Основополагающим шагом при выявлении причин любого отказа является выбор точки начала поисков. Часто причина оказывается лежащей на поверхности, однако в некоторых случаях приходится потрудиться, проводя небольшое расследование. Автолюбитель, произведший полдюжины случайных проверок, замен и исправлений вполне имеет шанс обнаружить причину отказа (или его симптом), однако такой подход никак нельзя назвать разумным, ввиду его трудоемкости и бесцельности затрат времени и средств. Гораздо эффективнее оказывается спокойный логический подход к поиску вышедшего из строя узла или компонента. Обязательно следует принять во внимание все предшествовавшие поломке, иногда незначительные, симптомы и настораживающие сигналы, такие как потеря развиваемой двигателем мощности, изменение показаний измерителей, возникновение необычных звуков и запахов, и т.п. Не забывайте, что выход из строя таких компонентов, как предохранители или свечи зажигания могут являться лишь симптомом более глубоко скрытого нарушения.
Ниже в данном подразделе приведена достаточно простая схема диагностики наиболее часто встречающихся отказов. Причины нарушений и их симптомы сгруппированы по признаку отношения к функционированию какого-либо конкретного агрегата или системы: «Двигатель», «Система охлаждения» и т.д. В скобках приводятся ссылки на соответствующие Главы и разделы Руководства, имеющие отношение к функционированию подозреваемых в неисправности компонентов.
Вне зависимости от природы отказа в основу расследования его причины всегда кладутся одинаковые базовые принципы:
Удостоверьтесь в правильности определения симптомов отказа. Сказанное означает уверенность в определении границ района поисков, что особенно важно при помощи в диагностике отказа другому автолюбителю, который не может адекватно изложить симптомы имеющего место нарушения.
Старайтесь не проглядеть очевидные нарушения. Например, если двигатель не запускается, не стесняйтесь проверить наличие топлива в бензобаке (при этом не следует принимать на веру утверждения владельца неисправного автомобиля). В случае отказа электрооборудования в первую очередь следует проверить состояние и надежность крепления клеммных соединений электропроводки, лишь после этого имеет смысл доставать диагностические приборы.
Старайтесь устранить причину отказа, а не его симптом. Замена разряженной батареи новой поможет произвести запуск двигателя, однако имеющая место причина разрядки старой батареи останется неустраненной, что приведет к быстрому выходу из строя и новой. Также замена забросанных маслом свечей зажигания позволит восстановить на некоторое время исправность функционирования двигателя, однако отказ непременно вскоре повторится (если причина лежала не просто в применении свечей не того типа).
Не принимайте на веру никакие утверждения. Помните, что «новый» компонент также может оказаться неисправным, в особенности если он долгое время пролежал в багажнике — не следует исключать компонент из списка проверяемых лишь по той причине, что он является новым или недавно установлен. В случае пренебрежения выполнением данной рекомендации не следует удивляться, когда выявленная, наконец, причина отказа окажется лежавшей на поверхности с самого начала.
Диагностика отказов и причин снижения эффективности отдачи двигателя
Двигатель не проворачивается при попытке его запуска
- Окислены полюсные клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников проводов (см. Главу Текущее обслуживание).
- Разряжена или неисправна батарея .
- АТ не переведена в положение «Р» или «N».
- Оборвана, или иным образом повреждена электропроводка цепи системы запуска, либо ослабло крепление клемм контактных соединений.
- Приводная шестерня стартера заклинена в зубчатом венце приводного диска.
- Вышло из строя тяговое реле стартера.
- Неисправен электромотор стартера.
- Неисправен выключатель зажигания.
- Обломаны или изношены зубцы приводной шестерни стартера или зубчатого венца приводного диска.
- Двигатель заклинен. Попытайтесь провернуть его вручную за болт шкива коленчатого вала.
Двигатель проворачивается, но не запускается
- Пуст топливный бак.
- Разряжена батарея (двигатель проворачивается слишком медленно).
- Окислены полюсные клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников проводов.
