Снятие
1. Уложите на крылья защитные чехлы.
2. Для снятия передней головки цилиндров снимите батарею; для снятия задней головки – отсоедините от батареи отрицательный провод.
3. Откройте крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя.
4. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки.
5. Снимите нижнюю крышку двигателя и спустите ОЖ из радиатора.
6. Снимите кронштейн турбокомпрессора, обращая внимание на то, что на этом же кронштейне закреплена защитная пластина датчика CKP.
7. Установите клинья между подрамником и поддоном картера, а также между подрамником и трансмиссией.
8. При снятии передней головки цилиндров отсоедините подающую трубку турбокомпрессора от интеркулера, оставив на ней хомут.
9. Выполните действия, описанные в в п. 4 – 8 Раздела Приведение поршня первого цилиндра в положение ВМТ и замена ремня привода вспомогательных агрегатов и его натяжителя, шкив коленчатого вала пока не снимайте.
10. Отцепите трос привода дроссельной заслонки (18 на иллюстрации). Снимите вакуумные шланги и разъедините разъём датчика давления от верхнего впускного трубопровода (19).
11. Отсоедините от корпуса дросселя вакуумный шланг, 2 шланга системы охлаждения, подающую и перепускную трубки. Разъедините разъём корпуса дросселя и отсоедините шланг клапана продувки снизу корпуса дросселя (20 на иллюстрации).
12. Разъедините разъём модулей зажигания и инжекторов (21 на иллюстрации).
13. При снятии передней головки цилиндров разъедините разъём датчика давления/температуры и снимите клапан турбокомпрессора.
14. При снятии задней головки цилиндров:
- Высвободите разъёмы лямбда-зондов из держателей на заднем клапане SAI. Для этого отожмите фиксатор и нажмите на разъёмы;
- Снимите кронштейн трубки SAI с головки цилиндров. Разъедините разъёмы на выпускном коллекторе. Отсоедините шланг от клапана SAI, сжав фиксаторы и потянув разъём вверх;
15. Отсоедините топливные линии. Снимите верхнюю секцию впускного трубопровода.
16. Снимите среднюю (24 на иллюстрации) и нижнюю (25) секции впускного трубопровода. Закупорьте отверстия бумагой или ветошью.
17. Снимите разветвитель (26 на иллюстрации) системы охлаждения и отведите его в сторону.
Примечание. Не повредите прокладки.
18. Снимите шкив коленчатого вала.
19. Установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия и заблокируйте зубчатые колёса коленчатого и распределительных валов при помощи специальных приспособлений.
20. Отдайте крепёж ролика натяжителя ремня привода ГРМ и регулировочные ролики. Используйте специальное приспособление для фиксации регулировочных роликов (29 на иллюстрации).
21. Пометьте направление движения ремня привода ГРМ (30 на иллюстрации). Для упрощения установки (если снятый ремень предполагается использовать повторно) пометьте положение ремня относительно зубчатых колёс коленчатого и распределительного валов. Уберите с зубчатых колёс фиксирующие приспособления, установленные при приведении поршня первого цилиндра в положение ВМТ.
22. Снимите нижний регулировочный ролик вместе с шайбой, расположенной за ним. Снимите приводной ремень.
23. Снимите сборку регулировочного и натяжного роликов.
24. Снимите модуль зажигания и крышку головки цилиндров.
Примечание. Не допустите, чтобы уплотнительные кольца крышки головки цилиндров упали в двигатель.
25. Проверните коленчатый вал в положение 60 град. до ВМТ и отметьте это положение (34 на иллюстрации).
26. Снимите зубчатые колёса распределительных валов (35 на иллюстрации), водяной насос (36) и заднюю крышку приводного ремня (37).
27. При снятии задней головки цилиндров поддомкратьте автомобиль и отсоедините переднюю секцию выпускной трубы от заднего выпускного коллектора.
28. При снятии передней головки цилиндров выполните следующие действия, описанные в п. с 29 по 38.
29. Снимите термозащитный экран переднего выпускного коллектора (38 на иллюстрации).
30. Отдайте разъёмы крепления шлангов переднему клапану SAI, для чего сожмите фиксаторы и потяните разъём назад (39 на иллюстрации).
31. Снимите трубку SAI и клапан с выпускного коллектора (40 на иллюстрации).
32. Снимите трубку вентиляции картера между впускной трубкой турбокомпрессора и головкой цилиндров, а также шланг от маслоотделителя. Отведите трубку в сторону.
33. Снимите впускную трубку турбокомпрессора и отведите её в сторону (42 на иллюстрации).
34. Отсоедините выпускной шланг турбокомпрессора к интеркулеру (43 на иллюстрации).
35. Отсоедините водяной шланг (44 на иллюстрации) от корпуса термостата.
36. Отсоедините передний выпускной коллектор от турбокомпрессора (45 на иллюстрации).
37. Снимите трубки охлаждения (46 на иллюстрации) и подачи масла (47) от турбокомпрессора.
38. Отдайте крепёж и снимите распределительный вал впускных клапанов (48 на иллюстрации). Отдавайте болты на пол-оборота за подход. Обратите внимание на метки на крышках подшипников. Последней следует снимать крышку подшипника, ближнего к нагруженным толкателям клапанов. Снимите сальники.
Примечание. Отдавайте болты крепления задней головки в последовательности, обратной указанной на иллюстрации. Распределительный вал впускных клапанов снимать не требуется.
