![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151439.jpg)
В этом году у россиян появился выбор, как наблюдать за этапами Ф-1. Трансляции будут идти сразу на двух каналах — «Спорт-1» и «Россия-2». На «Спорте» уикэнд будет показываться в HD-качестве и прямом эфире, а на «России», похоже, останется прошлогодний формат.
Перед сезоном-2010 болельщики Королевских гонок замерли в ожидании захватывающего зрелища, и чемпионат не обманул надежды. Хотя начало остудило пыл — скучноватая процессия в Бахрейне была разбавлена лишь поломкой лидирующего Феттеля, но стоило Формуле-1 вернуться на классическую трассу в Австралии — и понеслась! Баттон показывает зубы, первые очки России в Ф-1, турецкие бои «быков», запуск Уэббера в стратосферу, немецкая рокировка «красных», пожирающий резину асфальт Канады, «окрыленные» Ред Буллы и, наконец, финальная гонка, когда за корону боролись четыре принца... И это неполный список, ведь почти каждый прошлогодний этап чем-то да запомнился.
И вот пришло время вновь достать майки, бейсболки и флаги своих фаворитов: начинается новый сезон, который обещает не меньше интриг и событий. На старт выйдут уже пять чемпионов мира, что за всю историю спорта случится лишь в третий раз, до этого таким звездным годом был 1970-й. Главное изменение в 2011-м — новые покрышки Pirelli. В прошлый раз мы видели машины, обутые в итальянскую резину в 1991-м. В те времена монополистов не было, у шинников велась своя война, и тогда итальянцы проиграли американцам из компании Goodyear. Лучшим результатом для машин с покрышками Pirelli были четвертое место в Кубке конструкторов команды Benetton и шестое место Нельсона Пике в личном зачете.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151440.jpg)
Интересуетесь, почему сезон стартует в Австралии, как повелось с давних пор, а не в обещанном Бахрейне? Всему виной проблемы на Ближнем Востоке — беспорядки подавлялись даже при помощи танков. Организация FIA решила, что сейчас там не до Формулы-1, и отменила Гран-при, а финальное решение, состоится ли гонка этого года в Бахрейне, объявят в начале мая. Поговаривают, что вряд ли для нее найдется место в календаре. Тем временем неизвестный художник пофантазировал, как мог бы пройти этап в эмирате.
Прошедшие тесты этого года показали, что состав в Милане замесили недолгоиграющий. Некоторые пилоты и боссы «конюшен» стращают возможностью четырех пит-стопов за гонку. В данной ситуации на победу больше шансов у бережливых гонщиков, таких как, например, Дженсон Баттон, также на руку сыграет продуманная стратегия остановок. Непрочными шины получились, потому что итальянцы учли прошлые жалобы от многих пилотов, журналистов и просто болельщиков на слишком долговечные покрышки Bridgestone, а также оттого, что в Pirelli захотели сэкономить — на разработку потратили недостаточно средств, а производство наладили в Турции. В итоге на тестах оказалось, что сверхмягкий состав сохраняет свои свойства всего два-три круга, а дождевой — восемь-девять. В защиту итальянцев можно сказать, что времени на подготовку у них было мало.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151441.jpg)
Еще один дебютант 2011 года — трасса в Индии. Ее обещают сдать раньше срока, успокаивая напуганных прошлогодней Кореей участников Формулы-1. Стоит отметить, что трек в Нью-Дели выделяется многочисленными перепадами высот. Но чего ожидать от нового творения Германа Тильке? Удалось ли немцу учесть прошлые ошибки и построить трек, на котором есть возможности для обгонов? На эти вопросы даст ответ только гонка.
