Аукционный лист — паспорт автомобиля. Он содержит данные вплоть до особенностей геометрии кузова, состояния головки блока цилиндров и даже износа покрышек. По сравнению с японским листом наш более полный: тут же результаты проверки по базам данных ГУВД и Интерпола. Такова специфика российского рынка.
Кому на Руси жить хорошо: покупателю бэушной машины или ее продавцу? Обоим несладко. Покупатель в постоянном страхе, что его кинут. Продавец мучается, как бы не продешевить, да чтоб своего не отняли. И обоих душит жаба. До сих пор не было на рынке инструмента, который сделал бы жизнь обоих спокойнее.
И тут в России появился аукцион. Своеобразная версия старой доброй комиссионки, но с мощной сервисной и юридической поддержкой. Аукцион — распространенный институт на Западе: например, в США через аукционы проходит около 70% сделок по бэушным машинам, в Японии — до 85%. А первый российско-японский аукцион Yoshida, созданный группой компаний Favorit Motors & Yoshida Group, еще и оснащен системой электронных торгов.
Идея создания автомобильного аукциона возникла в компании «Фаворит» в 2007-м, а 8 августа 2008 года прошли первые торги.
Значит, больше не нужно размещать объявления или мириться с грабительскими расценками в трейд-ине? Чтобы оценить, как работает новинка, мы решили кое-что продать. А именно — редакционный универсал Mazda6. Не по-настоящему, конечно, а то представительство Мазды потребует свою долю. Погожим сентябрьским днем наш «сарай» очутился у ворот одного из двух приемных пунктов аукциона Yoshida.
Пройдя процедуру оформления документов, Mazda отправляется на мойку, после чего начинается тщательный осмотр на предмет различных кузовных дефектов и следов эксплуатации. Проверяли в несколько пар глаз, в том числе с помощью прибора, измеряющего толщину лакокрасочного покрытия. Таким девайсом покупатель-частник пользуется редко, не говоря уже об инструментальном контроле геометрии кузова.
Затем универсал приглашают на полную диагностику узлов и агрегатов и на криминалистическую проверку. Осмотр техники — самый продолжительный этап. Мастера проверили двигатель (вплоть до компрессии в цилиндрах), коробку передач, выпускную систему, подвеску, все электрооборудование, а еще вдоль и поперек облазили интерьер.
Технический осмотр проводится бок о бок с автомобилями, приехавшими на плановые ТО или ремонт. Будущие лоты проходят или базовую диагностику, или комплексную — в зависимости от общего состояния. На все про все — от двух с половиной до шести часов.
Нам повезло: проверка длилась пару часов, ибо наш пробег — всего-то 9000 км. А так, можно застрять на все шесть часов — и обходится эта процедура в 7–12 тысяч рублей. Грабеж? Отнюдь: никто не мешает вам включить эту сумму в стартовую цену вашей машины. Зато покупателю явный плюс — не нужно тратиться на диагностику каждого приглянувшегося автомобиля.
После утомительного осмотра Mazda предстала перед объективом штатного фотографа. Тут красавец-универсал смотрится наиболее гармонично. Яркое освещение, вспышки... Экстерьер и салон общелкивают со всех сторон, сделав в общей сложности около 30 снимков.
У каждого пункта приема автомобилей аукциона Yoshida есть своя фотостудия. На фотографиях можно увидеть подкапотное пространство, кромки капота и колесных арок, интерьер, кузовные панели.
Результат — аукционный лист: важнейший документ для продавца и покупателя, вокруг которого и строится вся система. В этой таблице содержится полная информация об автомобиле (205 параметров). По итогам техосмотра машине выставляют общий балл (от 1 до 100). Редакционный «сарай» набрал солидные 97 баллов. Больше всего претензий у инспекторов возникло к состоянию салона.
Таких машин в базе аукциона поискать — с руками бы оторвали! Но, увы, мы не можем идти дальше — нам нужно было лишь подсмотреть аукционную кухню. А если бы все-таки выставили машину на электронные торги, то ее аукционный лист и фотографии появились бы в специальном разделе на сайте Йошиды. Пропуском на торги является внесенный задаток в 5000 рублей. Задаток действителен на одну состоявшуюся сделку и учитывается при оплате покупки. Если же вы передумали участвовать или ничего не приобрели за год, деньги вам вернут.
Аукционная покупка — с точки зрения покупателя — имеет и свои минусы. Во-первых, нельзя купить автомобиль за цену ниже стартовой. Даже забронировать ее по номиналу (так называемый сток) можно только в том случае, если она не продалась в первый день торгов. С нашей Маздой такое вряд ли бы случилось.
Во-вторых, вживую увидеть покупку можно только после оплаты. Этакий кот в мешке. В этом принципиальное отличие электронных торгов от распространенных во всем мире живых аукционов. Зато Йошида обязуется вернуть деньги, если вы обнаружите, что автомобиль не соответствует информации в аукционном листе. И потом, так ли много мы узнаем о машине при покупке с рук или через trade-in?
Кому лафа — так это продавцу. Сиди и жди себе клиента. Стоимость диагностики включена в стартовую цену, комиссия Йошиде — 5%, причем не от итоговой цены, а от первоначальной. Даже встречаться с покупателем не придется — деньги можно будет забрать прямо из салона.
Изменит ли аукцион вторичный рынок? Думаем, нет. Но расчертит надвое: по одну сторону кордона останутся базары, где львиную долю ассортимента составляют сильно потрепанные автомобили, в том числе и с нечистым прошлым. По другую — автосалоны с их растущей номенклатурой взаимозачетных машин.
Главное, покупатель получил новую возможность приобрести проверенный автомобиль. Лишь бы аукционная схема работала добросовестно. Пока машин немного, осмотр производится тщательно, но что будет, когда автомобили хлынут на аукцион потоком? По словам сотрудников «Фаворита», за качеством технической проверки следят японские специалисты. В этот день, к сожалению, мы ни одного не увидели...
Источник: drive.ru