Важнейшим преимуществом двухтактного дизеля является то, что рабочий ход в нем происходит при каждом обороте коленчатого вала, а не через оборот, как в четырехтактном дизеле. Благодаря этому двухтактный дизель, имеющий такие же основные размеры и такое же число оборотов в минуту, как и четырехтактный, развивает примерно в полтора раза большую мощность. Иными словами, двухтактный дизель, развивающий такую же мощность, как четырехтактный, имеет меньшие размеры и вес.
Другим, весьма важным преимуществом двухтактного дизеля является то, что работа его протекает более равномерно, чем работа четырехтактного дизеля. Это также обусловлено более частым чередованием рабочих ходов.
Наряду с этим двухтактные дизели имеют некоторые недостатки.
Основным недостатком двухтактного дизеля является необходимость применения продувочного насоса. Продувочный насос усложняет и утяжеляет конструкцию двигателя и требует ухода; на вращение продувочного насоса затрачивается часть мощности двигателя. Детали кривошипного механизма двухтактного дизеля работают в более тяжелых условиях, чем четырехтактного. То, что рабочий ход происходит при каждом обороте коленчатого вала, обусловливает большую температурную напряженность поршня, стенок и головки цилиндра и неблагоприятно отражается на работе поршневых колец.