Мы уже писали о большинстве изменений, так что пройдемся быстро по списку. Финальный календарь отличается потерей Гран-при Бахрейна да тем, что автодром в Китае прошел омологацию FIA. Разрешенная минимальная масса машин увеличилась на 20 кг (стало 640). Для квалификации введено дополнительное правило — на заднюю ось должно приходиться минимум 342 кг, а на переднюю — 291. Увеличенный лимит веса облегчит задачу размещения батарей для вернувшейся системы KERS. Колеса получили дополнительное крепление, чтобы участившиеся случаи свободно прыгающих резиновых убийц не повторялись. Под запретом F-Duct, «акульи плавники» и двойные диффузоры, зато введено в эксплуатацию подвижное заднее антикрыло. Еще федерация возродила «правило 107%», понятно по каким причинам. А судьям на Гран-при расширены возможности для наказания опасного поведения на трассе, вплоть до исключения из протокола или недопуска к следующей гонке.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151442.jpg)
Компания Mercedes-Benz обновила медицинскую машину, сделанную на базе универсала C 63 AMG. Автомобиль получил рестайлинговую внешность и семиступенчатый «автомат» AMG Speedshift MCT. Сохранились и нужные по регламенту модифицикации — каркас безопасности, измененные фальшрадиаторная решетка, форма капота, передний и задний бамперы. «Сердце» — двигатель V8 6.3, который с «инъекцией» AMG Performance Package выдает 487 л.с. при 6800 об/мин. Обещают, что у формульного «сарая» разгон до сотни составит 4,5 с. Также в комплекте от AMG впускной коллектор с изменяемой геометрией и тормозная система с внутренней вентиляцией передних составных дисков. Машина обута в шины размерностью 235/35 R19 (спереди) и 255/30 R19 (сзади). От «гражданского» варианта автомобиль для Формулы-1 также отличается фирменными наклейками с логотипом F1, люстрой на крыше, стробоскопическими светодиодными огнями спереди и сзади, а также табличкой Medical Car с LED-подсветкой вместо заднего номерного знака.
Примечательно, что убрали пункт о командной тактике — все равно не помогает. А еще ее можно использовать не только для некрасивых маневров в гонке. Например, в квалификации напарники, проехав «паровозиком» для использования слип-стрима, могут отвоевать несколько важных долей секунды в итоговой таблице. Чуть было не сорвавшиеся финальные тестовые дни, которые перенесли из неспокойного Бахрейна в Испанию, послужат нам ориентиром в расстановке сил. Сводные таблицы вы можете проштудировать в конце статьи, а пока рассмотрим повнимательнее участников грядущей битвы.
Red Bull
Похоже, что самый молодой чемпион Ф-1 Себастьян Феттель был рад избавиться от своих вспомогательных обязанностей и вернуться в кокпит Ред Булла. Во время тестов немец стабильно занимал верхние строчки, да и его австралийский напарник Марк Уэббер регулярно лидировал в сводках. Это, безусловно, показывает, что новое творение Эдриана Ньюи — Red Bull RB7 — унаследовало лучшие черты прошлогодней машины. По обмолвкам редбулловцев можно сделать вывод, что главное обновление выкатят в Австралии, только тогда можно будет оценить, насколько простой или сложной будет защита обоих титулов.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151443.jpg)
Команда | Red Bull Racing | |
Двигатель | Renault | |
Итог сезона-2010 | 1 место (498 очков, 8 побед) | |
Пилоты | 1 | Себастьян Феттель |
2 | Марк Уэббер | |
Резервный гонщик | Даниэль Риккардо |
McLaren
Темп маклареновского болида оказался хуже ожиданий англичан. К тому же надежностью автомобиль не отличается, команда потратила много тестового времени на борьбу с поломками. В результате пройденных километров у MP4-26 оказалось чуть ли не меньше всех. Льюис Хамильтон сообщил, что будет искать новое место работы, если «прочность» болида не улучшится. Дженсон Баттон усомнился, что его напарник говорил так категорично, но тоже обеспокоен готовностью команды к новому сезону. Поэтому к австралийской гонке на фабрике в Суррее серьезно модернизировали автомобиль — по сути, это будет практически новая машина по сравнению с испытанной в Испании.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151444.jpg)