- Нарушена проходимость топливных линий, неисправен бензонасос, либо заблокированы вентиляционные патрубки топливного бака.
- Неисправны компоненты распределителя зажигания.
- Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами двигателя компрессионное давление.
- Неисправны гидравлические толкатели клапанов.
- В топливо попала вода.
- Неисправна катушка зажигания.
- Неисправен инжектор(ы) впрыска.
- Увлажнены или повреждены компоненты системы зажигания.
- Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров.
- Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы запуска, либо ослабло крепление клемм контактных соединений.
- В результате ослабления крепежа распределителя нарушены установки угла опережения зажигания.
- Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы зажигания, ослабло крепление клемм контактных соединений, либо неисправна катушка зажигания.
- Установки фаз газораспределения нарушены в результате износа компонентов привода ГРМ.
- Оборван газораспределительный ремень, либо ослабло усилие его натяжения.
Затруднен запуск холодного двигателя
- Разряжена батарея.
- Окислены полюсные клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников проводов.
- Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров.
- Неисправна система подачи топлива.
- Имеют место утечки топлива через инжектор(ы) впрыска.
- Имеют место пробои бегунка распределителя в виде угольных дорожек.
- Упало компрессионное давление.
Затруднен запуск горячего двигателя
- Загрязнен фильтрующий элемент воздухоочистителя, либо иным образом нарушена его проходимость.
- Неисправна система питания (топливо не поступает в инжекторы впрыска).
- Окислены клеммные соединения батареи (особенно масса).
- Нарушено качество заземления силового агрегата.
- Неисправен датчик CMP в распределителе зажигания.
- Нарушена исправность функционирования системы впрыска или управления двигателем.
- Неисправна система улавливания топливных испарений (EVAP).
- Упало компрессионное давление.
Ввод стартера в зацепление затруднен, либо сопровождается посторонними шумами
- Обломаны или изношены зубцы приводной шестерни стартера или зубчатого венца приводного диска.
- Ослабли или выпали болты крепления стартера.
- Изношены или повреждены внутренние компоненты стартера.
Двигатель запускается, но сразу глохнет
- Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы зажигания, либо ослабло крепление клемм контактных соединений на распределителе, катушке зажигания или генераторе (см. Главу Системы запуска и заряда).
- Имеет место топливное голодание инжектора(ов) впрыска.
- Имеют место потери разрежения.
- Нарушена установка оборотов холостого хода.
- Имеют место утечки всасываемого воздуха, либо повреждены вакуумные линии.
За время парковки под двигателем образуются потеки масла
- Имеют место утечки через прокладку поддона картера, либо сливную пробку.
- Имеет место утечки через посадочное уплотнение датчика выключателя давления масла.
- Имеют место утечки через прокладки головок цилиндров.
- Имеют место утечки через сальники валов двигателя.
- Имеют место утечки в масляном насосе.
Нарушена стабильность оборотов холостого хода
- Имеют место потери разрежения.
- Неисправен клапан системы рециркуляции отработавших газов (EGR).
- Нарушена проходимость клапана PCV.
- Заблокирован фильтрующий элемент воздухоочистителя.
- Бензонасос не обеспечивает требуемый расход топлива.
- Нарушена герметичность прокладки головки цилиндров .
- Изношен ремень привода ГРМ.
- Изношены рабочие выступы кулачков распределительного вала(ов).
- Неисправны гидравлические толкатели.
- Клапаны прогорели, либо неплотно прижимаются к седлам.
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Нарушена исправность функционирования системы зажигания.
- Нарушена исправность функционирования термостатического воздухоочистителя.
- Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров.
- Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление.
- Нарушена проходимость инжектора(ов) впрыска.
- Нарушена установка оборотов холостого хода.
Имеют место пропуски зажигания на холостых оборотах
- Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров.
- Неисправны ВВ провода свечей зажигания.
- Увлажнены или повреждены компоненты системы зажигания (распределитель).
- Имеет место короткое замыкание в цепи зажигания (катушка или свечи).
