![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158000.jpg)
Самые тяжёлые времена для Сеата пришлись, как и для многих, на кризисный 2008 год. С тех пор компания пытается выбраться из финансовой ямы, в которую угодила. Темпы пока хоть и не ошеломляющие, но уверенные.
Когда в нашу редакцию пришло приглашение посетить завод компании SEAT в Мартореле, не было сомнений в том, кого туда отправить. Ведь главной целью поездки было знакомство с маркой. Как же знакомство? Это точно для меня выпал уникальный шанс посмотреть, что изменилось, какое будущее ждет испанцев на нашем рынке, после того как они попали в заботливые руки офиса Volkswagen. Своего рода второе свидание.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158001.jpg)
Нынешний глава российского представительства компании SEAT Роман Кузьмин до этого занимал должность директора по продажам Kia Motors. Первые полгода работы уже стали для Романа продуктивными — количество дилеров по всей стране возросло до 19, а впереди еще покорение новых территорий.
Перебежка в стан производителя случилась со мной два года назад. Именно в то время я почти год протрудилась PR-менеджером компании SEAT. Правда, тогда испанские автомобили на территории нашей страны реализовывались импортером Iberia Motor. Сказать, что дела шли ни шатко ни валко — не сказать ничего. До последнего момента мне казалось, что все дело в поляках, которые и занимались развитием испанского бренда у нас в стране. Однако уже в штаб-квартире, после первой пресс-конференции, состоявшейся сразу по приезду в Барселону, стало понятно, что не только они тому виной.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158002.jpg)
Перед вами старый завод испанцев — Zona Franca. Сейчас в этих зданиях располагаются штамповочные цеха и музей исторических автомобилей марки.
Вероятность увеличения в будущем количества Сеатов на российских дорогах сопряжена даже не с тем, что теперь продвижением будет заниматься непосредственно офис Volkswagen, а с отношением самих испанцев к нашему рынку. До голов горячих средиземноморских ребят дошла простая истина успеха и увеличения продаж: надо осваивать китайский и российский рынки. То, на чем уже давно «выехало» большинство автопроизводителей, теперь решили применить и сеатовцы.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158003.jpg)
Российский триколор перед штаб-квартирой — дань уважения приезду журналистов из нашей страны. Приятно, что уж греха таить. Однако вечером, когда наш автобус покидал территорию завода, краем глаза я заметила поднятый английский флаг. Похоже, на следующий день ждали гостей из Туманного Альбиона.
Помимо Поднебесной и нашей страны приоритетной называют и Мексику. Но такой курс на переориентацию был взят совсем недавно. Ведь когда два года назад я привозила сюда же в Барселону журналистов на тест универсала Seat Ibiza ST, ощущения, что в головном офисе Сеата заботятся о нашем рынке, не было. Теперь же в честь нашего приезда российский флаг развевается над штаб-квартирой по соседству с каталонским и испанским знаменами, а на пресс-конференции речь шла в основном о России.
На что будут делать упор для достижения популярности на нашем рынке? На дизайн. Испанцы утверждают, что, оставшись «немцами» внутри, их автомобили внешне гораздо более «горячие» и яркие, как и сами каталонцы. Но как донести это до российских потребителей? Непростая задача стоит перед нашими маркетологами. Нам, журналистам, удалось преодолеть этот путь осознания гораздо быстрее — ведь мы своими глазами увидели процесс производства, спортивное подразделение и исторические автомобили марки. Оказавшись там, понимаешь: заученная формулировка сеатовцев о немецких машинах с испанской душой — не пиар-ход, а чистая правда.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158004.jpg)
На испанском заводе в Мартореле есть вся инфраструктура — вплоть до собственной железной дороги. По ней новые автомобили отправляют непосредственно в порт Барселоны, откуда они начинают свой путь по странам.
Первый пункт остановки — сборочный цех компании. Стоит сразу сказать, что это не единственное предприятие фирмы в Испании. Завод в Мартореле был построен в 1993 году, первым же был Zona Franca, что совсем неподалеку от нынешнего международного аэропорта в Барселоне. Он и сейчас продолжает функционировать (там расположился штамповочный цех), но сердцем Сеата теперь, конечно, стал Марторель, где помимо испанских моделей собирается и кроссовер Audi Q3. В будущем на этот же конвейер встанет и соплатформенный паркетник Seat.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158005.jpg)
Нам удалось посмотреть только на производственные линии хэтчбека Seat Ibiza, да и то вся экскурсия ограничилась демонстрацией так называемой свадьбы — соединения шасси с кузовом.
На заводе первым делом обращает на себя внимание чистота. Сразу видно: педантичные немцы держат испанцев в узде. Несмотря на то что нам показали только те цеха, где всю работу выполняют роботы, заглянуть туда, где трудятся люди, тоже удалось. И там, надо сказать, все так же опрятно. Более опытные коллеги даже говорили, что это один из самых чистых заводов, который им приходилось видеть, сопоставимый с производственными линиями компании Audi в Ингольштадте. Штат сотрудников тоже далеко не испанский. 10 350 человек, что трудятся в Мартореле, — жители 50 различных стран мира. В основном это немцы, испанцы и англичане. Да что там завод, менеджмент тоже сплошь интернациональный. Взять, к примеру, хотя бы девушку Марту, которая нас опекала. Она родилась в Канаде, большую часть жизни прожила в Нью-Йорке и перебралась в Барселону всего пять лет назад, влюбившись в город и, конечно же, в горячего испанца.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158006.jpg)
Почти все производство на испанском заводе — роботизированное.
