Измерение продольного люфта коленвала
1. Измерение продольного люфта коленвала должно производиться при коленвале, все еще установленном в блоке цилиндров / картере, однако свободно двигающемся (обратитесь к Разделу Снятие коленвала).
2. Измерение продольного люфта производится циферблатным измерителем путем прикосновения его контактного щупа к торцу коленвала. Полностью протолкните коленвал в сторону от измерителя, за- тем выставьте нуль на измерителе при касании контактного щупа к торцу коленвала. Затем полностью толкните коленвал в сторону измерителя и снимите показания индикатора. Результат должен быть сопоставлен с приведенными в Спецификация х значениями, после чего выносится решение, должны ли быть заменены упорные шайбы.
3. В случае невозможности воспользоваться циферблатным измерителем, процедура измерения может быть произведена с помощью лезвийных щуповых измерителей. Сперва полностью протолкните коленвал в сторону маховика, затем с помощью щупового измерителя измерьте зазор между щекой кривошипа третьего подшипника и упорной шайбой центрального коренного подшипника.
Осмотр
Внимание! При работе со сжатым воздухом пользуйтесь защитными очками! Проверьте, хорошо ли прочищены масляные отверстия, воспользуйтесь для этого трубчатой насадкой контейнера с очистителем или другим подходящим зондом. Отверстия не должны быть забиты.
1. Произведите очистку коленвала с помощью керосина или другого подходящего растворителя, тщательно просушите его, по возможности используя сжатый воздух.
2. Удостоверьтесь, что на подшипниковых шейках или иных подшипниках и на подшипниках шатуна отсутствует неравномерный износ, царапины, точечная коррозия и трещины.
3. Износ подшипников нижней головки шатуна обычно сопровождается четким металлическим стуком при работе двигателя (особенно ясно слышимым при начале движения автомобиля с малой скоростью), а также некоторым падением масляного давления.
4. Износ коренных подшипников обычно сопровождается сильной вибрацией и рокотом двигателя - увеличивающимися при увеличении оборотов двигателя - и опять-таки некоторым уменьшением давления масла.
5. Удостоверьтесь в гладкости шеек подшипников путем поглаживания их пальцами. Наличие шероховатости (которая обычно сопровождается очевидным износом подшипников) указывает на необходимость проточки (если возможно) или замены коленвала. Обратите внимание, что проточка коленвала до размера первого ремонта возможна без перезакалки вала, однако дальнейшая проточка требует перезакалки (методом Тенифера).
6. В случае, если коленвал подвергался проточке, проверьте, нет ли заусенцев вокруг масляных отверстий коленвала (обычно отверстия имеют фаски, поэтому при аккуратном проведении проточки проблем с заусенцами возникать не должно). Удалите все имеющиеся заусенцы тонким напильником или скребком и тщательно прочистите масляные отверстия, как описывалось выше.
7. С помощью микрометра измерьте диаметры шеек коренных подшипников и подшипников нижней головки шатуна, результаты сравните со значениями, приведенными в Спецификациях. Путем измерения диаметра в нескольких точках по периметру сечения шейки можно определить эллипсоидность сечения шейки. Произведите измерения на каждом конце шейки возле щечек кривошипа для определения наличия конусности шейки. Результаты сравните со значениями, приведенными в Спецификациях.
8. Осмотрите контактные поверхности сальников на каждом конце коленвала на предмет обнаружения износа или повреждений. В случае, если на поверхности коленвала в результате износа образовалась глубокая канавка, проконсультируйтесь у специалистов по капитальному ремонту двигателя; в некоторых случаях возможно устранить такую неисправность, в противном случае коленвал должен быть заменен.