Снятие
1. Запаркуйте автомобиль на просторной ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Примечание. Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным устройством, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильным кодом для ввода аудиосистемы в действие.
3. Опорожните систему охлаждения и выверните свечи зажигания.
4. Снимите воздухоочиститель с компонентами впускного воздушного тракта (см. Главу Система питания). Снимите рукав подачи подогретого воздуха с патрубков воздухоочистителя и пластины кожуха выпускного коллектора.
5. Сбросьте остаточное давление в системе питания (см. Главу Система питания).
6. Снимите крышку распределителя с подсоединенными к ней ВВ проводами, также снимите бегунок и защитный экран. Снимать головку цилиндров необязательно (достаточно будет отсоединить ВВ провод от катушки зажигания), однако это существенно расширит рабочее пространство и облегчит доступ к распределителю.
7. В случае необходимости обратившись к материалам Главы 3, отпустите крепежные хомуты и отсоедините шланги охладительного тракта от кожуха термостата.
8. Рассоедините разъемы электропроводки следующих компонентов:
- a) Датчика детонации и λ-зонда. Высвободите оба разъема из закрепленного над маховиком кронштейна;
- b) Датчика температуры/давления всасываемого воздуха на впускном трубопроводе;
- c) Блока управления дроссельной заслонки;
- d) Датчика Холла от распределителя зажигания;
- e) Датчика-выключателя давления масла на задней стенке головки цилиндров.
- f) Инжектора(ов) топлива и жгута электропроводки на впускном трубопроводе (в случае необходимости см. Главу Система питания). Высвободите жгут из промежуточных фиксаторов и отложите его в сторону);
- g) Датчика температуры охлаждающей жидкости (CTS) на кожухе термостата;
- h) Рассоединив все разъемы, высвободите жгуты из промежуточных фиксаторов и отведите их в сторону.
9. Отсоедините следующие шланги:
- a) Шланг, соединяющий впускной трубопровод с электромагнитным клапаном продувки угольного адсорбера (на брызговике арки левого колеса);
- b) Вакуумный шланг усилителя тормозов от впускного трубопровода;
- c) Шланги подачи и возврата топлива от топливной магистрали. Постарайтесь запомнить направление потоков и цветовую маркировку шлангов. Приготовьтесь к сбору проливаемого топлива. Сразу же закупорьте открытые концы шлангов и штуцеров во избежание попадания в систему питания грязи и с целью минимизации потерь топлива.
10. В задней части термостата отпустите проволочные фиксаторы крепления кожуха к подающей трубке водяного насоса, проходящей позади блока двигателя. Отсоедините оставшиеся от кожуха термостата (постарайтесь запомнить порядок их подсоединения).
11. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. Раздел Снятие, установка и регулировка усилия натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов).
12. Снимите наружные крышки газораспределительного ремня и шкив коленчатого вала (см. Разделы Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) конца такта сжатия, Снятие и установка ремня привода ГРМ и его крышек). Снимите газораспределительный ремень с зубчатого колеса распределительного вала.
13. После снятия газораспределительного ремня двигатель может быть поднят обратно в исходное положение, а правая опора агрегата подсоединена.
14. Во избежание случайного соприкосновения поршней с клапанами в процессе снятия головки, составители настоящего Руководства рекомендуют развернуть коленчатый вал назад в положение на несколько градусов перед ВМТ.
15. Снимите пластину устройства подогрева всасываемого воздуха с верхней части выпускного коллектора.
...отсоедините от коллектора приемную трубу системы выпуска отработавших газов. Снимите прокладку.
16. Выверните болт крепления направляющей трубки щупа измерения уровня двигательного масла к задней части головки цилиндров. При соответствующей комплектации отболтите и снимите опорный кронштейн впускного трубопровода.
17. Отсоедините трос газа (см. Главу Система питания).
18. Снимите крышку головки цилиндров (см. Раздел Снятие и установка крышки головки цилиндров).
19. Действуя в порядке, указанном на иллюстрации,...
...в несколько приемов (по пол-оборота за подход) ослабьте болты крепления головки настолько, чтобы появилась возможность выворачивания их руками.
20. Удостоверьтесь, что к головке цилиндров не остались подсоединенными никакие коммуникационные линии. Снимите головку с блока цилиндров (в случае необходимости воспользуйтесь помощью ассистента, в особенности если головка снимается в сборе с трубопроводом и коллектором).
21. Снимите прокладку с сопрягаемой с головкой поверхности блока. Не выбрасывайте ее, сохранив в качестве шаблона.
22. Если предполагается выполнение капитального ремонта головки.
Отделение от головки впускного трубопровода и выпускного коллектора
23. Описание процедур снятия и установки впускного трубопровода приведено Главе Система питания.
24. В несколько приемов отдайте оставшиеся крепежные гайки (при сборке гайки подлежат замене в обязательном порядке) и снимите с головки цилиндров выпускной коллектор с прокладками.
25. Тщательно зачистите сопрягаемые поверхности, уложите новые прокладки, затем установите выпускной коллектор. Наверните новые крепежные гайки и затяните их с требуемым усилием.
