Привод генератора осуществляется поликлиновым ремнем от коленчатого вала двигателя.
Генератор представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. Для преобразования переменного тока в постоянный в генератор встроен выпрямитель на диодах. Напряжение регулируется встроенным микроэлектронным регулятором напряжения.
При работе генератора электрический ток, протекающий по обмотке возбуждения, создает вокруг полюсов ротора магнитное поле. При вращении ротора под катушками статора попеременно проходят полюсы ротора, магнитный поток меняется по величине и направлению и создает в обмотке статора электродвижущую силу.
При высокой частоте вращения ротора генератора, когда напряжение генератора становится больше чем 13,6–14,6 В, регулятор напряжения запирается и ток через обмотку возбуждения не проходит. Напряжение генератора падает, регулятор отпирается и снова пропускает ток через обмотку возбуждения. Чем выше частота вращения ротора генератора, тем больше время запертого состояния регулятора, следовательно, тем сильнее снижается напряжение на выходе генератора. Процесс запирания и отпирания регулятора происходит с высокой частотой, поэтому колебания напряжения на выходе генератора не заметны, и практически можно считать его постоянным, поддерживаемым на уровне 13,6–14,6 В.
При проверках генератора, а также при эксплуатации автомобиля необходимо соблюдать ряд простых правил, чтобы не вывести генератор из строя:
- не допускайте работу генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. При работе генератора с отсоединенной батареей в бортовой сети автомобиля повышается напряжение при отключении каких–либо потребителей электроэнергии, что приводит к выходу из строя электронного оборудования автомобиля, в том числе регулятора напряжения и выпрямительного блока генератора;
- не проверяйте работоспособность генератора на «искру» даже кратковременным соединением «плюсового» вывода генератора с «массой». При этом через выпрямительный блок протекает ток большой силы и диоды повреждаются. Проверять напряжение генератора можно только вольтметром;
- «минусовая» клемма аккумуляторной батареи всегда должна соединяться с «массой» автомобиля, а «плюсовая» с выводом генератора. Неправильное (обратное) подключение батареи вызывет резкое повышение тока, проходящего через диоды генератора, и они выйдут из строя;
- не проверяйте диоды напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для диодов напряжение. В этом случае при проверке диоды будут пробиты (произойдет короткое замыкание). При проверке изоляции электропроводки мегомметром отсоединяйте все провода от генератора;
- необходимо отсоединять все провода от генератора и аккумуляторной батареи при электросварке узлов и деталей кузова;
- проверяйте цепи и узлы электрооборудования и устраняйте неисправности при неработающем двигателе и отсоединенной аккумуляторной батарее.
Перед снятием генератора отсоедините аккумуляторную батарею, предварительно выяснив, есть ли у вас код включения радиоприемника.
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
После установки генератора подсоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее.
Включите радиоприемник и введите в него код.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 секунду, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.
Шестицилиндровые бензиновые двигатели
Снятие
Освободите фиксаторы и снимите нижний брызговик моторного отсека.
Отсоедините и снимите воздуховод генератора.
Отвинтите гайки и отсоедините провода от выводов «30/B +» и «D +» генератора (рис. 18–12).
Рис. 18–12. Расположение выводов генератора на шестицилиндровых бензиновых двигателях
Рис. 18–13. Расположение передних воздуховодов
Снимите передние воздуховоды (рис. 18–13).
Рис. 18–14. Расположение фиксатора (1) кожуха и направление поворачивания для снятия электрического вентилятора радиатора
Для снятия электрического вентилятора радиатора отсоедините от вентилятора электрический разъем, извлеките фиксатор кожуха, поверните кожух в направлении стрелки (рис. 18–14) и снимите вентилятор.
Отверните винты и снимите кожух поликлинового ремня.
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если при установке поликлиновой ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению.
Рис. 18–15. Ослабление натяжения поликлинового ремня: 1 и 2 – места установки штифтов для фиксации механизма натяжения.Стрелкой показано направление вращения шестигранного ключа для уменьшения натяжения поликлинового ремня.
