«Больше места, больше цвета, больше оборудования и ещё больше удовольствия», — так охарактеризовала новые Смарты Аннет Винклер, глава компании, выпустившей машинки.
Новенькие Smart ForTwo и Smart ForFour, по замыслу создателей, должны с первого взгляда определяться как члены одной семьи. Поэтому многие компоненты, например фары и решетка, у них идентичны. У обоих автомобильчиков общая архитектура и единая линейка трехцилиндровых моторов, смонтированных над задней ведущей осью, — мощностью 60 л.с., 71 л.с. (91 Н·м) и 90 л.с. (135 Н·м). Наимощнейший движок — наддувный. По сути ForTwo — это укороченный на 62 см ForFour. А ведь раньше это были абсолютно разные автомобили. Зато у них была общая проблема — безальтернативный тупой «робот». Теперь выбор прекрасен — пятиступенчатая «механика» или шестидиапазонный Twinamic с двумя сцеплениями.
Для двухместного микрокара это уже третье поколение. Разработчики говорят, что самым важным было сохранить в новой генерации длину машинки 2,69 м и задний привод. Удалось! Причем не только это, но и уменьшение радиуса разворота с 8,65 до 6,95 м (от бордюра до бордюра) и с 8,95 до 7,3 м (от стены до стены). Это рекорд.
Вкратце описав новые автомобили, смартовцы переходят к подробному разговору о безопасности: им до сих пор приходится убеждать людей, что в такой малюсенькой коробушке можно не убиться. Нынче компания сообщает, что доля ультравысокопрочных сталей в силовом каркасе Tridion заметно выросла, но на сколько, не говорит. Добавляет лишь, что на заводских краш-тестах новые Смарты показали хорошие результаты при лобовом столкновении с Мерседесами S- и C-класса. Чем хороши эти результаты? После удара на скорости 50 км/ч с 50-процентным перекрытием в Смарте все живы.
Smart информирует, что в новой конструкции передней подвески McPherson использованы элементы от Мерседеса C-класса предыдущего поколения, в оптимизированной задней De Dion стоят новые амортизаторы и пружины. Как опцию можно заказать спортивную подвеску, с которой ход Смарта становится жестче, а сам он ниже на 10 мм. Шины отныне с более высоким профилем и, по мнению производителя, беспрецедентно маленькие.
В нужный момент готовы вмешаться АБС, ESP и ASR. Что касается других систем безопасности, то «в базе» идет мерседесовский помощник Crosswind Assist, который распознает внезапные и сильные порывы бокового ветра и не дает сдуть автомобиль с дороги, подтормаживая колеса с нужной стороны, выравнивая траекторию движения. Системы предупреждения об опасности столкновения и слежения за полосностью — опции.
В центре решетки — обновленный логотип, занявший на мордочке куда больше места, чем предшественник. U-образный ближний свет — новая характерная особенность дизайна Смартов. Ромбовидные фары и задние фонари — тоже. Немцы говорят, что концепция бренда Smart определяется двумя полюсами — это сердце и ум. Дизайн Смарта описывается словом FUN.ctional (радость и функциональность, два в одном).
Создатели экстерьера сохранили типичные пропорции Смартов с чрезвычайно короткими свесами спереди и сзади. Никуда не делся и цветовой контраст между капсулой Tridion и кузовными панелями — тоже неизбывная черта бренда: 40 вариантов комбинаций колеров. Основные изменения передка — это приподнятый капот, который-де придает сити-карам более взрослый и спортивный вид, да новое дружелюбное лицо с увеличенной решеткой. Она теперь не сотовая, а перфорированная и доступна в различных цветах, чтобы соответствовать окрасу кузова или контрастировать с ним.
«Интерьер отражает ценности молодого, активного, подключенного к Сети поколения», — считает компания Smart.
Контраста хватает и в салоне. Переднюю панель дизайнеры поделили на две части: «смелую и чувственную внешнюю», которая опционально может быть декорирована приятной на ощупь тканью разных цветов, и «внутреннюю с функциональными элементами». Информационно-развлекательный центр, по идее, как бы парит над панелью.
Приборы должны напоминать таковые у предыдущего поколения, но представлены в новом облике.
О сферических дефлекторах обдува компания сообщает, что их «интересно использовать». Блок управления кондиционером тоже имеет необычный вид: желаемая температура устанавливается на шкале с помощью скользящего увеличительного стекла. С трехспицевого руля кнопками управляются бортовой компьютер, радио, навигация. И было бы странно, если б Smart не дружил со смартфонами — новички делают это с помощью бесплатного для клиентов приложения Smart Cross Connect, среди функций которого есть «умная парковка».
