На кузове важны не только зазоры, параллельность поверхностей, но также аккуратность и гармония радиусов закруглений.
Наверняка с вами такое бывало. Автомобиль вроде бы нравится: красив, престижен, а личное знакомство с ним вызывает какое-то подспудное недоверие. Или наоборот, марка неинтересна, но посидишь в салоне, похлопаешь дверями — и думаешь: машина-то ничего! Скорее всего, неспроста. Второй производитель лучше поработал над так называемым воспринимаемым качеством. Это направление относительно ново для автомобилестроения, но сегодня активно разрабатывается.
Исторически качество в целом понималось как отсутствие дефектов, то есть более-менее объективно. В последнее время помимо фактов учитываются эмоции, повысилось значение субъективного восприятия. Отсюда и термин «воспринимаемое качество» (ВК). Научно говоря, это мнение потребителя о совершенстве продукта, отличное от объективного качества.
Отличная попытка разложить воспринимаемое качество «по кирпичикам» сделана в совместном исследовании представителей университета Гетеборга и Volvo. Сходите по ссылке, если дружите с английским, ― там еще больше деталей.
В широком смысле ВК включает имидж бренда, его репутацию, работу рекламщиков, дилеров и многое другое. Но здесь мы поговорим собственно об автомобиле. Нам поможет более узкий термин «техническое воспринимаемое качество», предложенный несколько лет назад. Думаю, он приживется. Сюда относятся и свойства конструкции машины, и качество изготовления в смысле соблюдения конструкторской документации при производстве. Для простоты я продолжу использовать сокращение ВК.
Один и тот же Tiguan с добавлением хромированных элементов становится визуально дороже. Согласно исследованиям, подсознательно человек готов заплатить больше за автомобиль справа, даже если лично предпочитает темный декор.
Для оценки ВК нам не нужен тест-драйв, даже покидать дилерский центр не обязательно. Однако потребуются почти все органы чувств, за исключением разве что вкусовых рецепторов. Участвуют зрение, слух, осязание и обоняние. Надо сказать, тема ВК плотно связана с психологией. Поработав в индустрии, знаю, что каждый шаг клиента в автосалоне моделируется специалистами по поведению.
Из салона не должно быть видно ничего лишнего. К визуальному шуму относятся, например, дворники и форсунки омывателя.
Покупатель влюбляется, как правило, с первого взгляда. Поэтому дизайн оказывает сильнейшее влияние на ВК. Привлеченный покупатель начинает с пристального осмотра кузова. Открывает-закрывает двери и багажник. Садится внутрь. Здесь уже не только смотрит и щупает, но оценивает запахи и шумы. Важно, чтобы ВК экстерьера и интерьера находилось в гармонии, автомобиль должен восприниматься цельно. Тогда подсознательно он покажется более качественным.
Видимость деталей подвески, технологических элементов кузова и обилие крепежа создают ощущение низкой надежности. Совсем плохой пример ― Geely Atlas (слева) с частичными подкрылками. Но и Mazda CX-5 зря выставляет пистоны на вид.
Есть немало способов заставить поверить в машину, не почувствовав, что на вас кто-то влияет. Возьмем кузов. Недостаточно, чтобы панели плотно и равномерно прилегали, а в щелях ничего не маячило. Стыков и разъемов должно быть как можно меньше. Зачастую их маскируют дизайнерскими элементами или иным разделением кузова на фрагменты. Важна игра света на поверхностях, особенно ближе к краям, — она зависит от качества штамповки. Впечатление зависит от того, одинакова ли шагрень краски на горизонтальных и вертикальных элементах. Насколько изящно интегрированы фары и фонари, дворники и форсунки омывателей, парковочные датчики.
Большие зазоры ― плохо, а когда в них видно землю или нутро автомобиля, как в случае с Кашкаем (слева), ― совсем беда. Воспринимаемое качество ― это не только конструктивные и дизайнерские факторы, но и соблюдение сборочного процесса, чем не может похвастать Land Cruiser.
Установлено, что некрашеными накладками колесных арок можно создать впечатление большей надежности и выносливости автомобиля. А хромированными и глянцевыми штрихами ― ощущение дороговизны, роскоши. Врагами дизайнеров всегда являются клиренс и пустота между колесом и аркой, включающая сам зазор, а также профиль шины. Чем меньше этой черноты, тем более собранным кажется автомобиль. Поэтому для рекламных съемок используются машины с самыми крупными дисками в гамме. Дорожный просвет зачастую искусственно занижен.
Один кузов ― но с некрашеными накладками и рейлингами Sandero Stepway смотрится едва ли не кроссовером. Кстати, в конфигураторе клиренс Степвея выглядит таким же, как у обычного Sandero (в реальности он больше на 23 мм).
А еще малый клиренс помогает прятать детали подвески. Чем меньше технических элементов попадается на глаза, тем субъективно более цельным кажется автомобиль. Поэтому прячут буксирные проушины или места их креплений, глушители, опорные точки для домкрата, а также крепежные элементы подкрылков и брызговиков. Сквозь решетку не должен быть заметен радиатор. А неизбежно видимые детали пусть радуют глаз. Пресловутые барабанные тормоза на массовых машинах ― тоже негативный фактор для ВК, хотя порой работают не хуже блестящих дисковых, которые считаются красивыми.
Решетку радиатора сегодня принято конструировать так, чтобы сквозь нее не проглядывал светлый радиатор и другие технологические элементы. На автомобиле слева с высоты человеческого роста не видно ничего.
Обходя машину, клиент невольно трогает различные элементы. Лучше им быть солидными, а не дышать под рукой, как бамперы Соляриса или боковые зеркала Весты. Ложится ли в руку дверная ручка, нет ли на ней острых граней? С каким звуком срабатывает замок и захлопывается дверь или крышка багажника? Каково усилие при открытии, насколько понятно срабатывает ограничитель? Серьезные производители тщательно прорабатывают нюансы, на которых вы не фокусируетесь. Однако почувствуете, если что-то не так.
Haval H9 неспроста кажется старомодным. Более современные автомобили не выставляют так глушитель, подвеску, запасное колесо или буксирную проушину.
Клиент редко сознательно обращает внимание на важную область проемов дверей и грузового отсека. Но мозг считывает видимые следы сварки, складки от штамповки, выставленный напоказ крепеж, неаккуратный герметик. Сама форма порога или стойки должна быть простой, с минимумом ступенек и подштамповок. Некоторые производители, в основном азиатские, экономят на покраске или нанесении лака в проемах. Чем больше уплотнителей на открывающихся элементах, тем надежнее, защищеннее кажется машина. При этом резинки не должны выглядеть хлипкими.
В проеме багажника слева взгляду не за что зацепиться. Справа видна деформация от штамповки, сварочные точки, размазанный герметик и отсутствие лака.
Захлопывая дверь при посадке в салон, покупатель оказывается в замкнутом пространстве, где особую роль приобретают звуки. Любой люфт кнопки или прогиб дверной панели под нагрузкой мы оцениваем по двум каналам: тактильно и на слух. Классический пример — стук по передней панели, чтобы проверить ее мягкость. Дизайн интерьера работает по тем же законам, что и снаружи: минимум щелей и стыков, максимум глянца и хрома. Все крепежные и технологические элементы вроде пистонов, проводов или шумоизоляции по возможности прячутся. Даже заслонки в дефлекторах вентиляции желательно никому не показывать.
Дизайнерские уловки в виде множества глянцевых и серебристых акцентов, а также насыщенная пластика способны отвлечь внимание от простеньких материалов.
Дьявол — в нюансах. Узор на пластике и коже (текстура) способен сильно влиять на восприятие. Разные автопроизводители часто используют один и тот же пластик для панелей обивки от общего поставщика. Но у одних поверхность получается красивой и матовой, с психологически располагающим к себе глубоким тиснением, а у других — блестящая дешевка со скучным рисунком. Текстуры по всему салону должны быть если не одинаковыми, то с оправданными дизайном переходами между ними.
Низкая цена автомобиля ― вовсе не оправдание экономии на воспринимаемом качестве. У седана Datsun on-DO (слева) салазки под креслом выставлены напоказ и едва прикрыты тряпочкой. Chevrolet Spark относится к той же ценовой категории, но разница — налицо.
От несогласованности материалов, например, страдает ВК вазовских машин. Даже интерьер нестарого хэтчбека Xray будто собран из деталей разных поставщиков, не договорившихся друг с другом. Салон только кажется однотонным: солнечный свет выявляет разные оттенки черного... Конечно, на воспринимаемое качество влияют и эргономика, и оформление приборов, и медиасистема. Все это подробно описано инженерами ― например, недавно мы разбирали, как профессионалы оценивают сиденья и что влияет на их комфорт.
Не поддержанное дизайном изобилие текстур, выставленный напоказ крепеж, щели между деталями и стык от пресс-форм на рычажке поворотников, разница в оттенках одного цвета ― так делать нельзя.
Кнопкам не положено люфтить — вроде проще простого. В действительности важны и их расположение, и то, как они попадают в поле зрения, читается ли пиктограмма, в том числе при подсветке ночью, насколько легко их находит рука. При касании испытываешь тепло или холод? Жестка ли поверхность или податлива? Остры грани или округлы? Каков ход у ручки или клавиши, каково усилие? Ощущения должны быть однородны, за что ни возьмись, а еще — соответствовать имиджу автомобиля: ясно, что органам управления в пикапе положено работать иначе, чем, скажем, в Солярисе. Прорабатывается и звук, сопровождающий нажатие или поворот: его громкость, тембр, как он помогает почувствовать обратную связь...
Вне зависимости от цены машины обилие проводов, трубочек и шлангов под капотом вызывает оторопь у обычного покупателя. Прикрыть их пластиковыми щитками стоит, хотя бы чтобы создать иллюзию надежности.
Вот так из маленьких кирпичиков и выстраивается ВК, используя маркетинговые исследования. Индустриальные эксперты оценивают каждый аспект — вплоть до мягкости открытия бардачка — и складывают баллы с учетом их весомости. Единого стандарта не существует: любой производитель придерживается собственной шкалы, и количество параметров в ней может варьироваться от 20 до 120. Подобный чек-лист используем в тестовой работе и мы. Нельзя сказать, что в очаровании автомобиля совсем нет магии, но в основном оно синтезировано при помощи инженерии и дизайна, помноженных на психологию.
Источник: drive.ru