Конструкция системы вентиляции с отопителем и К/В
1 - Салонный фильтр; 2 - Дополнительный фильтр (при соответствующей комплектации); 3 - Вентилятор отопителя; 4 - Теплообменник; 5 - Заслонка режима циркуляции воздуха; 6 - Заслонка смешивания воздуха; 7 - Распределитель воздуха; 8 - Испаритель (модели с К/В); 9 - Расширительный клапан (модели с К/В); 10 - Циркуляционный насос (модели V6 для рынков с холодным климатом); 11 - Клапан отсечки воды
Салон разделён на две зоны, – водителя и пассажиров, – для каждой из которых можно устанавливать индивидуальные параметры вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, кроме режима циркуляции. Управление системой вентиляции с отопителем и К/В приведено в Главе Органы управления и приемы эксплуатации.
Горячая ОЖ пропускается через теплообменник, нагревая проходящий через него воздух. Подача воздуха в салон регулируется заслонками. Если включить вентилятор отопителя, воздух будет подаваться в салон более интенсивно. Вентилятор может работать с разной скоростью. При закрытой заслонке ОЖ поступает по малому контуру назад в контур радиатора двигателя.
Перед тем как попасть в салон, воздух проходит через фильтр, в котором оседает основная доля пыли. Следует соблюдать периодичность замены фильтра, т.к. запылённый фильтр ограничивает подачу воздуха, что приведёт к застаиванию воздуха внутри салона. Дополнительно может устанавливаться угольный фильтр, очищающий воздух от выпускных газов дизельных двигателей и т.п.
Распределение потоков воздуха системы вентиляции осуществляется также с помощью заслонок. На всех моделях предусмотрен режим циркуляции воздуха.
Воздух выходит из салона через два вентиляционных отверстия, расположенных в задней части автомобиля.
Система кондиционирования воздуха (К/В) входит в стандартную комплектацию некоторых моделей, а на остальные модели может устанавливаться дополнительно. Кроме того, может устанавливаться система автоматического управления отопителем и К/В (ACC). Компоненты системы ACC указаны на иллюстрации.
Расположение компонентов системы ACC
1 - Блок управления ACC; 2 - Датчик температуры воздуха в салоне; 3, 4 - Датчик температуры смешиваемого воздуха моделей с левым/правым рулём; 5 - Датчик солнца; 6 - Шаговый двигатель заслонки распределения воздуха; 7, 8 - Шаговый двигатель смешивания воздуха моделей с левым/правым рулём; 9 - Блок управления вентилятором; 10 - Приводной э/мотор заслонки режима циркуляции; 11 - Клапан отсечки теплообменника; 12 - Циркуляционный насос (модели V6 для рынков с холодным климатом)
Работы с системой К/В должны выполняться в специализированной мастерской. Не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение.
С помощью системы К/В температуру воздуха в салоне можно понижать относительно внешней температуры. При работе системы влажность воздуха в салоне уменьшается. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительно охлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. Таким образом производится его осушение. С помощью этой процедуры можно избавиться от запотевания стёкол.
Компоненты системы К/В и их расположение указаны на иллюстрации.
Расположение компонентов системы К/В
1 - Компрессор; 2 - Конденсатор; 3 - Датчик давления; 4 - Ресивер; 5 - Расширительный клапан; 6 - Отопитель; 7 - Датчик температуры испарителя; 8 - Реле К/В
В системе циркулирует хладагент (тип R134а), который в зависимости от температуры и давления может находиться в жидком или газообразном состоянии. Схематичное описание потоков хладагента приведено на иллюстрации.
Потоки хладагента в системе К/В
1 - Компрессор; 2 - Конденсатор; 3 - Ресивер; 4 - Расширительный клапан; 5 - Испаритель
Компрессор кондиционера приводится ремнём от коленчатого вала двигателя. Он создаёт давление в контуре хладагента, представляющего собой газ, и вызывает его нагрев. В конденсаторе хладагент охлаждается наружным воздухом. Вследствие этого разогретый хладагент переходит в жидкую фазу. Затем под высоким давлением хладагент пропускается через расширительный клапан, в результате чего давление хладагента падает. После этого хладагент испаряется в контуре, одновременно сильно охлаждаясь. В испарителе хладагент отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Вследствие этого воздух охлаждается и поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.
Конструкция расширительного клапана
1 - Газонаполненная камера; 2 - Диафрагма; 3 - Нажимной шток; 4 - Шарик; 5 - Пружина; 6 - Сторона низкого давления; 7 - Сторона высокого давления
На модели с дизельным двигателем V6 может устанавливаться дополнительный отопитель, работающий на дизельном топливе. Кроме того, для увеличения водяного потока через радиатор отопителя моделей, поставляемых на рынки с холодным климатом, может устанавливаться циркуляционный насос (см. иллюстрацию Конструкция системы вентиляции с отопителем и К/В).
Конструкция дополнительного отопителя
1 - Вентилятор отопителя; 2 - Э/мотор вентилятора отопителя; 3 - Теплообменник; 4 - Камера сгорания; 5 - Свеча накаливания; 6 - Датчик воспламенения; 7, 8 - Датчик температуры ОЖ 1, 2; 9 - Модуль управления; 10 - Воздухозаборник; 11 - Выпускная труба; 12 - Топливный насос; 13 - Топливный фильтр; 14 - Предохранитель; 15 - 8-контантный разъём; 16 - Впускной патрубок ОЖ; 17 - Выпускной патрубок ОЖ
Меры безопасности при обслуживании системы К/В
Система К/В должна обслуживаться исключительно подготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приёмам работы с применением надлежащего оборудования и с соблюдением правил разгерметизации, а также ознакомленным с приёмами сбора и хранения автомобильного хладагента.
1. Не допускайте контакта хладагента с кожей;
2. При работе рядом с системой К/В надевайте защитные очки;
3. При попадании хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте пораженный участок холодной водой в течение не менее 15 минут. Немедленно обратитесь за медицинской помощью в лечебное учреждение. Самолечение не допускается;
4. В новом баллоне хладагент хранится под давлением. Храните баллон при температуре не выше 50 град. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению;
5. Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется, приводит к уменьшению доступа кислорода и затруднённому дыханию;
6. Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем;
7. При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите при проведении работ с системой К/В;
8. При проведении сварочных работ вблизи системы К/В не подвергайте её воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению;
9. Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.