Подготовка к сборке
1. При помощи изготовленного из мягкого материала скребка тщательно зачистите сопрягаемые поверхности головки и блока. Удалите с поверхностей все следы материала старой прокладки и угольные отложения. Зачистите также днища поршней. Постарайтесь не допустить попадания мусора в водяные галереи и маслостоки (угольные частицы способны наглухо заблокировать подачу масла к внутренним компонентам двигателя) - залепите все доступные отверстия скотчем. Зазоры между стенками поршней и цилиндров в тех же целях следует заполнить консистентной смазкой, которую затем легко будет удалить при помощи тонкой кисточки.
2. Проверьте сопрягаемые поверхности блока и головки цилиндров на наличие царапин, задиров и прочих механических повреждений. Незначительные дефекты могут быть удалены при помощи напильника с мелким зубом. В случае более серьезных повреждений придется прибегнуть к станочной механической обработке.
3. Оцените плоскостность сопрягаемых поверхностей при помощи специального шаблона (ребра стальной линейки) и щупа лезвийного типа.
4. Проверьте состояние болтов крепления головки, особое внимание уделяя их резьбовой части. Промойте боты в растворителе, затем тщательно просушите. Дефектные болты подлежат замене. Измерьте длину каждого из крепежных болтов с целью выявления признаков их вытягивания (данную проверку нельзя считать однозначной, так как все болты могут оказаться вытянуты на одинаковую длину). Составители настоящего Руководства рекомендуют произвести замену болтов крепления головки вне зависимости от их состояния.
5. Прогоните болтовые отверстия в блоке цилиндров подходящим метчиком, прочищая резьбу и восстанавливая поврежденные витки.
Примечание. При отсутствии под рукой подходящего метчика отверстия могут быть прочищены при помощи самодельного приспособления, изготовленного из длинной шпильки с пропиленной вдоль резьбой.
6. Во избежание повреждения поршней и клапанов составители настоящего Руководства рекомендуют перед установкой головки отвести коленчатый вал на 90° назад от положения ВМТ (в случае необходимости обратитесь к материалам Раздела Описание основных узлов и механизмов).
Сборка
1. Удостоверьтесь в соответствии сменной прокладки по типоразмеру снятой с двигателя. Тщательно протрите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров чистой сухой ветошью, затем уложите на блок новую прокладку, проследив за правильностью совмещения всех предусмотренных отверстий. Прокладка должна укладываться маркировкой вверх. Вверните в пару болтовых отверстий блока длинные шпильки с пропиленным в торцевой части шлицом под отвертку. Данные шпильки будут использованы в качестве направляющих штифтов при установке головки.
2. Удостоверьтесь в правильности совмещения установочных меток зубчатого колеса распределительного вала и внутренней крышки газораспределительной цепи (см. Раздел Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) конца такта сжатия). Постарайтесь не допустить проворачивания вала в процессе установки головки.
3. При помощи ассистента аккуратно наденьте сборку головки с трубопроводом и коллектором на направляющие шпильки. Перед окончательным опусканием головки на блок еще раз удостоверьтесь в правильности размещения прокладки.
4. Слегка смажьте резьбу и нижние поверхности головок крепежных болтов высококачественной тугоплавкой смазкой.
5. Аккуратно заправьте каждый из болтов в свое отверстие и наживите вручную.
6. В заданном порядке...
..в несколько приемов затяните болты с усилием первой стадии затягивания.
7. Двигаясь в прежнем порядке, затяните болты с усилием второй стадии.
8. Воспользовавшись специальным угломером, либо изготовленным из плотного картона шаблоном, дотяните болты на угол третей стадии затягивания.
9. В заключение дотяните болты на угол четвертой стадии.
10. Установите на место крышку головки цилиндров (см. Раздел Снятие и установка крышки головки цилиндров).
11. Если снимали, установите на место компоненты распределителя зажигания (см. Главу Электрооборудование двигателя).
12. Установите шланговый хомут штуцерного соединения подающей трубки на кожухе термостата.
13. Подсоедините трос газа, в случае необходимости произведите его регулировку (см. Главу Система питания).
14. Установите на головку направляющую трубку щупа измерения уровня двигательного масла. Затяните крепежный болт.
15. Подсоедините к выпускному коллектору приемную трубу системы выпуска отработавших газов (см. Главу Система питания). Установите пластину кожуха устройства подогрева всасываемого воздуха.
16. При снятом газораспределительном ремне приведите двигатель в положение ВМТ (см. Раздел Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) конца такта сжатия).
17.Подоприте двигатель, отсоедините правую опору и слегка опустите силовой агрегат. Снимите наружные крышки газораспределительного ремня и шкив коленчатого вала (см. Раздел Снятие и установка ремня привода ГРМ и его крышек).
18. Теперь агрегат можно поднять в и подсоединить его правую опору (см. Раздел Снятие и установка ремня привода ГРМ и его крышек).
19. Установите ремень привода вспомогательных агрегатов и отрегулируйте усилие его натяжения (см. Раздел Снятие, установка и регулировка усилия натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов).
20. Дальнейшая сборка производится порядке, обратном порядку демонтажа:
- a) Восстановите исходное подсоединение всех шлангов и электропроводки;
- b) Установите на место сборку воздухоочистителя (см. Главу Система питания);
- c) Заправьте систему охлаждения и проверьте уровень двигательного масла;
- d) Подсоедините отрицательный провод к батарее.