лотусе форсированная «четверка» отличалась лишь оригинальной программой управления.
Характерная особенность атмосферной «четверки» 2ZZ-GE — явный подхват после 6500 об/мин при переключении на кулачки с более агрессивным профилем. К сожалению, механизм изменения высоты подъема клапанов слывет не шибко надежным.
На Elise можно было заказать даже скромный тойотовский мотор 1.6 1ZR-FAE от Ауриса и Короллы, развивающий 136 сил и разгоняющий спорткар до сотни за 6,5 с. Базовый Elise 1.6 выпускался с 2010 по 2018 год.
В 2004 году агрегат 2ZZ-GE получило купе Exige, а спустя два года британцы приняли решение ставить двигатели Toyota на все свои модели. И пошло-поехало! Помимо атмосферных вариантов на Elise и Exige начали ставить моторы 1.8 с приводным нагнетателем (220–275 л.с.). Установка компрессора потребовала не только нового софта, но и доработок систем питания, охлаждения и оригинального выпуска.
Сейчас на Elise ставится мотор 1.8 2ZR-FE в сочетании с двухлопастным приводным нагнетателем Magnuson. У версии 220 Sport он развивает 220 сил, что обеспечивает разгон до сотни за 4,6 с и максималку 233 км/ч. А 250 Cup оснащается 248-сильной модификацией (4,3 с, 248 км/ч).
В 2008 году вышла крупная гламурная Evora, которая первой среди Лотусов получила распространенный тойотовский мотор V6 3.5 серии 2GR-FE. Эта алюминиевая «шестерка» с изменяемыми фазами газораспределения на обоих распредвалах знакома вам по несметному множеству моделей, включая Camry, Highlander, Avalon, Венцу, а также Лексусы RX 350 и ES 350.
Пусть родословная не навевает тоску — свой софт, оригинальные системы впуска и выпуска делают тойотовский мотор агрессивнее. А еще он надежен и массов, что обязательно скажется на стоимости ремонта, если вдруг мотор «ляжет» на треке.
Шестиступенчатая «механика» не мешала самому быстрому из трек-каров Lotus Exige набирать 100 км/ч за 3,3 с. А Evora с таким же наддувным V6 3.5 укладывалась в 3,8 с. Максимальная скорость — 290 и 315 км/ч соответственно.
На Лотусах «шестерка» использовалась как в 280-сильном атмосферном варианте, так и в наддувном исполнении. Приводной нагнетатель увеличивал отдачу до 350–436 л.с. К 2012 году англичане сообразили, как впихнуть 2GR-FE и в Exige. Оказавшись столь же мощным, как Evora, он превратился в грозное трековое оружие благодаря малой массе и серьезной энерговооруженности. В дальнейшем использование V6 привело и к адаптации «автомата» Aisin Warner U660E, который применяется на Тойотах. В силу «переходного» статуса перспективного Эсприта не удивлюсь, если его гибридная установка также создается в кооперации с японцами или на их компонентах.
Источник: drive.ru