Калильное число характеризует степень тепловой нагрузки свечи. Чем ниже калильное число свечи, тем выше степень ее тепловой нагрузки. При этом свеча лучше отводит тепло, благодаря чему исключается возможность калильного зажигания топливной смеси. Свеча с высокой тепловой характеристикой имеет тот недостаток, что ее температура самоочищения лежит выше. Она более склонна к образованию нагара, в частности тогда, когда двигатель во время работы часто не достигает своей рабочей температуры, например движение в городе, короткие перемещения зимой.
Правильное калильное число свечи определяется изготовителем автомобиля. Имеются свечи с одним или несколькими электродами массы, с различной длиной резьбы и ее диаметром. При замене свечи необходимо устанавливать только свечи, соответствующие предписаниям изготовителя автомобиля.
Средний срок службы свечи различен. При этом серьезную роль играет также материал электродов. Хром-никелевый сплав характеризуется очень высокой теплопроводностью и стойкостью к воздействию коррозии. Наилучшими теплоотводящими свойствами обладает серебро, тогда как платиновые электроды отличаются высокими антикоррозионными свойствами и стойкостью против обгорания. Срок службы свечей составляет от 20 000 до 100 000 км пробега, в зависимости от материала электродов и их количества.
В зависимости от конструкции двигателя свечи различают по типу уплотнения посадки в головке цилиндров.
При плоской посадке используется уплотнительное кольцо, которое обычно закреплено на корпусе свечи и снятию не подлежит. Свечи конусной посадки в применении дополнительных уплотнительных элементов не нуждаются и отличаются более компактными размерами.
Срок службы свечей зажигания с покрытым слоем платины центральным электродом значительно выше чем у свечей других типов.
Правильностью функционирования свечей зажигания в значительной мере определяется эффективность отдачи двигателя. Важно, чтобы на двигатель были установлены свечи соответствующего типа (на моделях Infiniti QX4 штатно устанавливаются свечи с платиновыми электродами).
Необходимость во внеплановом обслуживании свечей зажигания возникает крайне редко, при условии, что собственно двигатель находится в исправном состоянии. Во избежание случайного повреждения электродов, не следует производить чистку свечей без применения специального оборудования.
В большинстве случаев для замены свечей зажигания необходимо наличие специальной свечной головки (с эластичным вкладышем внутри) в комплекте с храповым приводом, а также набора для безопасного отсоединения наконечников ВВ проводов от хвостовиков свечей зажигания также выпускается специальный инструмент, хотя его применение и не является строго обязательным. Использование динамометрического ключа позволит добиться правильного усилия затягивания свечей.
Прежде чем выворачивать свечи их установочные ниши следует продуть сжатым воздухом с целью предотвращения попадания мусора в цилиндры, — проще всего воспользоваться обычным велосипедным насосом).
Проверка состояния свечей дает хорошее представление о состоянии двигателя. Если на изоляторе центрального электрода полностью отсутствуют следы каких-либо отложений, это говорит о переобеднении воздушно-топливной смеси, либо о том, что используется чрезмерно «горячая» свеча (отвод тепла от изолятора к корпусу на «горячих» свечах происходит гораздо менее интенсивно, чем на «холодных»).
Присутствие на электродах черного нагара свидетельствует о переобогащении смеси, а если нагар при этом еще имеет маслянистую консистенцию, следует подумать также о более детальной оценке степени износа внутренних компонентов двигателя.
Налет золотистого или серо-коричневого оттенка на изоляторе подтверждает исправность состояния двигателя и правильность компоновки воздушно-топливной смеси.
Сверьте вывернутую свечу с картой состояний, что позволит качественно оценить общее состояние двигателя.
Карта состояний свечей зажигания
Типичные повреждения свечей зажигания
Угольные отложения
Симптомы: Наличие сажи указывает на переобогащение топливно-воздушной смеси или слабую интенсивность искры. Вызывает пропуски зажигания, затрудняет запуск и приводит к нестабильности работы двигателя.
