Таблица 2.1
Двигатель | Рабочий объем, см3 | Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | Степень сжатия | Максимальная мощность, кВт (л.с.) |
1.0 L SOHC | 993 | 74.0х77.0 | 9.5 | 37(50)/5800 |
1.3 L SOHC | 1298 | 74.0х75.5 | 9.5 | 74(100)/6500 |
1.6 L SOHC | 1590 | 75.0х90.0 | 9.5 | 70(92)/6000 |
Кривошипно-шатунный механизм
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) в поршневом двигателе внутреннего сгорания служит для восприятия давления газов, образующихся в цилиндре при сгорании рабочей смеси, и преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Все детали КШМ делятся на неподвижные (цилиндр, его головка, картер - образуют остов двигателя) и подвижные (поршень с пальцем, шатун, коленчатый вал и маховик).
Коленчатый вал полноопорный, имеет пять опорных шеек и четыре шатунных, восемь противовесов (четыре - на двигателе 1.0 л), осевое перемещение коленчатого вала ограничивается подшипниками скольжения (вкладышами) 3-й опорной шейки, имеющей упорные буртики.
Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава, на ее противоположных боках расположены окна соответственно впускных и выпускных каналов. Свеча зажигания устанавливается в центре каждой камеры сгорания.
Газораспределительный механизм
Газораспределительный механизм (ГРМ) служит для впуска в цилиндры горючей смеси и выпуска отработавших газов в соответствии с протеканием рабочего процесса в каждом цилиндре.
Чугунный распределительный вал установлен на пяти опорах в алюминиевом корпусе подшипников, закрепленном в верхней части головки блока цилиндров. Рабочие поверхности распределительного вала обработаны с достаточно высокой точностью для обеспечения своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов (согласно фазам газораспределения).
Зубчатый ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) обеспечивает связь коленчатого и распределительного валов, а также их синхронное вращение. Кроме того, зубчатый ремень приводит во вращение водяной насос (системы охлаждения). Специальный механизм с помощью натяжного шкива автоматически поддерживает необходимое натяжение зубчатого ремня привода ГРМ Зубчатый ремень изготовлен из жесткой армированной резины
Клапаны приводятся в действие кулачками распределительного вала через гидравлические компенсаторы зазора (гидравлические толкатели) или коромысла.
Впускной коллектор имеет четыре независимые канала и использует инерционный нагнетательный эффект для улучшения характера изменения крутящего момента двигателя при малых и средних нагрузках. Впускной коллектор, изготовленный из алюминия, обогревается жидкостью системы охлаждения двигателя. Топливовоздушная смесь подается по впускному коллектору в цилиндры двигателя для сгорания. Во впускном коллекторе установлен один из датчиков температуры охлаждающей жидкости.
Цельный четырехканальный выпускной коллектор предназначен для отвода из камер сгорания отработанных газов, которые разогревают его до высокой температуры. В этой связи для обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля конструкцией предусмотрен теплозащитный экран выпускного коллектора. В выпускном коллекторе установлен датчик кислорода.
Основные детали КШМ, ГРМ, а так-же других механизмов и систем двигателя представлены на рис. 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4.