Система выпуска ОГ
Система выпуска отработавших газов состоит из выпускных коллекторов, приёмных труб, каталитических преобразователей, глушителей и выпускной трубы.
Системы снижения токсичности отработавших газов
Компоненты систем снижения токсичности ОГ
1 - Вакуумный ресивер; 2 - Клапан PCV; 3 - VSV системы EVAP; 4 - Сервисный штуцер системы EVAP; 5 - VSV клапана CCV; 6 - Нижний каталитический преобразователь; 7 - Каталитический преобразователь ряда цилиндров 1; 8 - Каталитический преобразователь ряда цилиндров 2; 9 - Линия продувки; 10 - Линия подачи воздуха; 11 - Датчик давления топливных испарений; 12 - Линия системы EVAP; 13 - Линия вентиляции; 14 - VSV клапана продувки адсорбера; 15 - Крышка заливной горловины топливного бака; 16 - Заливная горловина топливного бака; 17 - Шланг сброса воздуха; 18 - Угольный адсорбер; 19 - Топливный бак; 20 - Клапан отсечки; 21 - Контрольный клапан уровня топлива
Схема работы систем снижения токсичности ОГ
1 - Сервисный штуцер системы EVAP; 2 - Датчик давления топливных испарений; 3 - Линия продувки; 4 - VSV системы EVAP; 5 - Линия системы EVAP; 6 - Линия вентиляции; 7 - Угольный адсорбер; 8 - Топливный бак; 9 - Шланг сброса воздуха; 10 - VSV клапана продувки адсорбера; 11 - Линия подачи воздуха; 12 - VSV клапана CCV; 13 - Воздухоочиститель; 14 - Лямбда-зонд 1 ряда цилиндров 2 (датчик качества смеси); 15 - Лямбда-зонд 1 ряда цилиндров 1 (датчик качества смеси); 16 - Каталитический преобразователь ряда цилиндров 1; 17 - Каталитический преобразователь ряда цилиндров 2; 18 - Лямбда-зонд 2; 19 - Нижний каталитический преобразователь
Принцип функционирования системы управления двигателем построен таким образом, чтобы получать максимальную отдачу от двигателя при минимальных расходе топлива и содержании токсичных составляющих в ОГ. Система улавливания топливных испарений (EVAP) предотвращает попадание последних из топливного бака в атмосферу. Установлена также система вентиляции картера (PCV).
Система управляемой вентиляции картера (PCV)
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают во впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счёт разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше).
Система улавливания топливных испарений (EVAP)
Система EVAP предназначена для снижения выброса в атмосферу несгоревших углеводородов. Заливная горловина топливного бака герметично закрывается крышкой, под топливным баком установлен угольный адсорбер. В нём собираются пары топлива, образующиеся в баке во время стоянки автомобиля, и удерживаются там до тех пор, пока по сигналу блока управления не начнется продувка адсорбера. Во время продувки пары топлива подаются через клапан продувки во впускной трубопровод, где они смешиваются с рабочей смесью и далее сгорают обычным образом в камерах сгорания.
Для обеспечения нормальной работы двигателя на холостых оборотах и во время прогрева блок управления держит клапан закрытым. Таким образом предотвращается попадание несгоревшего топлива в преобразователь (при повышенных оборотах холостого хода смесь переобогащена). После прогрева двигателя клапан начинает открываться и закрываться, подавая пары топлива во впускной тракт.
Каталитический преобразователь и лямбда-зонды
Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу в систему выпуска встроены трёхфункциональные каталитические преобразователи. Система управления впрыском топлива имеет обратную связь, в которую включены лямбда-зонды, постоянно информирующие блок управления о составе ОГ. В зависимости от полученных данных, блок управления корректирует качество смеси, подаваемой в камеры сгорания и, таким образом, оптимизирует сгорание топлива.
В лямбда-зонд, установленный за каталитическими преобразователями, встроен нагревательный элемент, включаемый блоком управления через специальное реле. Рабочая поверхность лямбда-зонда чувствительна к изменению содержания кислорода в ОГ. В зависимости от концентрации кислорода меняется выходное напряжение датчика. Если смесь переобогащена (содержание кислорода в отработавших газах очень низкое), лямбда-зонд подаёт сигналы с низким напряжением. Напряжение увеличивается по мере обеднения смеси и увеличения содержания кислорода в газах. Наиболее эффективно преобразователь работает при оптимальном составе горючей смеси (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива). При оптимальной концентрации кислорода в ОГ происходит скачок в напряжении на лямбда-зонде. Этот скачок является точкой отсчёта для блока управления при корректировке качества смеси.
Установлено три лямбда-зонда: по одному перед верхними каталитическими преобразователями (эти лямбда-зонды одновременно являются датчиками качества воздушно-топливной смеси) и один за нижним преобразователем. Этим достигается более точное отслеживание состава ОГ.