Рекомендации: Проверьте, не забит ли воздухоочиститель, не слишком ли высок уровень топлива в поплавковой камере, не заклинена ли воздушная заслонка и не слишком ли изношены контакты. Попробуйте использовать свечи с более длинным изолятором, что повышает сопротивляемость загрязнению.
Замасливание
Симптомы: Замасливание свечи вызывается износом маслоотражательных колпачков. Масло попадает в камеру сгорания через изношенные направляющие клапанов или поршневые кольца. Вызывает пропуски зажигания, затрудняет запуск и приводит к нестабильности работы двигателя.
Рекомендации: Произведите механические восстановите
Перегрев
Симптомы: Пористый, белый изолятор, эрозия электродов и отсутствие каких-либо отложений. Приводит к сокращению срока службы свечи.
Рекомендации: Проверьте соответствует ли требованиям Спецификаций калильное число установленных свечей, правильно ли выставлен угол опережения зажигания, не подается ли слишком бедная топливно-воздушная смесь, нет ли утечек вакуума впускного трубопровода и не заклинены ли клапаны. Проверьте так же уровень охладителя и не закупорен ли радиатор.
Слишком раннее зажигание
Симптомы: Электроды оплавлены. Изолятор имеет белый цвет, но может быть и загрязнен вследствие пропусков зажигания или попадания в камеры сгорания посторонних частиц. Может привести к выходу двигателя из строя.
Рекомендации: Проверьте калильное число установленных свечей, угол опережения зажигания, качество смеси (не слишком ли обеднена), не закупорена ли система охлаждения и нормально ли функционирует система смазки.
Электропроводящий глянец
Симптомы: Изолятор имеет желтоватый цвет и полированный вид. Говорит о внезапном повышении температуры в камерах сгорания при резком ускорении. Обычные отложения при этом оплавляются, приобретая вид лакового покрытия. Приводит к пропускам зажигания при высоких скоростях движения.
Рекомендации: Смените свечи (более холодные, при сохранении манеры езды).
Замыкание электродов
Симптомы: Отходы продуктов сгорания попадают в межэлектродное пространство. Твердые отложения скапливаются, образуя перемычку между электродами. Приводит к отказу зажигания в цилиндре.
Рекомендации: Удалите отложения из межэлектродного пространства.
Нормальное состояние свечи
Симптомы: Серо-коричневый цвет и легкий износ электродов. Калильное число свечей соответствует типу двигателя и общему его состоянию.
Рекомендации: При замене свечей устанавливайте свечи того же типа.
Пеплообразование
Симптомы: Мягкие коричневатого цвета отложения на одном или обоих электродах свечи. Источником их образования являются применяемые присадки к маслу и/или топливу. Чрезмерное накопление может привести к изоляции электродов и вызвать пропуски зажигания и нестабильную работу двигателя при ускорении.
Рекомендации: При быстром накоплении отложений поменяйте маслоотражательные колпачки, что предотвратит попадание масла в камеры сгорания. Попробуйте сменить марку топлива.
Износ
Симптомы: Скругление электродов с небольшим скоплением отложений на рабочем конце. Цвет нормальный. Приводит к затруднению запуска двигателя в холодную влажную погоду и повышению расхода топлива.
Рекомендации: Поменяйте свечи на новые, того же типа.
Детонация
Симптомы: Изоляторы могут оказаться сколотыми или треснутыми. К повреждению изолятора может привести также неаккуратная техника регулировки свечного зазора. Может привести к повреждению поршней.
Забрызгивание
Симптомы: После пропусков зажигания в течение длительного промежутка времени отложения могут разрыхляться при сохранении рабочей температуры в камере сгорания. При высоких скоростях отложения хлопьями отрываются от поршня и налипают на горячий изолятор, вызывая пропуски зажигания.
Рекомендации: Замените свечи или зачистите и установите на место старые.
Механические повреждения
Симптомы: Могут быть вызваны попаданием посторонних материалов в камеру сгорания или возникнуть при ударе поршня о слишком длинную свечу. Приводят к отказу функционирования цилиндра и к повреждению поршня.
Рекомендации: Удалите из двигателя посторонние частицы и/или замените.
