Ниже описаны также некоторые специальные процедуры обслуживания, требующие выполнения дополнительных проверок уровней жидкостей. Регулярно заглядывайте под автомобиль, проверяя его на наличие признаков развития утечек рабочих жидкостей.
Составители настоящего Руководства рекомендуют производить проверку уровней основных рабочих жидкостей (двигательное масло, охлаждающая жидкость, жидкость омывания ветрового стекла, электролит батареи, жидкость системы гидроусиления руля) на регулярной основе, не реже через каждые 7500 км пробега. Остальных — в соответствии с графиком ТО (см. График текущего обслуживания).
Различные гидравлические жидкости играют роль рабочих тел в системах смазки, охлаждения, торможения, сцепления, отопления и кондиционирования воздуха, омывания стекол и т.д. Ввиду того, что все жидкости с течением времени подвержены разжижению и выработке, а также в ходе нормального функционирования систем постепенно загрязняются, необходимо периодически производить их полную замену. Прежде чем приступать к корректировке уровня или замене, ознакомьтесь со списком рекомендованных к использованию в автомобиле сортов жидкостей (см. Спецификации).
При проверке уровней жидкостей автомобиль должен быть запаркован на ровной горизонтальной площадке, по возможности с твердым покрытием.
Двигательное масло
Визуальный контроль утечек
При замасленном двигателе и большом расходе масла проверьте места наиболее вероятного развития утечек.
- Откройте крышку заливной горловины и проверьте уплотнение на наличие трещин или повреждений;
- Вентиляция картера: Например, вентиляционный шланг, идущий от крышки головки цилиндров к воздухозаборнику;
- Прокладка крышки головки цилиндров;
- Прокладка головки цилиндров;
- Сливная пробка поддона картера (уплотнительное кольцо/ шайба);
- Прокладка масляного фильтра;
- Прокладка поддона картера;
- Передний и задний сальники коленчатого вала.
Так как при наличии неплотностей масло распространяется по большой поверхности двигателя, места утечек сразу определить сложно. Для обнаружения утечек действуйте следующим образом.
1. Заверните генератор в полиэтилен. Опрыскайте двигатель обычным холодным очистителем и через непродолжительное время промойте водой на автомойке.
2. Стыки компонентов двигателя посыпьте снаружи известью или тальком.
3. Проверьте уровень масла, при необходимости долейте.
4. Сделайте пробную поездку. Так как разогретое масло имеет меньшую вязкость и быстрее выступает в местах утечек, совершите короткую поездку на расстояние около 30 км по скоростной трассе.
5. В заключение исследуйте двигатель с помощью лампы и локализуйте места утечек, устранив неисправности.
Проверка уровня
Проверка уровня двигательного масла производится при помощи измерительного щупа, продетого в направляющую трубку и опускаемого в двигатель до нижней точки поддона его картера. Местоположение измерительного щупа в двигательном отсеке — см. иллюстрацию Схема расположения подлежащих проверке компонентов двигательного отсека.
Проверка уровня масла должна производиться перед первой в текущий день поездкой, либо спустя около 15 минут после остановки двигателя. Если выполнить проверку немедленно после выключения двигателя, результаты ее не будут адекватно отражать ситуацию, так как часть масла окажется распределенной по внутренним галереям и компонентам двигателя.
1. Извлеките измерительный щуп из направляющей трубки и насухо протрите его лезвие чистой ветошью или бумажным полотенцем. Вставьте щуп обратно в трубку до упора, затем вновь извлеките. Осмотрев лезвие щупа, оцените величину смоченного маслом участка. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками на лезвии щупа. В случае необходимости долейте в двигатель соответствующее количество масла требуемого сорта.
2. Для подъема уровня от нижней (L) отметки на щупе до верхней (Н) требуется чуть меньше одного литра масла. Опускание уровня за пределы нижней границы допустимого диапазона ведет к развитию масляного голодания двигателя, чреватого серьезными механическими повреждениями последнего. Старайтесь также не переливать масло выше верхней отметки, так как это может привести к забрасыванию свечей зажигания или выходу из строя сальников силового агрегата в результате чрезмерного повышения давления.