39. Извлеките толкатели клапанов и расположите их так, чтобы затем установить на прежние места.
40. Отдайте болты крепления головки цилиндров. Сначала отдайте болты на четверть оборота, а затем на пол-оборота. Снимите головку цилиндров, стараясь не погнуть клапаны.
Установка
1. Произведите контрольные измерения головки цилиндров и сравните их с требованиями Спецификаций.
2. Удостоверьтесь, что распределительный вал находится в положении 60 град. до ВМТ.
3. Очистите сопрягаемые поверхности от остатков уплотнительных материалов и уложите на блок цилиндров новую прокладку надписью «OBEN/TOP» вверх.
4. Установите толкатели клапанов на их прежние места.
5. Установите на место головку цилиндров и затяните её новыми болтами с требуемыми усилиями и в последовательности, указанной на иллюстрации ниже.
Примечание. Болты крепления передней головки цилиндров затягивайте в последовательности, обратной указанной на иллюстрации.
6. Смажьте тонким слоем двигательного масла выпускной распределительный вал и уложите его в головку цилиндров.
7. Сориентируйте метки на распределительных валах в соответствии с иллюстрацией (A – передняя головка цилиндров; B – задняя).
8. Установите крышки подшипников распределительных валов, обращая внимание на метки, нанесённые на крышки и на головку цилиндров. Нанесите на поверхность головки цилиндров, сопрягаемую с крышками передних подшипников распределительных валов (C на иллюстрации) тонкий слой герметика (№ 74 96 268 по каталогу Saab). Затяните болты крепления крышек подшипников с усилием 8 Н·м.
9. Установите заднюю крышку ремня привода ГРМ и зубчатые колёса распределительных валов в соответствии с метками, нанесёнными на колёсах и на крышке.
Примечание. Номер на зубчатом колесе должен совпадать с номером на валу. Затяните болты крепления зубчатых колёс с требуемыми усилиями.
10. Удостоверьтесь, что чистые им сухие уплотнительные кольца крышки головки цилиндров уложены на свои места и установите крышку головки цилиндров.
11. Установите модуль зажигания.
12. При установке передней головки цилиндров установите компоненты, перечисленные на иллюстрациях, в последовательности, обратной порядку демонтажа компонентов.
Снятие шлангов турбокомпрессора.
Снятие компонентов SAI и шлангов турбокомпрессора.
13. При установке задней головки цилиндров установите компоненты SAI и подсоедините переднюю секцию выпускной трубы к заднему выпускному коллектору.
14. Установите водяной насос и сборку натяжного и регулировочного роликов.
15. Установите фиксирующие приспособления на зубчатые колёса распределительных валов.
16. Проверните коленчатый вал почти до метки «0» и установите на него специальное приспособление. Затем проворачивайте коленчатый вал до момента, когда рычаг приспособление упрётся во фланец водяного насоса и снимите приспособление.
17. Уложите на зубчатые колёса ремень привода ГРМ в соответствии с метками, сделанными при снятии. Установите нижний натяжной ролик, но пока не затягивайте его крепёж. Удостоверьтесь, что шайба находится на месте. Отрегулируйте рукой положение ролика (против часовой стрелки) так, чтобы ремень не перемещался. Удостоверьтесь, что метки на приводном ремне и на зубчатых колёсах распределительных валов и коленчатого вала совпадают.
18. Установите на ремень привода ГРМ измеритель натяжения. Слегка затяните центральные болты крепления регулировочных роликов. Проверните нижний регулировочный ролик настолько, чтобы получить натяжение ремня от 275 до 300 Н·м, после чего затяните болт крепления ролика. Снова проверьте натяжение приводного ремня при необходимости снова отрегулируйте его.
Примечание. Регулировка натяжения приводного ремня на данном этапе является подготовительной процедурой и её результат не может использоваться в качестве проверки при окончательном натяжении ремня.
19. Удостоверьтесь, что регулировочная гайка на верхнем регулировочном ролике вращается свободно и не затянута. Подправьте положение натяжного ролика при помощи пруткового ключа на 5 мм так, чтобы метки на нём совпали и затяните болт крепления натяжного ролика.
20. Уберите фиксирующие приспособления с зубчатых колёс 1 и 2 распределительных валов. Установите специальное приспособление и проверните верхний регулировочный ролик против часовой стрелки так, чтобы метки на зубчатых колёсах распределительных валов совпали с соответствующими метками на специальном приспособлении. Затяните гайку крепления верхнего регулировочного ролика.
21. Снимите все специальные приспособления.
22. Проверните двигатель на два полных оборота, чтобы коленчатый вал слегка не доходил до метки «0». Установите на распределительный вал специальное приспособление и проворачивайте вал до момента, когда рычаг приспособления упрётся во фланец водяного насоса. Снимите приспособление, установите контрольный шаблон положения ВМТ и удостоверьтесь, что метки на нём расположены напротив меток на зубчатых колёсах распределительных валов. Удостоверьтесь, что ремень привода ГРМ лежит заподлицо с зубчатыми колёсами, а метка А находится примерно на 2 мм выше метки B. Если последнее условие не выполнено, регулировку фаз ГРМ следует произвести сначала.
23. Установите разветвитель системы охлаждения, а затем и все остальные снимавшиеся компоненты в последовательности, обратной порядку демонтажа компонентов. Затягивайте крепёж с требуемыми усилиями.