В свечах с одним боковым электродом на первый план выходит фактор правильности установки межэлектродного зазора, величиной которого определяется интенсивность искрообразования и, как следствие, правильность воспламенения смеси и развития процесса ее сгорания во всех режимах эксплуатации двигателя. Установка межэлектродных зазоров должна производиться в соответствии с указаниями изготовителей свечей.
Составители настоящего Руководства солидарны с изготовителями Infiniti и не рекомендуют производить попытки восстановления штатно установленных свечей с платиновыми электродами путем зачистки последних и корректировки межэлектродного зазора.
Измерение величины межэлектродного зазора на свечах регулируемого типа производится при помощи специального щупа проволочного типа.
При корректировке следует подгибать только боковой электрод, — попытки деформации центрального электрода чреваты необратимым повреждением изолятора. Насадка для корректировки положения электрода обычно входит в комплект щупа.
Если для измерения свечного зазора применяется обычных щуп лезвийного типа, зазор можно считать отрегулированным правильно, когда лезвие(я) щупа проходят в него с легким сопротивлением.
1. Перед установкой свечи удостоверьтесь в том, что резьбовой наконечник (хвостовик) плотно навинчен, а резьба на корпусе и наружная поверхность свечи хорошо вычищены.
2. Вручную наживите одну из новых свечей в соответствующее отверстие в двигателе. Удостоверившись, что свеча не перекошена в резьбе, затяните ее с требуемым усилием (при наличии под рукой динамометрического ключа). Для облегчения процедуры наживления свечи натяните на ее хвостовик отрезок гибкого топливного шланга, — при этом исключается вероятность срыва резьбы, так как при малейшем закусывании шланг начнет попросту проворачиваться. Действуя в аналогичной манере, установите все оставшиеся свечи.
3. Прежде чем подсоединять к свечам зажигания ВВ провода, выполните процедуры обслуживания последних (см. ниже).
4. Подсоединение к свече ВВ провода осуществляется вращательно-поступательными движениями его наконечника, — последний должен плотно сесть на хвостовик свечи (обращайте внимание на маркировку проводов).
Проверка состояния свечных проводов
Проверку состояния ВВ электропроводки следует производить вне зависимости от того, производилась замена свечей зажигания, или нет.
1. Проверка начинается с внешнего осмотра изоляции проводов при работающем двигателе. Загоните автомобиль в темное помещение, запустите двигатель и удостоверьтесь в отсутствии искрообразования на проводах. Искрообразование является признаком пробоя изоляции. Старайтесь не прикасаться к движущимся компонентам в двигательном отсеке. Сделайте необходимые пометки по замене дефектных проводов, затем дайте двигателю остыть.
2. Проверка свечных проводов производится поочередно во избежание нарушения порядка их подсоединения при сборке. Обычно на изоляции фирменных проводов имеется соответствующая маркировка. В случае отсутствия таковой, нанесите ее самостоятельно при помощи скотча и маркера.
3. Отсоедините ВВ провод от свечи зажигания (лучше всего воспользуйтесь специальным инструментом). Ни в коем случае не тяните за сам провод, только за его наконечник.
4. Внимательно осмотрите внутренние стенки наконечника. Коррозия обычно проявляется в виде хрупкого коркообразного налета белого цвета.
5. Натяните наконечник обратно на хвостовик своей свечи, удостоверьтесь в плотности его посадки. В случае необходимости вновь снимите наконечник и подогните клеммы внутри резинового чехла.
6. Чистой ветошью протрите провод по всей его длине, полностью удалив с поверхности изоляции следы грязи и смазки. Осмотрите изоляцию провода на наличие трещин, следов прогара и прочих повреждений. Старайтесь не перегибать провод под острыми углами во избежание нарушения целостности жил проводника внутри изоляции.
7. Проверьте состояние контактов проводов со стороны распределителя зажигания, — вновь тяните только за наконечник.
Замену ВВ электропроводки следует производить комплектом, даже в случае выхода из строя лишь одного из проводов.
Даже при отличном состоянии системы зажигания, при за пуске в сырую погоду могут происходить сбои, — в случае необходимости опрыскайте элементы системы влагопоглощающим спреем, — спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров.