Обслуживание дисков
Ремонт диска с использованием сварки, нагревания или ковка не допускается. Все поврежденные диски должны быть заменены.
Замена дисков
Диски должны быть заменены, если они деформированы или имеют чрезмерное боковое или радиальное биение, не обеспечивают герметичность колеса, имеют нарушения геометрии отверстий под болт, не обеспечивают затяжки гаек номинальным моментом или имеют коррозионные повреждения. Диски, которые имеют чрезмерное боковое или радиальное биение, могут вызвать вибрацию при движении.
Диски для замены должны быть эквивалентны оригинальным дискам по допустимой нагрузке, диаметру, вылету и присоединительным размерам. Использование диска неподходящего размера или типа может повлиять на ресурс диска и подшипника, охлаждение тормозного механизма, показания спидометра/ одометра, величину дорожного просвета.
Как измерить биение диска
Рис. 4.4. Схема измерения биения дисков
Чтобы измерить биение диска, необходимо использовать точный индикатор часового типа. Шина может оставаться на диске или быть демонтирована. Диск должен быть установлен на балансировочный станок. Измерьте боковое 1 и радиальное биение 2 внутреннего и наружного обода. Установите индикатор часового типа и медленно поверните диск на один полный оборот, запишите показания индикатора (рис. 4.4).
Когда измеренное биение превышает норму, а коррекция балансировкой невозможна, замените диск. Если на результат измерения повлияли следы сварки, краски или царапина, то диск можно не менять.
Боковое биение: предельное значение «a» – 1.40 мм.
Радиальное биение: предельное значение «b» – 1.14 мм.
Метрические гайки и шпильки крепления колеса
Рис. 4.5. Гайка и шпилька крепления колеса
На всех моделях используются метрические гайки и шпильки крепления колеса (рис. 4.5).
Резьба гайки и шпильки крепления колеса M12x1.25.
Описание неравномерного и/или преждевременного износа
Неравномерный и преждевременный износ имеет много причин. Некоторые из них: неправильное давление в шине, невыполнение перестановки колес, стиль вождения, неправильные углы установки колес. При наличии следующих условий необходимо переставить колеса:
- износ передней шины отличается износа задней шины;
- неравновномерный износ по ширине протектора любой шины;
- неодинаковый износ левой и правой передних шин;
- неодинаковый износ левой и правой задних шин;
- износ пятнами и т.д.
Рис. 4.6. Примеры неравномерного износа шин: A – прохождение поворотов на высокой скорости при высоком давлении в шинах или при несоблюдении перестановки колес; B – неправильная регулировка углов установки колес, неоднородность конструкции шины или движение с резкими ускорениями
Проверка углов установки колес необходима при наличии следующих условий:
- неодинаковый износ левой и правой передних шин;
- неравновномерный износ по ширине протектора передней шины;
- протектор передних шин имеет пилообразный износ;
Описание индикаторов износа
Рис. 4.7. Индикаторы износа шин
Оригинальные шины имеют встроенные индикаторы износа протектора 1, которые показывают, когда шины нуждаются в замене (рис. 4.7).
Эти индикаторы 1 выглядят, как полосы шириной 12 мм, когда глубина протектора становится равной 1,6 мм.
Когда индикаторы 1 появляются в 3 или более канавках в 6 местах, рекомендуется замена шины.
Описание бокового биения радиальной шины
Боковое биение проявляется как поперечное перемещение из стороны в сторону передней и/или задней части автомобиля. Это вызвано деформацией каркаса шины. Боковое биение наиболее заметно проявляется на малой скорости 8–48 км/ч.
Рис. 4.8. «Увод» автомобиля при боковом биении радиальной шины
Можно определить дефектную шину пробной поездкой. Дефект имеет задняя шина, если поперечное перемещение совершает задняя часть автомобиля. Водитель на сидении чувствует себя так, как если бы кто-то толкал автомобиль в бок (рис. 4.8).
Если дефектна передняя шина, то поперечное перемещение можно заметить визуально.
Боковое биение может быть быстро диагностировано при помощи прибора для обнаружения неисправности шин в соответствии с рекомендациями изготовителя прибора.
Если прибора для обнаружения неисправности шин нет в распоряжении, можно использовать метод замены на заведомо исправную шину/ колесо, хотя это занимает больше времени.
Совершите поездку, чтобы определить, имеет ли место боковое биение сзади или спереди.
Установите шины и диски, которые заведомо исправны (с аналогичного автомобиля), вместо тех, исправность которых вызывает сомнения. Если зону бокового биения не удалось идентифицировать, замените задние колеса.
Снова совершите пробную поездку. Если произошли изменения, повторно установите по одному оригинальные колеса, пока обнаружится дефектная шина. Если изменений нет, установите комплект заведомо исправных колес. После этого вновь устанавливайте по одному оригинальные колеса и выполняйте аналогичную проверку.
Описание увода от прямолинейного движения
Увод представляет собой отклонение автомобиля от прямолинейной траектории движения на дороге с малым уклоном без усилия на рулевом колесе. Увод обычно вызывается следующими условиями.
Несоответствующая шина и неправильная регулировка углов установки колес.
Неравномерность тормозных усилий.
Конструкция шины.
Рис. 4.9. Рекомендации изготовителя оборудования
Конструктивный дефект шины может вызвать увод автомобиля. Примером этого является размещение брекерного пояса. Расположенный не по центру брекерный пояс радиальных шин может заставить шину развивать боковую силу при ее вращении при движении по дороге. Если одна сторона шины будет иметь диаметр немного больше, чем другая сторона, то шина будет иметь тенденцию к одностороннему уводу. При этом возникает боковая сила, которая может вызвать увод автомобиля. Для того, чтобы ошибочно не принять неправильную регулировку углов установки колес за увод шины, необходимо следовать процедуре на рисунке 4.9.
Если шина со средним или большим пробегом переставляется на другую сторону автомобиля, убедитесь в том, что плавность хода не ухудшилась
Задние шины не будут вызывать увод.