Состояние привода тормозов перед началом движения
Перед троганием с места необходимо заполнить тормозную систему автомобиля и прицепа (если он есть) сжатым воздухом. Заполнение системы контролируется по сигнальным лампам и зуммеру на щитке приборов в кабине водителя. Все контрольные лампы должны погаснуть, а зуммер перестать звучать. Это происходит, когда давление в системе достигнет величины 0,5 МПа (5,0 кгс/см2). После этого необходимо растормозить стояночный тормоз. Контрольная лампа стояночного тормоза также должна погаснуть. При таком давлении в тормозной системе можно начинать движение. Заполнение привода сжатым воздухом до нормального уровня давления 0,7—0,75 МПа (7,0...7,5 кгс/см2) контролируется по двухстрелочному манометру. Если давление воздуха начнет превышать максимально допустимое, включается в работу регулятор давления. При падении давления в системе до 0,62...0,65 МПа (6,2...6,5 кгс/см2) регулятор давления выключается, и компрессор вновь начинает нагнетать воздух в баллоны.
Состояние тормозного привода при движении
Привод тормозов одиночного автомобиля находится в следующем состоянии:
- воздушные баллоны 9, 11, 22 и 23 (см. рис. 20.32) заполнены сжатым воздухом;
- от баллонов сжатый воздух подводится к секциям тормозного крана 18, ускорительному клапану 27, ручному тормозному крану 15, разобщительным кранам и соединительным головкам 32 и 33 тормозной системы прицепа;
- педаль тормоза находится в исходном положении;
- рукоятка ручного крана 15 находится в исходном положении. Сжатый воздух из баллона 22 через кран 15 подведен к ускорительному клапану 27, заполняет тормозные камеры задних колес 28 и растормаживает задние колеса;
- соединительные головки 32 и 33 закрыты крышками;
- разобщительные краны находятся в закрытом положении. Их рукоятки расположены перпендикулярно оси кранов;
- сжатый воздух постоянно подводится к крану включения вспомогательного тормоза 6 и к другим потребителям.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218917.jpg)
Рис. 20.32. Схема пневматического привода тормозных систем: 1 - компрессор; 2 - тормозная камера передних колес; 3 - клапан контрольного вывода; 4 - клапан ограничения давления; 5 - пневмоэлектрический датчик электромагнитного клапана тормозной системы прицепа; 6 - кран вспомогательной тормозной системы; 7 - воздухораспределитель; 8 - кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы; 9, 11 - воздушные баллоны рабочей тормозной системы; 10 - конденсационный воздушный баллон; 12 - кран для слива конденсата; 13 - пневмоэлектрические датчики падения давления в тормозных системах и датчик включения стояночной тормозной системы; 14 - тройной защитный клапан; 15 - кран стояночной тормозной системы; 16 - пневматический цилиндр привода механизмов вспомогательной тормозной системы; 17 - двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы; 18 - двухсекционный кран рабочей тормозной системы; 19 - двойной защитный клапан; 20 - регулятор давления; 21 - предохранитель от замерзания; 22 - воздушный баллон стояночной тормозной системы; 23 - воздушный баллон вспомогательной тормозной системы; 24 и 25 - клапаны управления тормозной системой прицепа с однопроводным и двухпроводным приводами; 26 - одинарный защитный клапан; 27 - ускорительный клапан; 28 - тормозные камеры задних колес; 29 - клапан быстрого растормаживания; 30 - регулятор тормозных сил; 31 - двухмагистральный перепускной клапан; 32, 33 - соединительные головки
При работе автомобиля с прицепом или полуприцепом, имеющим однопроводный привод тормозов, соединительная головка тормозной системы автомобиля типа А соединена с головкой типа Б прицепа. Сжатый воздух под давлением 0,5...0,52 МПа (5,0...5,2 кгс/см2) подается в тормозную систему прицепа. Разобщительные краны двухпроводного привода тормозов прицепа остаются закрытыми.
При работе автомобиля с прицепом или полуприцепом, имеющим двухпроводный тормозной привод, головки питающей и тормозной магистралей тормозов прицепа должны быть присоединены к соединительным головкам тягача. Сжатый воздух подается в пневматическую систему прицепа по питающей магистрали под давлением 0,62...0,75 МПа (6,2...7,5 кгс/см2). Давление в тормозной магистрали должно отсутствовать. Разобщительный кран однопроводного привода должен быть закрытым.
Торможение рабочими тормозами
При нажатии на тормозную педаль усилие от педали передается к двухсекционному тормозному крану 18. Сжатый воздух из воздушного баллона 11 подается к верхней секции тормозного крана 18, поступает через клапан ограничения давления 4 в передние тормозные камеры 2 и в одну из управляющих магистралей клапана управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом 25. Одновременно из воздушного баллона 9 через нижнюю секцию тормозного крана 18 сжатый воздух поступает через автоматический регулятор тормозных сил 30 к тормозным камерам задних колес тележки 28, а также в другую управляющую магистраль клапана 25. Таким образом, колеса автомобиля затормаживаются с интенсивностью, выбранной водителем из условий движения.
