![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/180058.jpg)
Разъём CHAdeMO (слева) в электрокаре Nissan Leaf. Справа — порт для переменного тока.
Японская ассоциация CHAdeMO, продвигающая одноименный стандарт для быстрой зарядки электрокаров постоянным током, на очередной ассамблее заявила о внесении поправок к протоколу, которые позволят станциям нового поколения отдавать автомобилям мощность до 150 кВт. Действующий стандарт рассчитан на потолок в 100 кВт, но на практике используются станции лишь на 40−60 кВт отдаваемой мощности. Новый уровень необходим для массового внедрения электрокаров, способных проходить на одной зарядке свыше 320 км и нуждающихся в инфраструктуре для зарядки за приемлемое время.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/180059.jpg)
Чтоб представить возможности зарядки постоянным током от «столбика» мощностью свыше 100 кВт, вспомним фирменные станции Supercharger Теслы (они бывают на 100, 120 и 135 кВт). Так, 120-киловаттные, самые распространенные, наращивают заряд в Тесле S c топовой батареей на 90 кВт·ч с 10% до 80% всего за 40 минут (подъем с 80 до 100% потребует еще 35 минут, так как там допустимый ток снижается). А ведь 80-процентного запаса энергии уже достаточно, чтобы проехать более 400 км.
Первые станции CHAdeMO на 150 кВт появятся в следующем году, а в 2018-м будет сформулирован протокол и для устройств мощностью 350 кВт. Эти шаги позволят ассоциации не отставать от конкурирующего стандарта зарядки Combined Charging System (CCS), который продвигают немецкие автопроизводители, а также Ford и GM. Сейчас он рассчитан на 100 кВт мощности (на практике используются станции на 50 кВт), но в ближайшей перспективе перейдет на допустимый лимит в 150 кВт, а в отдаленной — на 350 кВт.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/180060.jpg)
Пока автомобильные компании и их промышленные партнеры спорят о перспективах того или иного стандарта для проводной зарядки электрокаров, ученые наращивают возможности беспроводных систем. Последнее достижение — 20 кВт мощности, передаваемых в аккумулятор по воздуху зарядным устройством в Национальной лаборатории Оук-Ридж.
Напомним, что стандарт CHAdeMO поддерживают (или будут поддерживать) электромобили и заряжаемые от сети гибриды японских марок, а также модели от Hyundai, KIA, Ситроена и Peugeot. Через адаптер к станции CHAdeMO можно подключать и Теслы. Что касается распространенности данного формата, то в мире насчитывается более одиннадцати тысяч точек зарядки CHAdeMO, из них свыше шести тысяч — в Японии. В России их пока считанные единицы (а еще есть несколько систем CCS и Суперчарджеров Теслы). В нашей стране в основном развернуты точки «заправки» переменным током. Собственно, и в мире они самые массовые, но по скорости наполнения батарей и мощности (в основном, это менее 50 кВт и 3−5 часов до 100%) уступают току постоянному.
Источник: drive.ru