Команда | Vodafone McLaren Mercedes | |
Двигатель | Mercedes | |
Итог сезона-2010 | 2 место (454 очка, 5 побед) | |
Пилоты | 3 | Льюис Хамильтон |
4 | Дженсон Баттон | |
Резервный гонщик | Педро де ла Роса |
Ferrari
По итогам тестов очевидно, что главной соперницей Ред Булла будет команда Ferrari. «Конюшня» из Маранелло отлично поработала в межсезонье, подготовив конкурентоспособный автомобиль F150° и при этом представив его самой первой. Да и на одометре алых болидов наибольшее число тестовых километров. Если же посмотреть на состав Ferrari, то Фернандо Алонсо будет яростно стремиться заполучить ускользнувший в 2010-м титул. А перед Фелипе Массой стоит задача показать, что рано приписывать его к бэк-вокалистам. Или, возможно, снятие запрета командной тактики сыграет на руку именно этой парочке.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151445.jpg)
Команда | Scuderia Ferrari Marlboro | |
Двигатель | Ferrari | |
Итог сезона-2010 | 3 место (396 очков, 5 побед) | |
Пилоты | 5 | Фернандо Алонсо |
6 | Фелипе Масса | |
Резервный гонщик | Жюль Бьянки |
Mercedes
У подопечных Роса Брауна во время зимнего «отдыха» главной целью было разработать машину, которая поможет добиться первого титула Мерседесу и восьмого — Шумахеру. Стоит отметить, что с поставленной задачей «конюшня» справилась лишь отчасти. Да, MGP W02 вышла быстрее прошлогоднего автомобиля, но даже сам Браун признал, что для борьбы за чемпионство команде надо отыграть секунду. И возможно, они ее нашли — перенос последних тестов дал «конюшне» время модернизировать MGP W02, что позволило Шумахеру возглавить итоговую таблицу.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151446.jpg)
Многие ожидают, что при болиде, построенном под Михаэля, тому не составит труда взять кубок. Но так ли это? Действительно ли «поседевший» Красный барон сохранил форму и целеустремленность? Уверена, болельщики хотят увидеть от Шуми блестящего вождения и большого количества обгонов, а чемпион ли он семь или восемь раз, уже не так важно. Что до второго пилота серебристых стрел Нико Росберга, то прошлый сезон и прошедшие тесты показали, что молодой немец крайне талантлив и быстр, но его шансы на первую в карьере победу и чемпионство зависят не только от качества болида, Нико хотелось бы пожелать чуть больше удачи.
Команда | Mercedes GP Petronas F1 Team | |
Двигатель | Mercedes | |
Итог сезона-2010 | 4 место (214 очков, 0 побед) | |
Пилоты | 7 | Михаэль Шумахер |
8 | Нико Росберг | |
Резервный гонщик | отсутствует |
Renault
В завершающий день первых тестовых заездов, которые проходили на треке в Валенсии, болид Renault R31 под управлением Роберта Кубицы возглавил списки быстрейших кругов. Машина удивила всех техническим новаторством — уникальной системой выхлопа. Вряд ли кому-то удастся быстро повторить эту изощренную задумку Renault — отработанные газы (1 — см. на схеме) за счет удлиненных труб мотора отводятся вперед в район боковых понтонов (2) и попадают под днище, что является вариацией на тему выдувного диффузора. Но ужасная авария, случившаяся с Кубицей на итальянском ралли Андоры, поставила команду перед нелегким поиском замены главного пилота.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151447.jpg)
К сожалению, у Виталия Петрова не хватило бы опыта для грамотной настройки машины. «Конюшня» подписала самое большое число резервных пилотов, но все они так же зелены, как и россиянин. В итоге в Renault выбрали оптимальный вариант из имеющихся — наняли на работу Ника Хайдфельда. Быстрый Ник с десятилетним опытом участия в Формуле-1 точно справится лучше Виталия, но вот вряд ли он сможет полноценно заменить поляка, за всю свою карьеру немец так и не добился победы в Гран-при, да и при совместной работе с Робертом в команде BMW Sauber оказался в тени славянского тогда еще новичка. Все в паддоке желают Кубице скорейшего и беспроблемного восстановления, присоединяемся и мы к этим пожеланиям.