3. Для того чтобы залить масло в двигатель необходимо снять оборудованную резьбой крышку заливной горловины (см. иллюстрацию Схема расположения подлежащих проверке компонентов двигательного отсека). Во избежание разбрызгивания масла во время заправки его в двигатель воспользуйтесь воронкой, либо масленкой с длинным носиком. Залив масло, наверните и прочно затяните крышку заливной горловины, затем запустите двигатель и внимательно осмотрите на наличие признаков утечек сливную пробку и сопрягаемую с блоком поверхность масляного фильтра. Заглушите двигатель, обождите около 15 минут, в течение которых масло сольется в поддон, затем еще раз проверьте его уровень.
Проверка уровня моторного масла является важной профилактической процедурой обслуживания двигателя. Постоянное снижение уровня свидетельствует о наличии утечек масла в результате выхода из строя сальников, повреждения уплотнительных прокладок, износа поршневых колец или направляющих втулок клапанов. Если масло по цвету или консистенции напоминает молоко, либо в нем присутствуют капли воды, это говорит о возможном повреждении прокладки головки цилиндров, либо образовании трещин в теле головки(ок) или блока. Проверка должна быть произведена без промедления. Во время измерения уровня масла всегда проверяйте также его состояние. Большим и указательным пальцами снимите с лезвия щупа следы масла, — в случае присутствия в нем мелких металлических частиц масло подлежит замене (см. Замена двигательного масла и масляного фильтра).
Охлаждающая жидкость двигателя
Предупреждение! Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода. Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре, без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями. Во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!
В последнее время были разработаны нетоксичные сорта антифриза, тем не менее, они также должны утилизироваться в организованном порядке.
Автомобили Infiniti оборудованы стандартной системой охлаждения компенсационного типа, работающей при избыточном давлении. Изготовленный из полупрозрачной пластмассы расширительный бачок системы охлаждения расположен в левом переднем углу двигательного отсека вплотную к батарее (см. иллюстрацию Схема расположения подлежащих проверке компонентов двигательного отсека) и соединен переливным шлангом с основанием заливной горловины радиатора. При прогреве двигателя охлаждающая жидкость расширяется, и ее избыток перетекает через клапан, вмонтированный в крышку заливной горловины радиатора, в расширительный бачок. По мере остывания, жидкость возвращается по шлангу обратно в радиатор, что позволяет постоянно поддерживать в норме ее уровень в системе.
Внимание! Ни в коем случае не снимайте крышку с заливной горловины радиатора/ расширительного бачка при горячем двигателе! На заводе-изготовителе в систему заливается высококачественный антифриз, содержащий антикоррозионные присадки.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке проверяется на регулярной основе и при холодном двигателе не должен опускаться ниже отметки MIN на стенке изготовленного из полупрозрачной пластмассы резервуара. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, долив в бачок требуемое количество свежей смеси.
Внимание! Для корректировки уровня жидкости используйте только требуемого состава смесь этиленгликоля и дистиллированной воды (примерно 50/50), не замерзающей при температурах до -30°С. Помните, что частое применение для данной цели простой воды приводит к постепенному разжижению антифриза и утрачиванию смесью морозостойкости и антикоррозионных свойств. Не следует также злоупотреблять различного типа присадками.
Постоянное падение уровня охлаждающей жидкости обычно свидетельствует о развитии утечек в системе. Проверьте на наличие следов утечек радиатор, соединительные шланги, крышку заливной горловины, сливные пробки и корпус водяного насоса. Если никаких признаков утечек выявить не удается, следует произвести проверку крышки радиатора давлением в условиях мастерской автосервиса.
Внимание! Ни в коем случае не снимайте крышку с радиатора/ расширительного бачка при горячем двигателе!
При необходимости снятия крышки радиатора дождитесь полного остывания двигателя, затем обмотайте горловину толстым слоем ветоши и медленно отверните крышку до первого упора. Если при этом происходит выброс пара, дайте двигателю еще немного остыть, лишь после этого окончательно снимайте крышку.
Помимо уровня всегда проверяйте также состояние охлаждающей жидкости, — она должна быть относительно прозрачной. Если охлаждающая жидкость окрашена в красновато-коричневый цвет ржавчины, система охлаждения должна быть опорожнена, промыта и заправлена свежей смесью антифриза с водой. Даже если жидкость внешне не подвергается никаким изменениям, входящие в ее состав ингибиторы коррозии с течением времени подвергаются выработке, поэтому охлаждающая жидкость должна заменяться регулярно в соответствии с Графиком текущего обслуживания автомобиля (см. График текущего обслуживания).