Торцовым шестигранным ключом на 10 мм ослабьте натяжение поликлинового ремня, для чего поверните механизм натяжения по часовой стрелке до совмещения отверстий (рис. 18–15).
Зафиксируйте механизм натяжения в этом положении, вставив в отверстие стальной стержень диаметром 5 мм.
Снимите поликлиновой ремень со шкива генератора.
Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
Рис. 18–16. Расположение хомутов крепления шлангов системы охлаждения
Ослабьте хомуты, отсоедините шланги системы охлаждения и переместите их в сторону (рис. 18–16).
Рис. 18–17. Элементы крепления генератора на автомобилях с шестицилиндровыми бензиновыми двигателями: 1 – гайка, 45 Н·м; 2 – болт; 3 – болт, 22 Н·м; 4 – генератор
Отвинтите гайку верхнего крепления генератора, удерживая болт от проворачивания (рис. 18–17). Извлеките верхний болт крепления генератора.
Отвинтите болт нижнего крепления генератора 3 и снимите генератор.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Проверьте правильность расположения поликлинового ремня на шкивах.
Затяните нижний болт крепления генератора моментом 22 Н·м.
Затяните гайку крепления генератора моментом 45 Н·м.
Затяните гайки крепления проводов к выводу «30/B+» моментом 16 Н·м, к выводу «D+» – моментом 4 Н·м.
Шестицилиндровые дизельные двигатели
Снятие
Отверните винты и снимите нижний брызговик моторного отсека.
Рис. 18–18. Натяжение поликлинового ремня компрессора кондиционера: 1 – болт крепления ролика натяжения поликлинового ремня; 2 – поликлиновой ремень компрессора кондиционера; 3 – динамометрический ключ
Ослабьте болт крепления ролика натяжения поликлинового ремня компрессора кондиционера и снимите ремень со шкивов (рис. 18–18).
Рис. 18–19. Ослабление натяжения основного поликлинового ремня
Торцовым ключом поверните против часовой стрелки механизм натяжения основного поликлинового ремня, в результате чего ослабится натяжение, зафиксируйте механизм натяжения в этом положении штифтом (рис. 18–19) диаметром 4 мм и снимите ремень с генератора.
Перед снятием, мелом, маркером или краской отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если при установке ранее использовавшийся поликлиновой ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению. Убедитесь, что поликлиновой ремень правильно расположен на шкивах.
Отвинтите гайки и отсоедините провода от выводов «30/B +» и «D +» генератора (см. рис. 18–12).
Рис. 18–20. Расположение болтов (1 и 2) крепления генератора на автомобилях с шестицилиндровыми дизельными двигателями
Отвинтите болты крепления генератора и снимите генератор с автомобиля (рис. 18–20).
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Проверьте правильность расположения поликлинового ремня на шкивах.
Затяните правый болт 1 (см. рис. 18–20) крепления генератора моментом 22 Н·м и левый болт 2 моментом 45 Н·м.
Восьмицилиндровые бензиновые двигатели (3,7 и 4,2 л)
Снятие
Отверните винты и снимите нижний брызговик моторного отсека.
Отсоедините и снимите воздуховод генератора.
Отвинтите гайки и отсоедините провода от выводов «30/B +» и «D +» генератора (см. рис. 18–12).
Рис. 18–21. Установка приспособления 3204 для ослабления натяжения поликлинового ремня на восьмицилиндровых бензиновых двигателях
Ослабьте натяжение поликлинового ремня, используя приспособления 3204, и снимите ремень с генератора (рис. 18–21).
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если при установке поликлиновой ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению.
Отвинтите гайку верхнего крепления генератора, удерживая болт от проворачивания (см. рис. 18–17). Извлеките верхний болт крепления генератора.
Отвинтите болт 3 (см. рис. 18–17) нижнего крепления генератора и снимите генератор.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Проверьте правильность расположения поликлинового ремня на шкивах.
Затяните нижний болт крепления генератора моментом 22 Н·м.
Затяните гайку крепления генератора моментом 45 Н·м.
Затяните гайки крепления проводов к выводу «30/B+» моментом 16 Н·м, а к выводу «D+» – моментом 4 Н·м.