- Неисправны компоненты системы снижения токсичности, либо нарушена их проходимость.
- Нарушена проходимость топливного фильтра, либо загрязнено топливо.
- Имеют место потери разрежения.
- Нарушены установки оборотов или качества смеси холостого хода.
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление.
- Нарушена проходимость топливных инжекторов.
Пропуски зажигания имеют место при движении на передаче
- Нарушена проходимость топливного фильтра/ соединительного тракта системы питания.
- Упало давление топлива.
- Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров.
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Треснута крышка распределителя зажигания, нарушена надежность крепления контактных соединений ВВ проводов, либо имеют место внутренние дефекты распределителя.
- Имеет место «пробой» в ВВ свечных проводах.
- Неисправны компоненты систем снижения токсичности отработавших газов.
- Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление.
- Неисправна система зажигания, либо ослабли контактные соединения ее электропроводки.
- Имеют место потери разрежения.
- Неисправен топливный насос, либо упал развиваемый им напор.
- Нарушена вентиляция топливного бака.
Чрезмерно высоки обороты холостого хода
- Нарушена плавность хода привода дроссельной заслонки.
- Нарушена установка оборотов холостого хода.
- Имеют место утечки во впускном воздушном тракте.
- Нарушена исправность функционирования системы управления двигателем.
Батарея не «держит» заряд
- Изношен приводной ремень генератора, либо нарушена регулировка усилия его натяжения.
- Окислены полюсные клеммы, либо ослабло крепление на них наконечников проводов.
- Упал уровень электролита в банках.
- Генератор не выдает требуемый ток заряда.
- Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы заряда, либо ослабло крепление клемм контактных соединений.
- Происходит разрядка батареи вследствие короткого замыкания в бортовой электропроводке.
- Имеет место внутренний дефект батареи.
Контрольная лампа зажигания/ заряда продолжает гореть при работающем двигателе
- Имеет место внутренний дефект генератора или регулятора напряжения.
- Изношен или оборван приводной ремень генератора, либо нарушена регулировка усилия его натяжения.
- Изношены, заклинены или загрязнены щетки генератора.
- Ослабли или сломаны щеточные пружины генератора.
- Оборвана электропроводка контура заряда, либо ослабло крепление клеммных соединений.
Контрольная лампа зажигания/ заряда не загорается при повороте ключа в положение ON
- Перегорела нить накаливания.
- Неисправна печатная плата комбинации приборов, либо ламподержатель.
- Неисправен генератор.
Имеют место пропуски зажигания во время движения
- Нарушена проходимость топливного фильтра, либо загрязнено топливо.
- Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров.
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Треснута крышка распределителя, нарушено качество контактных соединений ВВ проводов, либо имеет место внутренний дефект распределителя зажигания.
- Повреждены свечные провода.
- Нарушена исправность функционирования компонентов системы снижения токсичности отработавших газов.
- Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление.
- Неисправна катушка зажигания.
- Нарушена исправность функционирования системы зажигания.
- Имеют место потери разрежения во впускном трубопроводе, либо через соединительные вакуумные шланги.
- Нарушена проходимость инжекторов впрыска.
- Имеют место утечки в клапане EGR.
- Нарушена установка оборотов холостого хода.
Стабильность оборотов двигателя нарушается во время акселерации
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Нарушена исправность функционирования системы зажигания.
- Нарушена проходимость инжекторов впрыска.
- Упало давление топлива в результате нарушения исправности функционирования бензонасоса или проходимости топливных линий.
- Нарушена исправность функционирования инжекторов впрыска, либо системы управления двигателем.
- Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров.
- Ослабло крепление разъема(ов) электропроводки инжектора(ов) впрыска.
- Нарушена проходимость топливного фильтра.
- Имеют место утечки воздуха во впускном тракте.
- Нарушена исправность функционирования системы EGR.
Двигатель работает рывками при удерживаемой неподвижно педали акселератора
- Имеют место утечки воздуха во впускном тракте.
- Неисправен бензонасос, либо регулятор давления топлива.