Если автомобиль работает с прицепом, то и он затормаживается. При срабатывании клапана 25 сжатый воздух из воздушного баллона 22 поступает к клапану 24 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом и в тормозную магистраль двухпроводного привода. Если прицеп имеет однопроводный привод, то клапан тормозов прицепа срабатывает и выпускает воздух из соединительной магистрали прицепа.
При растормаживании рабочих тормозов автомобиля-тягача обе секции тормозного крана 18 сообщаются с атмосферой. Сжатый воздух из передних тормозных камер 2 выходит через клапан 4 в атмосферу. Из задних тормозных камер 28 сжатый воздух уходит в атмосферу через регулятор тормозных сил 30 и нижнюю секцию тормозного крана 18. Из управляющих магистралей клапана 25 сжатый воздух уходит в атмосферу через тормозной кран 18.
Таким образом, при торможении автомобиля рабочим тормозом работают два контура: контур I привода рабочего тормоза передней оси автомобиля и контур II привода рабочего тормоза задних колес. Работает еще часть III контура — привод тормозов прицепа с управлением от I и II контуров.
При выходе из строя одного из контуров другие остаются работоспособными:
- при повреждении контура I торможение осуществляется тормозом задних колес и тормозами прицепа;
- при повреждении контура II торможение осуществляется рабочим тормозом передних колес и тормозами прицепа;
- при повреждении контура III вступают в работу энергоаккумуляторы аварийного и стояночного тормозов.
Торможение автомобиля стояночным тормозом
Торможение осуществляется тормозным краном 15, при этом рукоятку крана необходимо перевести в крайнее заднее положение. Сжатый воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 27 выходит в окружающую среду. Сжатый воздух из тормозных камер 28, связанных с клапаном 27, выпускается в атмосферу, и пружинные энергоаккумуляторы затормаживают задние колеса автомобиля.
В это время срабатывает привод тормозов прицепа. Одновременно выпускается воздух из магистрали клапана 25. Клапан 25 срабатывает, соединяя питающую магистраль с тормозной магистралью. Происходит затормаживание прицепа.
Для растормаживания стояночного тормоза рукоятку тормозного крана 15 переводят в переднее положение. Сжатый воздух из баллона 22 через кран поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 27 и, кроме того, через двухмагистральный клапан 31 в цилиндры тормозных камер 28, сжимает пружины и возвращает штоки тормозных камер в расторможенное положение. Таким образом, задние колеса растормаживаются.
Одновременно с растормаживанием задних колес автомобиля происходит растормаживание прицепа. В это время воздух подводится и в управляющую магистраль клапана 25, который срабатывает, давление в магистрали клапана падает до нуля, и происходит растормаживание прицепа.
Аварийное торможение автомобиля
Торможение производится запасным тормозом. Для этого необходимо повернуть рукоятку крана 15 на больший или меньший угол в зависимости от требуемой интенсивности торможения.
Для прекращения аварийного торможения рукоятку крана 15 следует отпустить. Она возвращается в исходное положение, и аварийное торможение прекращается.
Торможение автомобиля вспомогательным тормозом
Для включения вспомогательного тормоза (см. рис. 20.32) необходимо нажать и удерживать в нажатом положении кнопку крана 6, расположенного на полу под рулевой колонкой. Сжатый воздух начинает поступать в рабочий цилиндр, шток которого соединен с рейкой топливного насоса высокого давления, и в цилиндры 16, связанные с рычагами валов заслонок на выпускных газопроводах двигателя. Одновременно отключается подача топлива в цилиндры двигателя и перекрываются заслонками выпускные трубы глушителя. Двигатель переводится в режим принудительной работы, поглощая при этом кинетическую энергию движущегося автомобиля.
Растормаживание стояночного тормоза при неисправности его привода
При повреждении контура III привода стояночного тормоза сжатый воздух из воздушного баллона 22 выходит в атмосферу, и происходит автоматическое затормаживание автомобиля стояночным тормозом задних колес. Если необходимо временно растормозить автомобиль для съезда в сторону с дороги, то следует нажать кнопку включения крана аварийного растормаживания и удерживать ее. Сжатый воздух из баллонов 9 и 11 контуров I и II поступит в цилиндры энергоаккумуляторов и растормозит колеса. Следует помнить, что в контуре IVсжатого воздуха хватает только на три растормаживания автомобиля.
Механическое растормаживание аварийного и стояночного тормозов
При отсутствии сжатого воздуха в пневматическом приводе тормозов необходимо вывернуть болты механического растормаживания, т. е. выключить из работы стояночный тормоз.