По договорам, заключённым до 28 апреля 2017 года, клиенты тоже могут получить натуральное возмещение ущерба, но лишь со своего согласия. В противном случае страховой компании придётся заплатить деньги. А вот начиная с этой даты — всё сложнее.
Завтра, 28 апреля, вступают в силу поправки в закон об ОСАГО. Согласно им, при возмещении ущерба от ДТП приоритет будет отдаваться натуральной форме (то есть ремонту), а не денежной выплате. В этой связи президент РСА Игорь Юргенс разъяснил условия, при которых производится ремонт. Так, при заключении договора ОСАГО либо уже при приеме заявления о возмещении страховщик обязан предоставить клиенту список станций техобслуживания, с которыми у него заключены соглашения. А если автомобиль не старше двух лет и на гарантии, то это должен быть дилерский сервисный центр, имеющий право на проведение ремонта с сохранением этой самой гарантии.
Владелец автомобиля вправе предложить другую СТО на свой вкус, но в этом случае уже страховая компания может согласиться либо не согласиться с его выбором. Кроме того, пока действует договор, в него можно вносить изменения, а именно — позднее вписать новую СТО, естественно, при согласии сторон.
Следующее обязательное условие — расстояние. От места аварии (либо от места жительства автовладельца, на его выбор) до СТО должно быть не более 50 км. Ограничен и срок ремонта — не более 30 дней (без учета нерабочих и праздничных). За каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Тут, правда, есть тонкость: отсчет идет с момента выдачи направления на ремонт, а его страховая компания обязана дать не позже 20 дней с момента обращения.
И еще есть дополнительные пять дней, которые закон выделяет на транспортировку поврежденной машины к месту ремонта, напоминает Сергей Кузин, руководитель «Центра помощи автомобилистам» из Нижнего Новгорода. В общем, можно надолго остаться без автомобиля. Правда, как уверяет Юргенс, даже в сложных случаях СТО обычно справляются дней за 15, а в простых — за три.
Закон обязывает при восстановительном ремонте использовать только новые запчасти. Что касается качества работ, то, по мнению руководителя РСА, сервисным центрам выгодно «держать планку», иначе страховые компании просто будут расторгать с ними договоры. Гарантийный срок на ремонт составляет шесть месяцев и один год на кузовные и лакокрасочные работы.
Если все эти условия страховая компания выполнить не может, например, из-за отсутствия запчастей не получается уложиться в максимальный срок, то автовладелец имеет право потребовать от страховщика денежного возмещения ущерба либо все равно подождать ремонта. Если условия выполнены, то выбора у страхователя нет: только ремонт. Еще есть несколько ситуаций, когда правило приоритета натурального возмещения не работает. Это причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожение автомобиля или превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты по ОСАГО (400 000 рублей). Компенсации в денежной форме имеют право потребовать и некоторые категории инвалидов.
Update
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев на пресс-конференции в «Российской газете» заявил, что только 30% автомобилистов на первых порах смогут воспользоваться натуральной формой возмещения убытков. Это оценка РСА — и то оптимистичная. Просто очень сложно выполнить все требования закона при такой форме компенсации. В переговорах с РСА техцентры уже начали выдвигать свои требования. Например, мало кто возьмется за проржавевшую машину старше пяти−семи лет, с учетом гарантийных обязательств по кузовному ремонту. А раз никто не возьмется, то страховщику придется «по старинке» выплатить потерпевшему деньги. В любом случае внедрение новации пойдет плавно, и будет время отшлифовать спорные и неоднозначные моменты, считают в руководстве Союза автостраховщиков.
Источник: drive.ru