- Ослабло крепление разъема(ов) электропроводки инжектора(ов) впрыска.
- Имеют место нарушения функционирования системы управления двигателем.
Двигатель самопроизвольно глохнет
- Нарушена установка оборотов холостого хода.
- Нарушена проходимость топливного фильтра, либо в систему питания попала влага.
- Увлажнены или повреждены компоненты системы зажигания (распределитель и ВВ провода).
- Неисправны компоненты систем снижения токсичности отработавших газов.
- Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров.
- Неисправны ВВ провода свечей зажигания.
- Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги.
- Неисправны гидротолкатели клапанов.
- Неисправен топливный насос, либо упал развиваемый им напор.
- Нарушена вентиляция топливного бака, либо заблокированы бензопроводы.
- Нарушена исправность функционирования системы впрыска или управления двигателем.
Упала развиваемая двигателем мощность
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Имеет место чрезмерный люфт вала распределителя зажигания.
- Изношен бегунок распределителя, его крышка, ВВ свечные провода или катушка зажигания.
- Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров.
- Неисправна система впрыска топлива.
- Заблокирован фильтрующий элемент воздухоочистителя.
- Заклинены тормоза.
- Упал уровень ATF в АТ.
- Неисправна АТ.
- Нарушена проходимость топливного фильтра, либо в систему питания попала влага.
- Нарушена исправность функционирования системы EGR.
- Автомобиль заправлен нестандартным топливом.
- Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление.
- Заблокирована система выпуска отработавших газов.
- Неисправен топливный насос, либо упал развиваемый им напор.
- Имеют место утечки во впускном воздушном тракте.
- Нарушена исправность функционирования системы впрыска или управления двигателем.
Происходят «выстрелы» в выпускном тракте
- Нарушена исправность функционирования системы EGR.
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Нарушена исправность функционирования термостата воздухоочистителя.
- Имеют место потери разрежения.
- Неисправны гидротолкатели клапанов.
- Повреждены клапанные пружины, либо произошло «залипание» клапанов.
- Имеют место утечки во впускном воздушном тракте.
- Имеет место неисправность во вторичном (ВВ) контуре системы зажигания (свечные изоляторы, ВВ провода, крышка/ бегунок распределителя и т.п.).
- Неисправна система впрыска топлива.
Двигатель работает рывками при удерживаемой неподвижно педали акселератора
- Имеют место утечки воздуха во впускном тракте.
- Неисправен бензонасос.
- Ослабло крепление разъема(ов) электропроводки инжектора(ов) впрыска.
- Имеют место нарушения функционирования системы управления двигателем.
Во время акселерации или при повышении нагрузки на двигатель возникают стуки, вызываемые слишком ранним зажиганием или детонацией
- Заправлено топливо не того сорта.
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Имеет место чрезмерное нагарообразование в камерах сгорания.
- Установлены нестандартные свечи зажигания.
- Неисправна система впрыска топлива.
- Повреждены ВВ провода.
- Изношены или повреждены компоненты распределителя.
- Нарушена исправность функционирования клапана EGR.
- Имеют место потери разрежения.
- Неисправен датчик детонации.
Двигатель продолжает работать после выключения зажигания (дизель-эффект)
- Имеют место утечки в инжекторах.
- Выставлены чрезмерно высокие обороты холостого хода.
- Чрезмерно высока рабочая температура двигателя.
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Имеет место чрезмерное нагарообразование на днищах поршней.
- Происходит «залипание» клапанов.
- Неисправны гидротолкатели клапанов.
- Нарушена исправность функционирования системы EGR.
Имеет место падение давления двигательного масла
- Упал уровень масла, либо заправлено масло не того сорта.
- Изношены подшипники двигателя и/или масляный насос.
- Имеет место перегрев двигателя.
- Заблокирован масляный фильтр.
- Нарушена проходимость сетчатого фильтра маслозаборника.
- Выставлены чрезмерно низкие обороты холостого хода.
- Произошло короткое замыкание в косе электропроводки.
- Неисправен измеритель давления масла.