Что в перспективе ждет сеатовцев? Прогнозы неплохи, ведь испанцы уже оправились после кризиса 2008 года. С тех пор каждый новый год приносит увеличение продаж — пусть пока и небольшое. Руководство не прекращает вливания в завод, инвестиции на будущее — 555 млн евро. С 2011 года запущена программа SEAT al sol, принцип которой в накоплении энергии для жизнеобеспечения предприятия через солнечные батареи. Ими накрыты огромные площади парковки с готовой продукцией. Пока это только начало, вскоре все свободные пространства Мартореля будут сплошь в подобных тентах.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158007.jpg)
Идеальная модель — образец, по которому сверяют кузова для выявления брака.
Но не только производство вселяет надежды на успешное будущее, неплохие прогнозы есть и у автоспортивного подразделения компании. В небольшом здании здесь же по соседству со сборочными конвейерами расположился SEAT Sport. Несмотря на то что заводская команда ушла из чемпионата мира по кольцевым гонкам WTCC еще в 2010 году, работа в спортивном корпусе кипит вовсю. Ежегодно специалисты подготавливают до 100 гоночных автомобилей.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158008.jpg)
Подразделение SEAT Sport оставалось прибыльным и во времена безденежья компании.
Главными выпускниками автоспортивного подразделения, конечно же, являются хэтчбеки Seat Leon с 310-сильным двигателем под капотом, принимающие участие в кузовном чемпионате WTCC. Это и самые дорогие спортпрототипы, выходящие из этих стен. На доводку автомобиля уходит около тысячи человеко-часов, а финальная стоимость возрастает до 200 000 евро. Нам повезло, во время визита удалось посмотреть на боевые машины нашего отечественного гонщика Алексея Дудукало и его напарника Габриэля Тарквини. Уже вечером оба автомобиля должны были отправиться на очередной этап.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158009.jpg)
Но не на таких дорогостоящих спортпрототипах выживает подразделение, состоящее всего из 40 человек. Большим спросом пользуются хэтчбеки Seat Leon Supercopa и Seat Ibiza SC Trophy, предназначенные для участия в любительских соревнованиях и монокубках. Помимо этого целый павильон отведен под заводской тюнинг. Именно в это помещение попадают новые машины прямо с конвейера и за несколько часов обзаводятся новым оспортивленным обвесом. Таких заказов больше всего. Во время нашего пребывания, правда, в стенах SEAT Sport практически никто не работал, царила спокойная атмосфера. Сиеста?
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158010.jpg)
Сейчас у автоспортивного подразделения есть около 200 постоянных клиентов.
Та же умиротворенно-однообразная картина поджидала нас и на следующий день в музее Сеата. Точнее, в том месте, которое испанцы называют музеем. На деле этот ангар, где выставлена коллекция исторических автомобилей и шоу-каров, можно назвать хранилищем. Ни тематики в расстановке машин, ни света, ни даже опознавательных табличек... Без проводника тут не разобраться. Оно и понятно: музей закрыт для свободного доступа, необходимости в подобной инфраструктуре попросту нет.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158011.jpg)
В хранилище исторических машин марки SEAT с улицы не попасть. Да если и попадешь, то без гида не обойдешься: никакой информации об экспонатах нет.
Наблюдая за эволюцией компании, становится ясно — сами по себе испанцы не добились бы того, что у них есть. Вначале под опекой Фиата они успешно выпускали перелицованное семейство Panda, а спустя совсем немного времени, оказавшись в заботливых руках концерна Volkswagen, начали производство успешного во всех отношениях первого поколения Ибицы. Что характерно, только когда видишь весь модельный ряд в одном помещении, становится ясно, что клонами моделей Volkswagen Сеаты были не всегда. Но индивидуальность заметно подрастеряли.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/158012.jpg)
Это понимают и сами испанцы. Обещают: совсем скоро все изменится. У Сеата появится новое корпоративное лицо. Продемонстрировать это призван новый Леон, дебют которого состоится осенью на мотор-шоу в Париже. Мы уже видели фотографии хэтчбека, который бесспорно получился ярким и выразительным. Вот он — новый ДНК-код сеатовцев. Однако посмотрим, удастся ли одним только внешним видом проложить путь к сердцам и кошелькам россиян. Вероятнее всего, лишь за облик у нас покупать не будут. Все решат цены, которые станут известны ближе к старту продаж. Будем надеяться, что они окажутся вменяемыми, ведь пятидверки Leon заметно украсят дорожный поток.
Проникнуться атмосферой Испании и завода марки SEAT можно, посмотрев наш видеоролик.
Источник: drive.ru