Понятно, что наибольшая разница между Смартами Fortwo и ForFour видна в профиль: у четырехместной машины удлиненная клетка Tridion, дополнительная дверь с выштамповкой и бескаркасными окнами.
Есть у ForTwo и ForFour еще одно различие. Модель для двоих выпускается на заводе во французском Амбахе, а производство большего хэтчбека налажено в городе Ново-Место (Словения), на мощностях компании Renault, где собирается еще один соплатформенный автомобильчик — Twingo третьего поколения. В Амбахе дают гарантию, что все Смарты отвечают высоким стандартам качества в полном объеме, независимо от того, где они производятся.
В мультимедийный комплекс впервые вошла аудиосистема JBL с шестью динамиками для ForTwo и двенадцатью для хэтча ForFour. Сабвуфер сделан съемным, чтобы можно было освободить место в багажнике.
У новых Смартов предусмотрено три комплектации. В базовую Passion входят светодиодный ближний свет, центральный замок с дистанционным управлением, иммобилайзер, круиз-контроль с ограничителем скорости (отметку устанавливает владелец), внешний термометр с предупреждением об опасности перемерзания, монохромный ЖК-дисплей, борткомпьютер, электрические стеклоподъемники спереди. В более богатых комплектациях Prime и Proxy предлагаются обшитый кожей мультируль, цветной дисплей с диагональю 3,5 дюйма и подогрев сидений.
Daimler называет цену только средней комплектации с движком мощностью 71 л.с. — меньше 11 тысяч евро (513 700 рублей) за ForTwo и 11 600 евро (541 720 руб.) за ForFour. Продажи в Европе начнутся в ноябре. В российском представительстве концерна Daimler Драйву рассказали, что к нам новые Смарты прибудут в конце 2015 года. Не раньше. Примерно в это время в Европе дебютируют «заряженные» Брабусом машинки.
Паспортные данные
Габариты | Smart ForTwo/Smart ForFour |
Длина, м | 2,69/3,49 |
Ширина, м | 1,66/1,66 |
Высота, м | 1,55/1,55 |
Колесная база, мм | 1873/2494 |
Объем багажника, л | 260/730 |
История (Леонид Попов, Константин Болотов)
Отцом Смарта можно по праву назвать Николаса Джорджа Хайека, основателя часовой компании Swatch. Именно он выдвинул идею сверхкомпактного городского автомобильчика, юркого, экономичного и стильного, как часы. И именно он обратился за содействием к автопромышленникам, желая довести Swatchmobile (так неофициально поначалу назывался проект) до конвейера. Поиски Хайека после ряда неудач привели его в компанию Daimler-Benz, где он нашел полное понимание. Здесь уже несколько лет работали над замыслом компактного сити-кара с прочной яйцеобразной пассажирской капсулой.
Прообразы такого автомобиля — шоу-кары Eco Sprinter (слева) и Eco Speedster были созданы специалистами Мерседеса в 1993 году, а в 1994-м родилось совместное предприятие фирмы Swatch и Даймлера — Micro Compact Car (MCC), которое занялось подготовкой выпуска машин под брендом Smart (Swatch Mercedes Art). Через четыре года, вскоре после постановки первого Смарта на конвейер, компания Swatch вышла из проекта, а MCC стала стопроцентным дочерним предприятием Даймлера. Еще чуть позже она была переименована в Smart GmbH.
Первый Смарт (модель с внутренним индексом 450) пошел в серию в 1998 году. Двухместный автомобиль назывался Smart City Coupe. Он оснащался трехцилиндровым бензиновым турбомотором объемом 599 «кубиков» и мощностью 45, 55 и 61 л.с., а также турбодизелем объемом 799 кубических сантиметров и отдачей в 41 «лошадку». Коробка передач была роботизированная шестиступенчатая.
Характерной визуальной особенностью модели, унаследованной всеми последующими версиями, стала контрастная двухцветная окраска кузова — металлической защитной капсулы и внешних пластиковых панелей. Они, кстати, сменные, так что при желании владелец такого авто может купить новые и поменять цвет машины.