Чрезмерен расход двигательного масла
- Ослабла сливная пробка поддона картера.
- Ослабли болты крепления поддона, либо повреждена его уплотнительная прокладка.
- Ослабли болты крепления передней крышки, либо повреждена ее уплотнительная прокладка.
- Поврежден передний или задний сальник коленчатого вала.
- Ослабли болты крепления крышки головки цилиндров, либо повреждена ее уплотнительная прокладка.
- Ослабла посадка масляного фильтра.
- Ослабло усилие затягивания датчика-выключателя давления масла.
- Имеет место чрезмерный износ поршней или цилиндров.
- Изношены или повреждены поршневые кольца .
- Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки впускных и/или выпускных клапанов.
- Изношены стержни клапанов.
- Изношены или повреждены направляющие втулки клапанов.
Чрезмерен расход топлива
- Загрязнен фильтрующий элемент воздухоочистителя или иным образом нарушена его проходимость.
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Нарушена установка оборотов холостого хода.
- Имеют место утечки в топливном тракте.
- Нарушена проходимость инжекторов.
- Нарушена исправность функционирования системы впрыска топлива или управления двигателем.
- Нарушена исправность функционирования систем снижения токсичности.
- Недостаточно давление накачки шин, либо установлены колеса не того типоразмера.
- «Прихвачены» тормоза.
Имеют место утечки топлива (в салоне и вблизи автомобиля отчетливо пахнет бензином)
- Повреждены механически или в результате развития коррозии топливный бак, бензопроводы или их штуцерные соединения.
- Топливный бак переполнен.
- Заблокирован фильтр угольного адсорбера системы EVAP.
- Имеют место утечки в тракте системы EVAP.
- Повреждены или чрезмерно изношены внутренние компоненты инжекторов.
- Нарушена исправность функционирования системы впрыска топлива.
Различного рода шумы, возникающие при работе двигателя
- Громкий глухой стук, чаще возникающий при акселерации, указывает на износ или повреждение коренных подшипников, либо неравномерный износ коленчатого вала.
- Аналогичный описанному выше, но несколько более высокочастотный, звук, также чаще возникающий при акселерации, говорит о возможном износе шатунных подшипников.
- Перекрывающийся металлический стук, усиливающийся при повышении оборотов двигателя, и ослабевающий по мере прогрева последнего свидетельствует чрезмерном износе поршней и стенок цилиндров.
- Частое щелканье, учащающееся при акселерации говорит об износе поршневых пальцев или гнезд под их посадку в поршнях (звук возникает при каждом прохождении соответствующим поршнем ВМТ).
- Металлическое щелканье, издаваемое водяным насосом, указывает износ подшипников и необходимость замены последнего.
- Причиной частого стука или щелканья, учащающихся с повышением оборотов, может являться нарушение регулировки клапанных зазоров. Прослушайте клапанный механизм при помощи стетоскопа/отрезка вакуумного шланга. Если регулировка клапанов не приведет к исправлению ситуации, следует проверить состояние гидравлических толкателей и прочих компонентов клапанного механизма.
В некоторых случаях устранению стука помогает заправка двигателя маслом с более высоким компонентом вязкости.
- Причиной возникновения равномерного металлического стука или грохоти, издаваемого приводом ГРМ может являться износ газораспределительной цепи или нарушение регулировки ее натяжения; проверьте также состояние звездочек.
Диагностика неисправностей системы охлаждения
Имеет место перегрев двигателя
- Упал уровень охлаждающей жидкости.
- Поврежден приводной ремень или нарушена регулировка его натяжения.
- Нарушена проходимость радиатора или заблокирована его решетка.
- Неисправен водяной насос.
- Неисправен термостат.
- Имеет место нарушение в цепи вентилятора системы охлаждения.
- Имеет место механическое повреждение крыльчатки вентилятора системы охлаждения.
- Нарушена герметичность посадки крышки радиатора.
- Нарушена установка угла опережения зажигания.
- Тракт системы охлаждения перекрыт воздушной пробкой.
