Для привода распределительного вала двигателя автомобиля ИЖ-2126, расположенного на головке блока, на коленчатом и на распределительном валах установлены звездочки, соединенные цепью. Натяжение цепи регулируется натяжной звездочкой, установленной на рычаге нажимного устройства.
На двигателях ЗМЗ-4061 и -4063 привод двух распределительных валов, установленных также на головке блока, осуществляется двухступенчатой цепью. Цепь втулочная, двухрядная. Первая ступень передает вращение на промежуточный вал, вторая приводит во вращение распределительные валы впускных и выпускных клапанов. Звездочки коленчатого, промежуточного и распределительных валов изготовлены из высокопрочного чугуна. На торцы звездочки коленчатого вала, ведомой звездочки промежуточного вала и звездочек распределительных валов наносят установочные метки. Для регулировки натяжения цепей имеются гидронатяжители отдельно для нижней и верхней цепей с упорными башмаками.
При верхнем расположении клапанов и распределительного вала у двигателей автомобилей ВАЗ-2110, -2111, -2112, -1111 и -11113 привод распределительного вала осуществляется от шкива коленчатого вала 7 зубчатым ремнем 6 (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Схема привода распределительного вала: 1 - зубчатый шкив коленчатого вала; 2 - зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 - натяжной ролик; 4 - задняя защитная крышка; 5 - зубчатый шкив распределительного вала; 6 - зубчатый ремень; 7 - ось натяжного ролика; А - установочный выступ на задней защитной крышке; Б ~ метка на шкиве распределительного вала; В - метка на крышке масляного насоса; Г - метка на шкиве коленчатого вала
Зубчатый ремень, перекинутый через зубчатый шкив привода насоса охлаждающей жидкости 2, натяжной ролик 3 и зубчатый шкив распределительного вала 5, приводит в работу насос. Для правильной установки привода имеются установочные метки на шкиве коленчатого вала (Г) и крышке масляного насоса (В), а также на зубчатом шкиве распределительного вала (Б), которую необходимо совмещать с установочным выступом А на задней защитной крышке 4.
Гидравлические натяжители, применяемые в цепном приводе распределительных валов двигателей ЗМЗ-4061 и -4063, исключают необходимость регулировки натяжения цепей.