Команда | Lotus Renault GP | |
Двигатель | Renault | |
Итог сезона-2010 | 5 место (163 очка, 0 побед) | |
Пилоты | 9 | Ник Хайдфельд |
10 | Виталий Петров | |
Резервные гонщики | Бруно Сенна, Роман Грожан, Файруз Фаузи |
Williams
Болид FW33 у команды сэра Френка вышел хорошим. Вряд ли, правда, он даст возможность бороться за титул, но завоевать пятую или даже четвертую позицию в Кубке конструкторов «конюшня» сможет. Между прочим, акции команды долей 27,4% поступили на открытый фондовый рынок, и если это окажется прибыльным, можно ожидать того же хода и от других «частников». В составе «конюшни» Williams — ветеран Рубенс Баррикелло, который стабилен и быстр, а также венесуэльский новичок Пастор Мальдонадо, на тестах показавший, что не только папины деньги помогли ему заполучить место в Формуле-1. Мальдонадо уже сидел в кокпите машины Minardi в 2006-м, также на его счету титулы в итальянской Формуле Renault (2004) и серии GP2 (2010). К слову, в 2009-м его напарником в GP2 был прошлогодний пилот Уилльямса Нико Хюлькенберг, который в тот год стал чемпионом серии.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151448.jpg)
Команда | AT&T Williams | |
Двигатель | Cosworth | |
Итог сезона-2010 | 6 место (69 очков, 0 побед) | |
Пилоты | 11 | Рубенс Баррикелло |
12 | Пастор Мальдонадо | |
Резервный гонщик | Валтерри Боттас |
Force India
Индийская команда прогрессирует год от года, начав с 10-го места в дебютном сезоне-2008, следующий год она закончила уже строчкой выше и записала на свой счет поул и первый подиум в Спа. В прошлом году Force India прочно обосновалась в средней лиге, в итоге оказавшись на седьмой строчке в Кубке конструкторов. Но этот год особый, в планах «конюшни» ни много ни мало победа в домашнем Гран-при. Болиду VJM04 при определенном стечении обстоятельств вполне по силам сорвать этот куш. Состав гонщиков тоже неплох — в напарники к перспективному Адриану Сутилю взяли подающего надежды шотландца Пола ди Ресту, который в 2010-м стал чемпионом DTM.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151449.jpg)
Команда | Force India F1 Team | |
Двигатель | Mercedes | |
Итог сезона-2010 | 7 место (68 очков, 0 побед) | |
Пилоты | 14 | Адриан Сутиль |
15 | Пол ди Реста | |
Резервный гонщик | Нико Хюлькенберг |
Sauber
Основной проблемой швейцарской команды в прошлом сезоне был недостаток финансирования, но теперь дела разрешились с получением спонсорских денег от компании Telmex, что связано с приходом молодого мексиканского пилота Серхио Переса, победителя чемпионата 2007 года британской Формулы-3 и вице-чемпиона прошлого сезона GP2. Команда, конечно, рискует, набрав молодой состав, но второй гонщик «конюшни» японец Камуи Кобаяси, отличающийся дерзостью и талантом, вполне способен привести болид C30 на подиум.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151450.jpg)
Команда | Sauber F1 Team | |
Двигатель | Ferrari | |
Итог сезона-2010 | 8 место (44 очка, 0 побед) | |
Пилоты | 16 | Камуи Кобаяси |
17 | Серхио Перес | |
Резервный гонщик | Эстебан Гутьеррес |
Toro Rosso
Абсурдно быстрой назвал Льюис Хамильтон новую машину итальянской «дочки» Ред Булла, а мнению чемпиона мира стоит доверять. Да и сами пилоты Toro Rosso уверены в конкурентоспособности STR6, Себастьян Буэми утверждает, что команда входит в пятерку сильнейших. Хельмут Марко, глава программы Red Bull по поддержке молодых гонщиков, ожидает от швейцарца и его напарника испанца Хайме Альгерсуари хороших результатов, ведь претендентов на место в Формуле-1 достаточно. Тот же резервный пилот Ред Булла — австралиец Даниэль Риккардо.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151451.jpg)
