Снятие
Предупреждение! Пыль, образуемая в системе сцепления при износе диска сцепления может содержать в себе асбест, который является чрезвычайно вредным для здоровья. Не выдувайте пыль сжатым воздухом и не вдыхайте ее. Не применяйте растворители на базе бензина для очистки пыли. Для этого применяется специальный очиститель тормозной системы или метиловый спирт. После протирки начисто компонентов сцепления сухой ветошью отложите использованную ветошь и слейте использованный очиститель в промаркированную герметичную емкость.
Примечание. Несмотря на то, что некоторые фрикционные материалы теперь не содержат асбест, безопаснее предполагать, что асбест всегда в них содержится.
В случае, если не производится снятие блока двигателя / трансмиссии для проведения общего капитального ремонта (см. Главу Ремонт двигателя), доступ к сцеплению может быть обеспечен путем снятия трансмиссии (Глава Ручная коробка передач). -
Перед тем, как приступить к снятию каких либо из компонентов сцепления, предварительно проставьте метки взаимного расположения между корзиной сцепления, ведомым диском и маховиком.
Для облегчения снятия корзины сцепления необходимо заблокировать маховик путем приболчивания блокировочного инструмента к одному из отверстий крепления трансмиссии, вставив другой конец инструмента в зубчатый венец маховика. В случае, если не имеется возможности применить универсальный инструмент для блокировки маховика, коленвал (а, следовательно, и маховик) может быть удержан стационарно с помощью торцевого ключа, надетого на болт звездочки коленвала. При этом понадобится помощь ассистента.
1. Действуя в диагональном порядке, постепенно отдавайте крепежные винты на пол-оборота за один подход до тех пор, пока не окажется возможным отвинчивание их рукой.
2. Поднимите корзину сцепления, затем выньте ведомый диск, запомнив для себя его ориентацию.
Осмотр
Примечание. Так как снятие и установка на место компонентов сцепления отнимает относительно большое количество времени и сил, неплохой идеей будет одновременная замена при разборке сцепления фрикционных накладок, корзины с нажимным диском и выжимного подшипника одновременно, даже, если чрезмерно изношен лишь один из перечисленных компонентов.
При очистке компонентов сцепления во избежание неприятностей, связанных с работой с фрикционными материалами, внимательно прочитайте предупреждение, данное в начале данного Раздела; снимите пыль с помощью чистой сухой ветоши, работая при этом в хорошо вентилируемом помещении.
1. Осмотрите поверхности ведомого диска на предмет обнаружения износа, повреждения или загрязнений. Если на фрикционном материале есть трещины, прогары, царапины или повреждения, если имеется сильное загрязнение поверхности диска смазкой (проявляется в виде блестящих черных пятен), то фрикционный диск должен быть заменен.
2. В случае, если фрикционный материал еще пригоден к употреблению, проверьте, не изношены ли шлицы центральной ступицы, в хорошем ли состоянии демпфирующие пружины, надежно ли они закреплены и надежно ли закреплены все заклепки. В случае обнаружения каких либо повреждений или признаков износа фрикционный диск должен быть заменен.
3. В случае обнаружения загрязнения фрикционного материала маслом следует проверить, нет ли утечек заднего сальника коленвала, утечек из линии соединения поддона картера с блоком цилиндров или через ведущий вал трансмиссии; при необходимости перед установкой нового фрикционного диска произведите ремонт сальника или соединений в соответствии с инструкциями, приведенными в Главе Ремонт двигателя.
4. Осмотрите корзину с нажимным диском на предмет обнаружения признаков износа или повреждений; потрясите сборку с целью проверить, нет ли износа или повреждений опорных колец, а также проверьте, нет ли признаков перегрева крепежа ведущих полос (нажимного диска к корзине) (проявляется в виде пятен темно-желтого или голубого цвета). В случае износа или повреждения пружин диафрагмы или если имеется подозрение на недостаточный ее прижим, корзина с нажимным диском должна быть заменена.
5. Осмотрите фрикционные поверхности нажимного диска и маховика; Поверхности должны быть чистыми, абсолютно плоскими и не иметь на себе царапин. В случае обнаружения на поверхностях следов перегрева или трещин они должны быть заменены, хотя незначительные повреждения такого рода иногда могут быть удалены с помощью наждачной бумаги.
6. Проверьте, чтобы контактная поверхность выжимного подшипника вращалась гладко и легко без признаков шероховатости и бесшумно, проверьте, нет ли признаков износа или шероховатости на самой поверхности, нет ли на ней трещин, точечной коррозии или глубоких выщерблин. При наличии каких либо сомнений в состоянии поверхности подшипника подшипник должен быть заменен (Раздел Снятие, осмотр и установка на место механизмов выжимания сцепления).
Установка на место
При сборке удостоверьтесь, что сопрягаемые поверхности маховика и корзины сцепления являются абсолютно чистыми, гладкими и не загрязненными маслом или смазкой. Для снятия защитной смазки с новых компонентов воспользуйтесь растворителем.
1. Поднесите ведомый диск таким образом, чтобы сборка пружинной ступицы была обращена в сторону от маховика; осмотрите диск на предмет обнаружения каких либо меток, сделанных изготовителем с целью правильной установки диска.
2. Установите на маховик корзину с нажимным диском, надев ее на установочные штифты; в случае установки старого диска совместите сделанные при разборке метки. Вставьте крепежные винты корзины сцепления, затяните их на этой стадии от руки таким образом, чтобы фрикционный диск мог слегка вращаться с целью его выравнивания при необходимости.
3. Ведомый диск должен быть отцентрирован внутри корзины таким образом, чтобы при установке трансмиссии ведущий вал проходил сквозь шлицевое отверстие в центре ведомого диска. Этого можно достигнуть, продев большую отвертку или удлинитель торцевого ключа сквозь ведомый диск, вставив его в отверстие в коленвале; ведомый диск теперь можно двигать до тех пор, пока он не отцентрируется относительно отверстия коленвала. Альтернативно, может быть использован универсальный инструмент для центровки сцепления; инструмент можно приобрести практически в любом магазине автомобильных аксессуаров. Аналогичный инструмент может быть изготовлен из куска металлического стержня или деревянного прутка, обработанного на конце под конус или плотно вставляемого в отверстие в коленвале. Для обеспечения совпадения диаметра инструмента с внутренним диаметром шлицевого отверстия ведомого диска стержень может быть обмотан изоляционной лентой. Перед тем, как продолжать процедуру установки дальше, удостоверьтесь, что ведомый диск правильно отцентрован.
4. После того, как фрикционный диск отцентрован, в прогрессирующем порядке затяните болты корзины, действуя в диагональном порядке и затягивая их с требуемым усилием.
5. Если устанавливали, снимите блокировочный инструмент маховика.
6. Нанесите на шлицы отверстия фрикционного диска и первичного вала трансмиссии немного смазки, имеющей высокую температуру плавления.
7. Установите на место трансмиссию (Глава Ручная коробка передач).