Предупреждение! Пыль, образующаяся в результате износа накладок и скапливающаяся на компонентах тормозного механизма, может содержать опасный для здоровья асбест. Не выдувайте эту пыль с помощью сжатого воздуха и не вдыхайте её! Не используйте для удаления пыли растворители на основе бензина.
Примечание. Кроме проверок через установленные интервалы времени состояние тормозных механизмов следует проводить каждый раз при снятии колёс или при появлении признаков неисправности в тормозной системе.
Признаки неполадок в тормозной системе
Дисковые тормозные механизмы имеют встроенные индикаторы износа фрикционных накладок, сигнализирующие о том, что износ накладок достиг критической величины. При этом накладки следует поменять немедленно, иначе тормозные диски будут повреждены и им потребуется дорогостоящий ремонт.
Любой из перечисленных ниже признаков может указывать на потенциальный дефект тормозной системы:
- При выжимании педали тормоза автомобиль "уводит" в одну сторону;
- Тормозные механизмы при торможении издают скребущие или визжащие звуки;
- Педаль тормоза имеет чрезмерный ход;
- Педаль тормоза пульсирует (это нормально только при работе системы ABS);
- Наблюдаются утечки тормозной жидкости (обычно заметные на внутренней стороне шины или колеса).
В случае обнаружения хотя бы одного из этих признаков немедленно осмотрите тормозную систему.
Тормозные линии и шланги
Примечание. В тормозной системе в основном используются стальные тормозные трубки, за исключением гибких армированных шлангов у колёс. Регулярный осмотр всех этих линий очень важен.
1. Припаркуйте автомобиль на ровной площадке.
2. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки, после чего снимите колёса.
3. Проверьте все тормозные линии и шланги на наличие трещин и потёртостей в их наружном покрытии, утечек, вздутий и деформаций. Проверьте тормозные шланги в передней и задней частях автомобиля на наличие признаков размягчения, трещин, деформаций или износа в результате трения о другие детали. Проверьте все штуцерные соединения на наличие признаков утечек и удостоверьтесь в надёжности всего крепежа тормозных линий.
4. Согните руками в одну и другую стороны тормозной шланг, чтобы выявить повреждения. Скручивать шланги не следует.
5. Поверните рулевое колесо вправо и влево до упора. Удостоверьтесь, что шланги при этом не задевают за элементы конструкции автомобиля.
6. При обнаружении утечек жидкости из тормозных линий или их повреждений утечки следует немедленно устранить. За более подробным описанием процедуры ремонта тормозной системы обратитесь к Главе Тормозная система.
Проверка толщины тормозных колодок и дисков
1. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки, после чего снимите соответствующее колесо.
2. Проверьте толщину тормозных колодок и через отверстие в суппорте тормозного механизма.
3. Пределом износа колодки считается толщина 5.0 мм, в этом случае колодку следует заменить (см. Главу Тормозная система).
Примечание. Как правило, 1 мм износа фрикционной накладки тормозной колодки соответствует, как минимум, 1000 км пробега при неблагоприятных условиях эксплуатации. В обычных условиях накладки стираются намного медленнее.
4. В случае сомнения в правильности измерения снимите тормозные колодки и измерьте их толщину штангенциркулем. Если степень износа уже достигнута, замените тормозные колодки. Заменять следует все 4 колодки колёс одной оси, даже в том случае, если износилась только одна колодка.
5. Проверьте суппорты тормозного механизма на наличие утечек. При обнаружении утечек срочно отремонтируйте суппорт.
6. Визуально проверьте тормозные диски с внутренней и внешней стороны на наличие борозд, ржавчины, трещин, при необходимости замените диски.
7. Измерьте толщину тормозных дисков в нескольких местах с помощью микрометра или специального штангенциркуля. Можно также измерить толщину тормозного диска обычным штангенциркулем, подложив с каждой его стороны подкладку известной величины (например, две монеты), а затем вычтя из измеренного значения толщину подкладки.
8. Сравните минимальный из полученных результатов с требованиями Спецификаций к Главе Тормозная система. Если достигнута граница износа, замените обязательно оба тормозных диска колёс на одной оси. Тормозной диск также следует заменить и при больших трещинах или глубоких бороздах.
9. В заключение проверьте целостность индикаторов износа колодок и толщину башмаков стояночного тормоза. Замену башмаков рекомендуется производить, если через контрольное отверстие в диске видно 10 витков резьбы. Установите колёса и опустите автомобиль на землю.
Проверка и регулировка стояночного тормоза
Местоположение регулировочной гайки
1. Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и отпустите стояночный тормоз.
2. Автомобиль должен сдвигаться вручную, действие тормозов не должно ощущаться.
3. Взведите рычаг стояночного тормоза. Если колёса не блокируются после четырёх щелчков, отрегулируйте стояночный тормоз описанным ниже образом.
4. Снимите колёса и с помощью отвёртки выкрутите регулятор так, чтобы тормозной диск был заблокирован. Затем затяните регулятор до начала проворачивания тормозного диска. Повторите процедуру на втором заднем колесе.
5. Установите колёса.
6. Проверьте запас хода рычага стояночного тормоза. Для этого вывесите задние колёса и потяните рычаг до первого щелчка.
7. Затяните регулировочную гайку на рычаге стояночного тормоза, доступ к которой имеется через отверстие в центральной консоли до тех пор, пока тормоз не начнёт схватывать.
8. Отпустите стояночный тормоз и взведите его опять. После 1-4 щелчков колёса должны блокироваться.