Положения дроссельной заслонки (ДЗ):
Минимальное открытие ДЗ – соответствует углу открытия ДЗ, который необходим для переключения коробки передач на смежную высшую передачу.
Небольшое открытие ДЗ – примерно соответствует 1/4 хода педали акселератора (25-процентное открытие ДЗ).
Среднее открытие ДЗ – примерно соответствует 1/2 хода педали акселератора (50-процентное открытие ДЗ).
Сильное открытие ДЗ – примерно соответствует 3/4 хода педали акселератора (75-процентное открытие ДЗ).
Полное открытие ДЗ – соответствует полному ходу педали акселератора (100-процентное открытие ДЗ).
Включение низшей ступени полным открытием ДЗ – быстрое и полное нажатие на педаль акселератора, вызывающее переключение коробки передач на смежную низшую передачу.
Накат – движение автомобиля при включенной передаче и полностью закрытой ДЗ (отпущенной педали акселератора).
Торможение двигателем — движение автомобиля с полностью закрытой ДЗ на принудительно включенной (вручную) низшей передаче.
Характерные особенности процесса переключения передач:
Буксование – заметное повышение оборотов двигателя, не сопровождаемое соответствующим ростом скорости автомобиля. Буксование фрикционных элементов происходит в начальной фазе переключения передачи.
Волнообразное переключение – сопровождается слабыми продольными ускорениями автомобиля.
Двойной удар – резкое и сильное включение фрикциона или ленточного тормоза коробки передач.
Жесткое переключение – ощутимое быстрое включение фрикционных элементов коробки передач.
Запаздывание – задержка включения передачи. Может происходить из-за задержки включения фрикциона или ленточного тормоза при частично или полностью открытой ДЗ или после включения вручную низшего диапазона коробки.
Конечный удар – происходит на конечной фазе процесса переключения передач из-за резкого полного включения или схватывания фрикционных элементов.
Мягкое переключение – почти незаметное, очень плавное переключение коробки передач.
Начальный удар – происходит на первой фазе процесса переключения передач из-за резкого начального включения или схватывания фрикционных элементов.
Опережение – раннее переключение передачи (до того, как автомобиль достигнет скорости, соответствующей переключению на смежную передачу). Приводит к перегрузке двигателя при переключении на высшую смежную передачу.
Переключение с перекрытием передач – преждевременное включение фрикционного элемента следующей передачи или запаздывание выключения фрикционного элемента предыдущей передачи. Сильное перекрытие передач приводит к интенсивному буксованию фрикционных элементов под нагрузкой, возрастанию нагрузки и падению оборотов двигателя.
Позднее переключение – переключение передачи только после того, как автомобиль значительно превысил скорость, соответствующую переключению на смежную передачу. Сопровождается повышением оборотов и шума двигателя.
Разрыв потока мощности, буксование фрикционных элементов – сопровождается кратковременным, резким увеличением частоты вращения вала двигателя из-за снятия нагрузки в процессе переключения передач.
Резкое переключение – более сильное, чем при "жестком" переключении, включение фрикционных элементов. Резкое переключение нежелательно при любой степени открытия дроссельной заслонки.
Толчки – переключение передач, сопровождаемое кратковременными продольными ускорениями и замедлениями автомобиля, сходными с теми, которые могут наблюдаться при буксировке прицепа. Чувствительность толчков увеличивается при заблокированном ГГ.
Тряска – повторяющиеся интенсивные продольные толчки, похожие на описанные в пункте "Толчки", но более сильные и быстрые. Тряска обычно наблюдается в определенном диапазоне скорости автомобиля.
Удар – резкое и сильное включение фрикциона или ленточного тормоза коробки передач.
Циклическое переключение – цепь быстрых, кратковременных переключений смежных ступеней коробки передач, например, 4–3–4-я... передачи. Циклическое переключение сопровождается значительным изменением частоты вращения вала двигателя.
Аббревиатуры:
БРД (PSA) – Блок реле давления.
БУТ (ТСМ) – Блок управления трансмиссией.
ДВВ (AS) – Датчик скорости входного вала трансмиссии.
ДДЗ (TPS) – Датчик положения дроссельной заслонки.
ДСА (VSS) – Датчик скорости автомобиля.
ДТЖ (CTS) – Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя.
ДТТ (TTS) – Датчик температуры рабочей жидкости трансмиссии.
НЗ (NC) – Нормально закрытый (замкнутый).
HP (NO) – Нормально открытый (разомкнутый).
ФБТ (ТСС) – Фрикцион блокировки трансформатора.
ШИМ (PИM) – Широтно-импульсная модуляция сигнала.
ЭРД (PCS) – Электромагнитный клапан регулятора давления.