Продольный разрез генератора
1 - Передняя крышка; 2 - Задняя крышка; 3 - Плата с диодами; 4 - Контактные кольца; 5 - Задний подшипник; 6 - Щеткодержатель; 7 - Регулятор напряжения; 8 - Щетки; 9 - Статор с обмотками; 10 - Ротор; 11 - Передний подшипник; 12 - Шкив; 13 - Гайка; 14 - Крыльчатка; 15 - Обмотка ротора
Схема подключения обмоток генератора
1 - Регулятор напряжения; 2 - Обмотка возбуждения; 3 - Обмотка статора; 4 - "Положительные" выпрямительные диоды; 5 - "Отрицательные" выпрямительные диоды; 6 - Диоды обмотки возбуждения
На рассматриваемых автомобилях используется синхронный генератор переменного тока со встроенным выпрямителем.
Принципиально все применяемые для комплектации генераторы (см. Спецификации) устроены одинаково. Частичный продольный разрез генератора представлен на иллюстрации, схема подключения обмоток - на иллюстрации ниже.
Корпус генератора состоит из двух крышек (передней и задней), скрепленных тремя длинными сквозными болтами М5. Внутри корпуса неподвижно закреплен статор. На изолированные металлические пластины статора намотаны три проволочные обмотки, соединенные между собой треугольником. Обмотки статора подключены к девяти выпрямительным кремниевым диодам, размещенным на платах и кронштейнах внутри корпуса генератора. Диоды осуществляют выпрямление генерируемого в обмотках переменного тока.
В обеих крышках корпуса генератора помещено по шариковому подшипнику, в которые посажен вал ротора. На валу ротора закреплены магниты характерной "клювообразной" формы, охватывающие обмотку возбуждения. На том же валу установлены контактные кольца. Кольца изолированы от вала и подключены к выводам обмотки возбуждения.
В контактные кольца упираются подпружиненные угольные щетки. Одна из 5.щеток подключена к клемме D+, вторая - к клемме D-. Провода от обеих клемм выведены наружу через заднюю крышку. При включении зажигания, когда двигатель еще не запущен, запитывается следующая электрическая цепь: положительная клемма батареи - контакты выключателя зажигания - контрольная лампа - регулятор напряжения - обмотка возбуждения генератора - масса. При этом включается контрольная лампа в приборном щитке автомобиля.
По завершении запуска двигателя, когда частота вращения коленчатого вала превысит 900 об/мин, генератор возбуждается и начинает вырабатывать переменный ток, выпрямляемый затем диодной сборкой. На клемме D+ при этом появляется напряжение и, поскольку разницы потенциалов на контрольной лампе уже нет, она гаснет. В обмотку возбуждения ток поступает через три диода (6) и регулятор напряжения. Диоды, называемые диодами возбуждения, работают аналогично диодам (4) и (5), с той лишь разницей, что их нагрузкой является только обмотка возбуждения и регулятор напряжения, ввиду чего они меньше по размеру и не нуждаются в теплоотводящих радиаторах.
Ток между генератором и аккумуляторной батареей может течь только в одном напрвлении - от генератора к батарее. В противоположную сторону его не пропускает диодная выпрямительная сборка.
Величина напряжения, создаваемого генератором, регулируется изменением тока возбуждения в обмотке ротора. Эту функцию выполняет регулятор напряжения.
Шкив в крыльчаткой обдува крепятся на валу ротора при помощи законтренной гайки М14.
Кронштейн регулировочной планки корректировки усилия натяжения приводного ремня крепится на головке цилиндров при помощи гайки крепления головки. Гайка навернута на болт М8х20.
Снятие
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
2. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов со шкива генератора.
Модели 1.3 л
1. Снимите защитный колпачок, снимите гайку с шайбами и скиньте клемму провода питания с контактной шпильки генератора.
2. Отсоедините от генератора сигнальный провод.
3. Отдайте болт(ы) верхней опоры генератора.
4. Отпустите гайку болта крепления нижней опоры и поверните сборку генератора к радиатору с целью обеспечения достаточного рабочего пространства.
5. Выверните нижний сквозной болт и снимите генератор с опорного кронштейна.
Дизельные модели и модели 1.6 л
1. Рассоедините на генераторе разъем сигнального провода.
2. Снимите защитный колпачок, отдайте гайку, снимите шайбы и отсоедините от генератора клемму провода питания.
3. Выверните болты нижней и верхней опор генератора, затем снимите генератор со своего кронштейна. При соответствующей комплектации поверните ролик натяжителя приводного ремня генератора наружу, обеспечивая доступ к болту нижней опоры.
Все модели
Если имеется необходимость с снятии модуля щеткодержателя/регулятора напряжения, обратитесь к материалам Раздела Замена модуля щеткодержателя/регулятора напряжения.
Установка
1. Установка производится в обратном порядке. Проследите за правильностью прокладки и регулировки натяжиения приводного ремня.
2. Затяните весь крепеж с требуемым усилием.