![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/168607.jpg)
Минувшей зимой Toyota провела тесты прототипов водородных машин в холодном климате и убедилась: топливные элементы нормально действуют в таких условиях.
Массовый автомобиль на топливных элементах, над которым сейчас работает компания Toyota, по плану должен был появиться на конвейере и в продаже где-то в 2015 году. Однако инсайдеры утверждают: японцы опережают график. Так что сборка седана начнется в середине декабря 2014-го, а уже в начале 2015-го он может поступить на рынок по цене около восьми миллионов иен ($78 000). Завод Тойоты в префектуре Айти сначала планирует производить несколько десятков таких машин в месяц, но затем выпуск нарастят. За счет этого цена будет постепенно падать и к 2020 году может сократиться до $30-50 тысяч.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/168608.jpg)
Концепт FCV 2013 года — последняя вариация водородной легковушки от Тойоты, показанная в ноябре в Токио. Здесь была отработана практически серийная начинка, а вот кузов у конвейерной модели должен выглядеть попроще.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/168609.jpg)
Баллоны с пятью килограммами сжатого водорода обеспечивают FCV около 480–500 км пробега в американском комбинированном цикле, а в щадящем японском JC08 — до 700 км. Основной баллон скрыт под задним диваном, дополнительный — под полом багажника. Топливные элементы здесь размещены под передними сиденьями.
Toyota не намерена развивать собственную сеть заправочных водородных станций, положившись на партнеров. В Европе, например, это проект HyFIVE (в нем участвует и компания Hyundai). Развитие инфраструктуры не исчерпывается промышленным содружеством такого рода: в марте нынешнего года открылась первая водородная АЗС в Хельсинки. А в одном из самых развитых в данном отношении регионов — Калифорнии — недавно появился стартап FirstElement Fuel. Фирма намерена развернуть на территории штата 19 собственных водородных станций. И что интересно: в начале мая 2014 года именно Toyota инвестировала в этот стартап $7,2 млн.
Бонус
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/168610.jpg)
Сейчас в серийном производстве находится водородный кроссовер Hyundai ix35 Fuel Cell, который пока отдается в лизинг в некоторых европейских городах и в Калифорнии (в основном — компаниям). По неофициальным данным, его стоимость «заметно больше $100 000, ближе к $200 000». Однако в 2015 году этот паркетник поступит в широкую продажу частным лицам, и тогда объемы выпуска должны возрасти, а цена упасть приблизительно до $50 000. На фото слева — первая партия, прибывшая в Калифорнию в конце мая 2014-го.
Источник: drive.ru