Старайтесь не допускать попадания антифриза на открытые участки кожи или окрашенные поверхности кузовных компонентов. Случайные брызги немедленно смывайте обильным количеством воды.
Жидкость для омывания ветрового стекла
Жидкость для омывания ветрового стекла заливается в специальный изготовленный из пластмассы резервуар, расположенный в правом переднем углу двигательного отсека, впереди аккумуляторной батареи (см. иллюстрацию Схема расположения подлежащих проверке компонентов двигательного отсека). В регионах с умеренным климатом в качестве жидкости для омывания стекла может использоваться чистая вода, однако не следует заполнять резервуар более чем на 2/3 с целью компенсации расширения воды при ее замерзании во время заморозков. При эксплуатации автомобиля в суровых климатических условиях использовать только патентованные стеклоочистители, обеспечивающие соответствующее снижение точки замерзания жидкости. Во избежание обмерзания стекла при омывании в холодную погоду предварительно прогревайте его путем обдува пропущенным через теплообменник отопителя воздухом.
Внимание! Правила компоновки смеси обычно отпечатаны этикетке тары. Ни в коем случае не применяйте для добавления в жидкость омывания стекол используемый в системе охлаждения антифриз, — последний агрессивен по отношению к лакокрасочному покрытию кузовных панелей!
Крышка резервуара оборудована встроенной мерной трубкой, изготовленной из прозрачного материала. Для проверки уровня жидкости в резервуаре, заткните пальцем отверстие в крышке и снимите последнюю с заливной горловины. Если жидкость в трубке отсутствует, следует залить в резервуар свежую смесь.
Электролит аккумуляторной батареи
Корпус штатно устанавливаемой батареи изготовлен из полупрозрачной пластмассы и оснащен мерными линиями проверки уровня электролита.
Если уровень электролита опускается ниже отметки MIN, следует произвести его корректировку, долив в каждую из банок батареи соответствующее количество дистиллированной воды через оборудованные пробками горловины.
Если по какой-либо причине батарея была заменена на непрозрачную, проверка уровня электролита производится путем выворачивания контрольных/ заливных пробок, — электролит должен полностью скрывать пластины ламелей.
Особенно внимательно следует следить за уровнем электролита в теплое время года.
Внимание! Для корректировки уровня электролита следует использовать только дистиллированную воду!
Гидравлическая жидкость тормозной системы
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) закреплен на блоке сервопривода вакуумного усилителя тормозов (см. иллюстрацию Схема расположения подлежащих проверке компонентов двигательного отсека) слева на задней переборке двигательного отсека. Резервуар гидравлической жидкости закреплен непосредственно на ГТЦ.
Уровень жидкости внутри резервуара хорошо просматривается сквозь его полупрозрачные стенки и должен поддерживаться между отметками MIN и МАХ, не доходя до верхней на 8—9 мм.
В случае необходимости корректировки уровня жидкости тщательно протрите крышку соответствующего резервуара и поверхность вокруг нее чистой ветошью во избежание попадания в гидравлическую систему грязи.
При заливании жидкости в резервуар следите за тем, чтобы она не разбрызгивалась на окружающие окрашенные поверхности кузовных элементов. Добавляйте в каждую из систем только жидкость DOT 3 (см. Спецификации), — смешивание двух жидкостей различного сорта ни в коем случае недопустимо и может привести к отказу соответствующей системы!
Внимание! Тормозная жидкость в высшей степени химически агрессивна, — не допускайте попадания ее в глаза и на окрашенные поверхности кузовных панелей! Не используйте для добавления в систему гидравлическую жидкость, простоявшую более одного года, либо хранившуюся в неплотно закрытой таре. Помните, что тормозная жидкость является очень гигроскопичной, т.е. обладает способностью впитывать влагу из воздуха, в результате чего эффективность функционирования тормозной системы может опасно снижаться!
На этапе корректировки уровня следует также внимательно проверить состояние жидкости и внутренних стенок резервуара. В случае выявления грязевых отложений, твердых посторонних частиц или капель воды система должна быть опорожнена, заправлена свежей гидравлической жидкостью и прокачана.
После того как резервуар будет заполнен до требуемого уровня, плотно затяните его крышку.