Длина всего в 2,5 м позволяла парковать Смарт поперек тротуара, там, где другие машины вставали вдоль него, а также втискивать до трех, а то и четырех микрокаров на месте, предназначенном для одной крупной машины вроде полноразмерного пикапа. Такая парковка стала одной из визитных карточек модели. Низкий вес («пустые» 730 кг в базовой версии) обуславливал низкий средний расход топлива — 4,7 л/100 км у бензиновой модификации и 3,3–3,4 л/100 км у дизеля.
В 2000 году Смарт обзавелся модификацией со съемными панелями крыши (City Cabrio), а в 2002-м пережил фейслифтинг (на снимках). Одновременно с коррекцией внешности (в частности, иными стали фары) автомобиль получил бензиновый ДВС большего объема (698 «кубиков»), с мощностью 50 и 61 л.с. В 2003 году ателье Brabus выпустило тюнинговую версию Смарта, отличавшуюся элементами декора снаружи и в салоне, выхлопом по центру заднего бампера, более широкими низкопрофильными колесами и жесткой подвеской, а также увеличенной до 75 л.с. мощностью турбированного бензинового мотора. В 2004 году модель Smart City Coupe переименовали в Smart ForTwo, а вариант City Cabrio, соответственно, стал ForTwo Cabrio. С момента своего старта в 1998 году и по начало 2007 года включительно Смарт первого поколения разошелся тиражом более 770 тысяч штук. 85% покупателей составили люди моложе 40 лет.
Второе поколение микрокара Smart ForTwo (тип 451), в закрытом и открытом варианте, было представлено в 2006 году и пошло в серию с 2007-го. Модель прибавила в длину 19,5 см, что повысило комфорт, позволило добавить 70 л к паспортной вместимости багажника (под шторку) и улучшило защиту пассажиров при ударе сзади. Машина получила литровый бензиновый мотор в атмосферном и турбированном вариантах. Мощность его колеблется от 61 л.с. до 102 л.с. (последний показатель — для версии от ателье Brabus после осени 2010 года). Остался в гамме и турбодизель объемом 0,8 л (45 л.с. с начала запуска второй генерации модели и 54 л.с. с 2009 года).
В 2009 году Смарт второго поколения обзавелся серийной чисто электрической версией (electric drive, или ED, на фото). Заметим, в первом поколении у Смарта, то есть в кузове «тип 450», такая модификация (с 30-киловаттным мотором и пробегом на одной зарядке в 110 км) тоже присутствовала, но в продажу не поступала, а была выпущена в 2007 году ограниченной партией в 100 штук и сдавалась в аренду. Фактически это были масштабные тесты. Электромобиль Smart ED в кузове 451 поначалу обладал электромотором с отдачей всего 20 кВт, правда, пробег был повыше, чем у предшественника, — 135 км.
Продажи Смарта ED шли не особенно бурно, и в 2011 году компания очень серьезно перекроила всю электрическую начинку модели, объявив результат третьим поколением электрокара ForTwo. Мощность мотора выросла до 55 кВт (а в версии от Brabus — до 60 кВт), запас хода — до 145 км. С лета 2012 года эта машина поступила в продажу в Германии, а в 2013-м она попала в другие европейские страны и в США. Всего же Smart ED будет постепенно выведен на 30 рынков. В Россию этот аппарат тоже наверняка придет, но никаких конкретных сроков пока не названо.
В 2010 году модель Smart ForTwo второго поколения пережила легкий рестайлинг, а в 2012 году — более серьезный (на фото), затронувший и внешность, и салон (некоторые элементы передней панели плюс материалы отделки). Вскоре после него знаменитый сити-кар официально пришел в Россию.
Первое поколение хэтча Smart ForFour появилось 24 апреля 2004 года. Модель построили на платформе модели Mitsubishi Colt шестого поколения и унифицировали с «японцем» на 40%. Неожиданный для Смарта традиционный пятидверный и пятиместный хэтчбек оснащался бензиновыми моторами 1.1, 1.3, 1.5 мощностью от 63 до 108 л.с., полуторалитровыми дизелями (67 и 94 л.с.), пятиступенчатой «механикой» или шестидиапазонным «автоматом». Самой быстрой была модификация от ателье Brabus (на фото вверху слева) со 175-сильным двигателем: до 100 км/ч она разгонялась за 6,9 с и достигала максимальных 221 км/ч. Smart ForFour сняли с конвейера из-за низких продаж. Производитель хотел реализовывать по 80 000 машин в год, а получалось сильно меньше: 59 100 экземпляров в 2004-м, 43 700 штук в 2005-м. В итоге 24 марта 2006 года концерн DaimlerChrysler объявил о прекращении производства.
Источник: drive.ru