Двигатель автомобиля ЗИЛ-433100 имеет переднюю и заднюю опоры (рис. 3.8). Передняя часть двигателя крепится четырьмя болтами к кронштейну 2 передней опоры. Горизонтальная полка кронштейна находится между нижней 1 и верхней 3 резинометаллическими подушками, которые крепятся к первой поперечине рамы автомобиля. Задних опор две. Они разборные с клиновым резиновым элементом. С обеих сторон двигатель четырьмя болтами прикреплен к задним кронштейнам 4. Резиновая подушка 8 со вставленным в нее башмаком 9 зажимается стяжным болтом между кронштейном опоры и крышкой 5. Стяжной болт вставлен во втулку 11. Между крышкой 5 и кронштейном задней опоры /вложены регулировочные прокладки 6, компенсирующие усадку резиновой подушки 8. Эти прокладки необходимо удалять через. 50 000 км пробега автомобиля. Опорные кронштейны силового агрегата и башмаки опор соединяются болтами с самостопорящимися гайками.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218648.jpg)
Рис. 3.8. Подвеска силового агрегата: а - передняя опора; б - задняя опора; 1 - нижняя подушка; 2 - кронштейн передней опоры; 3 - верхняя подушка; 4 - задний кронштейн; 5 - крышка; 6 - регулировочная прокладка; 7 - кронштейн задней опоры; 8 - резиновая подушка; 9 - башмак; 10 - стяжной болт; 11 - втулка
Двигатель автомобиля «Волга» ГАЗ-31029 крепится в трех точках на резиновых подушках: две опоры расположены в передней части блока цилиндров по его сторонам, а третья опора расположена сзади, под передней частью удлинителя коробки передач.
Двигатель автомобиля ГАЗ-3307 прикреплен к раме в четырех точках, две из которых расположены в передней части блока цилиндров, а две — сзади. Опорами сзади являются лапы картера маховика и сцепления.
Двигатели автомобилей ВАЗ-2110, -2111, -2112 крепятся в трех точках. Задней опорой является кронштейн, к которому при помощи болта через два ограничителя крепится подушка задней опоры к кузову автомобиля. На правом и левом лонжеронах закреплены кронштейны, к которым через резиновые подушки крепятся кронштейны правой и левой опор двигателя.
Для подвески двигателя автомобиля ИЖ-2126 на блоке цилиндров закреплены узлы правой и левой подвески. Задняя опора двигателя крепится двумя болтами к съемной поперечине. Под опорами двигателя установлены резиновые подушки.
Подвеска двигателей автомобилей семейства «ГАЗель» состоит из двух кронштейнов двигателя, двух резиновых подушек, расположенных по обеим сторонам в передней части двигателя, и задней резиновой подушки под удлинителем коробки передач. Резиновые подушки устанавливаются на поперечниках рамы.
Двигатели автомобилей ВАЗ-1111 и -11113 крепятся к подрамнику кузова в трех точках. Сзади двигатель имеет кронштейн задней опоры и саму заднюю опору. Для крепления левой стороны двигателя имеется кронштейн левой опоры и левая опора подвески. Третьей точкой крепления является передняя опора подвески и кронштейн левой опоры. Снятие силового агрегата с автомобиля производится вместе с подрамником. При этом валы привода передних колес отсоединяются от колес и снимаются вместе с силовым агрегатом. Под опоры двигателя укладывают резиновые подушки.
Резиновые подушки, находящиеся под опорами, снижают ударные нагрузки на двигатель при движении автомобиля и уменьшают вибрацию рамы и кузова. Кроме того, опоры удерживают двигатель от продольного смещения при выключении сцепления, резком разгоне или торможении автомобиля. Для этой же цели на многих двигателях имеются реактивные тяги, соединяющие двигатель с поперечной рамой.