![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/193042.jpg)
Новый протокол и соответствующая ему аппаратура обладают обратной совместимостью, то есть будут спокойно заряжать старые электрокары, не способные переварить столь высокие токи. Просто зарядка пойдёт при меньших его значениях.
Ассоциация CHAdeMO, продвигающая одноименный стандарт скоростной зарядки электромобилей постоянным током, опубликовала новый протокол CHAdeMO 2.0, позволяющий соответствующим зарядным колонкам выдавать мощность до 400 кВт (400 A×1 кВ). Это позволит перспективным электрокарам при соответствующих возможностях батареи заряжаться намного быстрее, чем нынешние. Поясним: действующий протокол CHAdeMO 1.2 допускает зарядку мощностью до 200 кВт (400 A×500 В), однако львиная доля развернутых станций на практике довольствуется лишь 50 киловаттами.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/193043.jpg)
При разработке улучшенного стандарта авторы уделили внимание совместимости с двухсторонними системами зарядки типа V2X, позволяющими подпитывать от машин локальные сети, дом или просто технику на «природе».
Чтобы оценить темп зарядки при системе на 400 кВт, поделите емкость батареи на это число. У нового Ниссана Leaf, например, аккумулятор на 40 кВт·ч. Чисто формально получаем 0,1 часа или шесть минут (если бы он мог принимать такой ток). На практике будет дольше, поскольку заряд с максимальными параметрами идет лишь в начале, а к концу наполнения батареи темп падает. Но даже 15 минут «до полного бака» были бы просто шикарным предложением. Сейчас при столбике на 50 кВт только первые 80% наполнения батареи требуют минут 45–50.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/193044.jpg)
Стандарт CHAdeMO — рекордный по распространенности. По данным ассоциации, сейчас в 71 стране установлено 18 030 таких зарядных систем. Что до машин на дорогах, то 22% батарейных автомобилей ныне оборудованы соответствующим разъемом и могут использовать зарядки CHAdeMO напрямую, а еще 13% (это Теслы) — через адаптер.
Новый протокол является важным шагом в борьбе с конкурирующим форматом CCS, активно продвигаемым в Европе и США, в основном «немцами». Сторонники CCS уже развернули строительство зарядных комплексов нового поколения, рассчитанных на мощность до 350 кВт. А значит, и CHAdeMO (основные его сторонники — японские производители) не стоит дремать. Добавим, что стандарт CHAdeMO 2.0 допускает зарядку машин как через известный разъем, так и через пантографы на крыше (последнее актуально для электробусов, получающих «быструю» подпитку на остановках). Причем в первом случае в станциях нового поколения будут применяться зарядные кабели с жидкостным охлаждением.
Источник: drive.ru