Команда | Scuderia Toro Rosso | |
Двигатель | Ferrari | |
Итог сезона-2010 | 9 место (13 очков, 0 побед) | |
Пилоты | 18 | Себастян Буэми |
19 | Хайме Альгерсуари | |
Резервный гонщик | Жан-Эрик Вернь |
Lotus
Эта «конюшня» сейчас в самом центре разбирательства, кто же в Ф-1 имеет право на легендарное имя. Бывший владелец вывески Дэвид Хант и потомки Чапмена решили переменить свое мнение и больше не выражают поддержки команде Тони Фернандеса. Дело решит лишь суд. Между тем новый автомобиль T128 показывает хорошие для молодой команды результаты: еще бы, с мотором Renault и трансмиссией от Ред Булла. А перед сохранившимся с прошлого сезона составом пилотов — Хейкки Ковалайненом и Ярно Трулли — стоит задача набрать первые очки в этом году.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151452.jpg)
Команда | Team Lotus | |
Двигатель | Renault | |
Итог сезона-2010 | 10 место (0 очка, 0 побед) | |
Пилоты | 20 | Ярно Трулли |
21 | Хейкки Ковалайнен | |
Резервный гонщик | Карун Чандхок |
HRT
Испанская «конюшня» — антирекордсмен по количеству тестов. Машина 2011 года мало того что была представлена последней, и то виртуально. Новый болид F111 так и не выехал на трассу во время финальных тестов в Испании, потому что запланированные заезды в последние два дня были сорваны застрявшими на таможне деталями. Собирать необходимую информацию и привыкать к автомобилю пилоты команды индиец Нараин Картикеян и итальянец Витантонио Лиуцци будут уже после начала сезона. Последний знаком нам по выступлениям за Red Bull (2005), Toro Rosso (2006, 2007) и Force India (2008, 2009), а Картикеян был пилотом Jordan в 2005-м, а также тестовым гонщиком Уилльямса в 2006 и 2007 годах. Но не исключено, что чехарда со сменой состава по ходу года продолжится, постоянных больших спонсоров у «конюшни» так и не появилось.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151453.jpg)
Команда | HRT F1 Team | |
Двигатель | Cosworth | |
Итог сезона-2010 | 11 место (0 очков, 0 побед) | |
Пилоты | 22 | Нараин Картикеян |
23 | Витантонио Лиуцци | |
Резервный гонщик | отсутствует |
Marussia Virgin
На старт прошлого года команда Manor Gran Prix смогла выйти только со спонсорством Ричарда Бренсона, что привело к переименованию в Virgin Racing. В этом сезоне «конюшня» также не располагает большими бюджетами, несмотря на то, что российский производитель суперкаров Marussia купил большую долю акций. Это скорее выгода в пиаре, Маруся вышла на британский рынок, а Virgin — на российский. Николай Фоменко возглавил инженерный департамент «конюшни» и будет заниматься административной частью разработки машины. Еще для команды выбили российскую лицензию, так что случись победа, мы услышим родной гимн. Только вот думаю, больше шансов ему заиграть в честь Виталия Петрова.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/151454.jpg)
Как результат небольшого финансирования и отсутствия аэродинамической трубы болид MVR-02 — чуть ли не самый слабый в пелотоне, точно утверждать сложно, ведь темп HRT F111 мы не видели. С введением «правила 107%» последние две команды могут и не выехать за пределы квалификации. Поэтому-то Тимо Глок после сезона-2010 и пытался найти более достойное место, но в итоге остался в составе пилотов Верджина. А вот Лукаса ди Грасси заменили другим новичком — Жеромом д’Аброзио. Бельгиец прославился разве что титулом в серии International Formula Master 2007 года, а с 2008-го выступал в GP2, но не достиг каких-то впечатляющих результатов.
