При столкновении автомобиля со стеклопластиковым кузовом последний разрушается так же, как и, например, яичная скорлупа, а осколки сохраняют свою первоначальную форму и размеры. Таким образом, можно собрать обломки вместе, скрепляя их по одному.
Ремонтная панель удерживается в нужном месте (в месте накладывания заплаты) при помощи алюминиевых пластин, закрепленных в нескольких местах на внешней стороне панели по периметру отверстия. Пластины закрепляются на ремонтируемой поверхности следующим способом: сначала в пластине просверливаются отверстия (их рекомендуется просверлить до того, как лист нарезается на пластины, - это легче и безопаснее), затем просверливаются направляющие отверстия в стеклопластике, и, наконец, пластины закрепляются при помощи саморезных винтов.
Если вы используете заклепки, которые затем собираетесь высверливать, то не используйте стальные заклепки, так как их куски, оставшиеся внутри ремонтной панели, будут корродировать, оставляя на кузове ржавчину.
После этого приклейте маскирующую ленту вдоль всего соединения между заплатой и панелью с целью предотвращения просачивания лишней смолы через щели на оставшуюся часть кузова, что впоследствии потребует дополнительных работ по очистке поверхности.
Полоски стекловолокна шириной около 150 мм и толщиной 5 или 6 слоев должны прикладываться на всю длину соединения после первой очистки внутренней стороны панелей, как уже описывалось ранее для мелкого ремонта. После полного затвердевания стеклопластика снимаются скрепляющие алюминиевые пластины (это займет примерно день, а в холодную погоду - даже больше). Если вы поставили скрепляющие пластины с внутренней стороны поверхности, то они будут скрыты 6 толстыми слоями стекловолокна. Поверхность можно отремонтировать и наполнителем. Гораздо более крепкое соединение получается, если края ремонтной панели выполняются со скосом вниз, а края отверстия - со скосом вверх. Заплата устанавливается таким образом, что плоскости скосов совпадают. Она упирается в поддерживающий слой на обратной стороне. Уровень поверхности становится таким (заплата слегка проседает), что для его выравнивания необходимо применить несколько слоев стекловолокна, пропитанных смолой. Выравнивание нужно производить до тех пор, пока поверхность не начнет слегка выступать.
Затем выступающая часть сглаживается, и все дефекты устраняются при помощи обычного наполнителя.
Рис. 2. Этот автомобиль попал в аварию и получил повреждение левого крыла. Как обычно, стеклопластик под воздействием удара проломился
Рис. 3. На автомобиле была заменена панель
Рис. 4. Новая панель была размечена с таким расчетом, чтобы в поврежденном месте осталась как можно большая часть нетронутой области. Ремонтная панель подрезается в соответствии с величиной повреждения
Рис. 5. На этом рисунке показано, как старая панель вырезается при помощи специального режущего диска, прикрепленного к ручной шлифовальной машинке
Рис. 6. Но почти так же легко можно вырезать ее при помощи обычной пилы (хотя при резке стеклопластика пила быстро затупляется). Необходимо защищать органы дыхания, поскольку стеклопластиковая пыль вредна для здоровья
Рис. 7. Большая часть старой панели вырезается
Рис. 8. Вырезанная часть снимается
Рис. 9. На этой стадии работ очень важно, чтобы ремонтная панель была правильно расположена. При ремонте стеклопластиковых панелей не требуется такая точность измерений, как при ремонте стальных. Используйте линейку, рассматривая неповрежденную сторону автомобиля как позицию для отсчета
Рис. 10. Из предыдущих рисунков можно подумать, что вырезание панели было произведено очень быстро. На самом деле этот процесс происходит медленнее. Вырезание производится понемногу, до тех пор, пока вы не получите крепкую неповрежденную поверхность и хорошее место для установки ремонтной панели
Рис. 11. Подрежьте ремонтную панель под размер ремонтируемого участка
Рис. 12. На рисунке показан процесс измерения длины решетки радиатора для того, чтобы новая панель была установлена в правильном положении
Рис. 13. Загляните внутрь ремонтной панели с целью отыскания непрочных поверхностей. Убедитесь в том, что все поверхности не повреждены. Если это не так, зачистите поверхности и соедините их при помощи дополнительных слоев стеклопластика
Рис. 14. При помощи ручной шлифовальной машинки зачистите все места соединений
Рис. 15. Очистите внутренние поверхности обеих панелей и протрите их спиртосодержащей жидкостью
Рис. 16. Если ремонтная панель подогнана к месту соединения так, что между панелями остается лишь небольшой зазор, отрежьте несколько пластин из тонкой стали или алюминия,...
Рис. 17. ...просверлите направляющие отверстия...
Рис. 18. ...и, закрепив пластины к обеим панелям, соедините их
Рис. 19. Затем наклейте маскировочную ленту прямо на место соединения, осторожно нажимая на соединительные пластины
Рис. 20. Смешайте смолу с затвердителем в соответствующей пропорции (согласно инструкции производителя)
Рис. 21. Положите на пол какую-либо чистую прокладку, сверху положите три полоски стекловолокнистой основы (отрежьте их перед началом работ, в противном случае клейкая смола сделает эту задачу невыполнимой)
Рис. 22. При выполнении этой части работы используйте перчатки или защитный крем для рук. Перенесите стекловолокнистую полоску на щетку и поместите ее на место соединения
Рис. 23. Крепко прижмите стекловолокнистую основу к месту соединения, стараясь не отклеить ее, убирая руку
Рис. 24. Затем щеткой с нанесенной на нее смолой тщательно смажьте стекловолокнистую основу, стараясь пропитать ее. Сделайте тоже самое со следующей секцией ремонтной панели, соединяя вторую заплату внахлест с первой для лучшей связи
Рис. 25. Используя ручную шлифовальную машинку и крупнозернистый диск, слегка зачистите края ремонтной панели внутрь
Рис. 26. Заполните образовавшиеся выемки наполнителем...
Рис. 27. ...и выполните сглаживание ремонтируемой поверхности как обычно