Помните, что уровень гидравлической жидкости в резервуаре ГТЦ по мере срабатывания фрикционных накладок тормозных колодок постепенно опускается, однако это снижение всегда очень незначительно. Если жидкость приходится доливать слишком часто, следовательно, в системе имеет место утечка, источник которой должен быть без промедления выявлен, а причина устранена, — внимательно осмотрите все тормозные линии и их штуцерные соединения, включая суппорты, колесные цилиндры и сервопривод вакуумного усилителя (подробнее см. Проверка тормозной системы). Падение уровня жидкости в резервуаре гидропривода сцепления свидетельствует о развитии утечек в тракте, включая исполнительный цилиндр.
Если в ходе проверки уровня жидкости выявится тот факт, что его резервуар практически опустошен весь тормозной тракт должен быть полностью прокачан.
Жидкость системы гидроусиления руля
Резервуар жидкости системы гидроусиления руля расположен в задней части двигательного отсека (см. иллюстрацию Схема расположения подлежащих проверке компонентов двигательного отсека).
Крышка резервуара оборудована встроенным измерительным щупом. На лезвие щупа нанесено две мерных шкалы, — одна (COLD) для проверки холодной жидкости (0—30°С), вторая (HOT) — горячей (50—80°С). Порядок проверки стандартный для всех измерений при помощи щупов.
Старайтесь не допускать выхода уровня жидкости за пределы нижней границы допустимого диапазона.
В случае необходимости произведите соответствующую корректировку уровня, долив в горловину резервуара гидравлическую жидкость требуемого сорта (типа Nissan PSF II).
Старайтесь не переливать жидкость выше допустимой границы по соответствующей шкале щупа.
Если необходимость в корректировке уровня жидкости возникает регулярно и часто, проверьте на наличие признаков утечек рулевой насос, картер рулевого механизма, а также все соединительные линии гидравлического тракта системы и их штуцерные соединения.
ATF
Правильность уровня ATF является одним из критических эксплуатационных параметров автомобилей, оборудованных АТ. Чрезмерное падение уровня ATF может привести к пробуксовке гидротрансформатора, тогда как чрезмерное количество жидкости ведет к ее вспениванию, образованию утечек и чревато выходом трансмиссии из строя.
Проверка уровня ATF должна производиться при разогретой до нормальной рабочей температуры трансмиссии (порядка 5 минут пробега, 50—80°С).
Внимание! Не следует производить проверку уровня ATF сразу после эксплуатации автомобиля на высоких скоростях, в условиях городского цикла в жаркую погоду, либо после буксировки прицепа, — предварительно дайте жидкости остыть в течение около 30 минут!
1. Запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием, прочно взведите стояночный тормоз. Если двигатель холодный, запустите его и прогрейте до нормальной рабочей температуры на холостых оборотах. При работающем двигателе выжмите педаль ножного тормоза и поочередно проведите рычаг селектора АТ через все положения, в заключение, вернув его в положение «Р».
2. Не останавливая двигатель, извлеките из направляющей трубки измерительный щуп (см. иллюстрацию Схема расположения подлежащих проверке компонентов двигательного отсека).
3. Пальцами снимите с лезвия щупа следы ATF и на ощупь оцените ее состояние.
4. Тщательно протрите лезвие чистой ветошью и введите щуп обратно в направляющую трубку, плотно посадив пробку на срез трубки.
5. Вновь извлеките щуп и по длине смоченного участка лезвия с соответствующей стороны лезвия щупа определите уровень ATF в картере трансмиссии. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, через воронку добавив в трансмиссию жидкость требуемого сорта (типа Nissan Matic «D», DexronТМ III или MerconТМ) — заливайте ATF непосредственно в горловину направляющей трубки измерительного щупа.
Для подъема уровня ATF от нижней границы рабочего диапазона щупа до верхней требуется около 0.6 л жидкости — добавляйте ATF небольшими порциями в несколько приемов, каждый раз проверяя уровень.
Одновременно с уровнем следует проверять также и состояние ATF. Если жидкость, смачивающая конец лезвия щупа имеет темный красно-коричневый оттенок, либо пахнет гарью, ATF следует заменить. При отсутствии уверенности в правильности оценки состояния трансмиссионной жидкости сравните ее по цвету и запаху со свежей ATF.