Команда | Marussia Virgin Racing | |
Двигатель | Cosworth | |
Итог сезона-2010 | 12 место (0 очков, 0 побед) | |
Пилоты | 24 | Тимо Глок |
25 | Жером Д'Амброзио | |
Резервные гонщики | Роберт Уиккенс, Сакон Ямамото |
Тесты на трассе Circuit de Catalunya, Испания | ||||
Позиция | Гонщик | Команда — Мотор | Лучшее время | Кол-во кругов |
8 марта 2011 года | ||||
1 | Марк Уэббер | Red Bull — Renault | 1:22,544 | 97 |
2 | Дженсон Баттон | McLaren — Mercedes | 1:22,910 | 74 |
3 | Виталий Петров | Renault | 1:22,937 | 27 |
4 | Серхио Перес | Sauber — Ferrari | 1:24,117 | 90 |
5 | Ник Хайдфельд | Renault | 1:24,735 | 20 |
6 | Пол ди Реста | Force India — Mercedes | 1:25,039 | 38 |
7 | Давиде Вальсекки | Lotus — Renault | 1:25,406 | 50 |
8 | Себастьян Буэми | Toro Rosso — Ferrari | 1:26,004 | 48 |
9 | Нико Хюлькенберг | Force India — Mercedes | 1:26,030 | 31 |
10 | Луис Разия | Lotus — Renault | 1:26,723 | 29 |
11 | Жером Д'Амброзио | Marussia Virgin — Cosworth | 1:32,060 | 57 |
9 марта 2011 года | ||||
1 | Себастьян Феттель | Red Bull — Renault | 1:21,865 | 112 |
2 | Себастьян Буэми | Toro Rosso — Ferrari | 1:22,396 | 120 |
3 | Виталий Петров | Renault | 1:22,670 | 116 |
4 | Льюис Хамильтон | McLaren — Mercedes | 1:22,888 | 57 |
5 | Фелипе Масса | Ferrari | 1:23,324 | 101 |
6 | Пол ди Реста | Force India — Mercedes | 1:24,334 | 118 |
7 | Камуи Кобаяси | Sauber — Ferrari | 1:24,436 | 107 |
8 | Нико Росберг | Mercedes | 1:25,807 | 100 |
9 | Ярно Трулли | Lotus — Renault | 1:26,090 | 98 |
10 | Пастор Мальдонадо | Williams — Cosworth | 1:26,989 | 29 |
11 | Жером Д'Амброзио | Marussia Virgin — Cosworth | 1:28,982 | 64 |
10 марта 2011 года | ||||
1 | Серхио Перес | Sauber — Ferrari | 1:21,761 | 95 |
2 | Фелипе Масса | Ferrari | 1:22,092 | 132 |
3 | Марк Уэббер | Red Bull — Renault | 1:22,466 | 97 |
4 | Рубенс Баррикелло | Williams — Cosworth | 1:22,637 | 105 |
5 | Михаэль Шумахер | Mercedes | 1:22,892 | 89 |
6 | Ник Хайдфельд | Renault | 1:23,541 | 32 |
7 | Хейкки Ковалайнен | Lotus — Renault | 1:23,990 | 40 |
8 | Виталий Петров | Renault | 1:24,233 | 24 |
9 | Адриан Сутиль | Force India — Mercedes | 1:24,334 | 108 |
10 | Хайме Альгерсуари | Toro Rosso — Ferrari | 1:24,779 | 107 |
11 | Жером Д'Амброзио | Marussia Virgin — Cosworth | 1:27,336 | 96 |
12 | Ярно Трулли | Lotus — Renault | 1:34,485 | 6 |
11 марта 2011 года | ||||
1 | Михаэль Шумахер | Mercedes | 1:21,249 | 67 |
2 | Фернандо Алонсо | Ferrari | 1:21,614 | 141 |
3 | Нико Росберг | Mercedes | 1:21,788 | 22 |
4 | Ник Хайдфельд | Renault | 1:22,073 | 67 |
5 | Рубенс Баррикелло | Williams — Cosworth | 1:22,233 | 89 |
6 | Камуи Кобаяси | Sauber — Ferrari | 1:22,315 | 98 |
7 | Хайме Альгерсуари | Toro Rosso — Ferrari | 1:22,675 | 72 |
8 | Себастьян Феттель | Red Bull — Renault | 1:22,933 | 64 |
9 | Хейкки Ковалайнен | Lotus — Renault | 1:23,437 | 138 |
10 | Пол ди Реста | Force India — Mercedes | 1:23,653 | 42 |
11 | Адриан Сутиль | Force India — Mercedes | 1:23,921 | 26 |
12 | Пастор Мальдонадо | Williams — Cosworth | 1:24,108 | 11 |
13 | Дженсон Баттон | McLaren — Mercedes | 1:25,837 | 57 |
14 | Жером Д'Амброзио | Marussia Virgin — Cosworth | 1:27,375 | 46 |
Источник: drive.ru