- Заправлено двигательное масло не того сорта.
- Неточны показания измерителя температуры.
Имеет место переохлаждение
- Неисправен термостат.
- Неточны показания измерителя температуры.
- Имеет место нарушение в цепи вентилятора системы охлаждения.
Имеют место внешние утечки охлаждающей жидкости
- Повреждены механически или разрушены в результате старения материала шланги охладительного тракта, либо ослабли хомуты их крепления.
- Изношены или повреждены сальники водяного насоса (охлаждающая жидкость будет сочиться через контрольное отверстие).
- Имеют место утечки охлаждающей жидкости из радиатора или расширительного бачка.
- Повреждены сливные или выжимные пробки водяной рубашки блока двигателя.
- Нарушена герметичность посадки датчика-выключателя температуры охлаждающей жидкости.
- Повреждены уплотнительные прокладки блока или имеют место трещины в литье.
- Неисправна крышка радиатора.
- Произошло вскипание охлаждающей жидкости в результате перегрева.
Имеют место внутренние утечки охлаждающей жидкости
Наличие внутренних утечек подтверждается присутствием охлаждающей жидкости в двигательном масле, вызывающим эмульгирование последнего.
- Пробита прокладка головки цилиндров.
- Треснута головка или блок цилиндров.
- Ослабли болты крепления головки цилиндров.
Имеют место потери охлаждающей жидкости
- В систему залито чрезмерное количество охлаждающей жидкости.
- Охлаждающая жидкость выкипает в результате перегрева.
- Имеют место внешние или внутренние утечки охлаждающей жидкости.
- Неисправна крышка радиатора.
- Давление в системе охлаждения повышается за счет компрессии в цилиндрах в результате появления трещин в головке или блоке, либо нарушения целостности уплотнительной прокладки.
Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости
- Неисправен водяной насос. Проверьте путем прощупывания верхнего радиаторного шланга.
- Нарушена проходимость охладительного тракта.
- Ослабло натяжение ремня привода водяного насоса.
- Заклинен термостат.
- Упал уровень охлаждающей жидкости.
Имеет место развитие коррозии
- Чрезмерно загрязнена охлаждающая жидкость. Доливайте в систему только дистиллированную дождевую воду.
- Чрезмерно разбавлен антифриз.
- Недостаточно часто производится замена охлаждающей жидкости и промывка тракта.
Диагностика неисправностей АТ
Ввиду сложности конструкции АТ среднестатистическому механику-любителю будет затруднительно достаточно точно провести диагностику ее отказов и восстановительный ремонт. В случае возникновения проблем, отличных от перечисленных ниже, владельцу автомобиля следует обратиться за помощью к специалистам автосервиса. Не следует также спешить с демонтажем неисправной трансмиссии, так как многие ее проверки производятся in situ (на штатном месте).
Утечки ATF
ATF обычно отличается темно-красным цветом. Не следует путать следы ее утечек с таковыми от двигательного масла (последние могут сноситься на картер трансмиссии набегающим потоком воздуха).
Для выявления источника утечки, прежде всего, следует очистить картер трансмиссии и окружающие его поверхности от грязи и смазки. Воспользуйтесь качественным обезжиривателем или выполните паровую чистку агрегата. Совершите на автомобиле короткую поездку с невысокой скоростью движения (чтобы следы имеющей место утечки не сносились далеко от ее источника). Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Осмотрите картер трансмиссии, визуально выявляя источники утечки ATF.
Наиболее часто в качестве таковых выступают:
- Поддон картера трансмиссии: подтяните крепеж и/или замените уплотнительную прокладку;
- Заднее удлинение трансмиссии: подтяните крепеж и/или замените сальник;
- Заливная горловина: замените резиновую манжету в месте входа горловины в картер трансмиссии;
- Вентиляционная трубка: трансмиссия переполнена и/или в картер попала вода;
- Узел подключения спидометра: замените уплотнительное кольцо в месте входа приводного троса в картер трансмиссии.
ATF имеет коричневый цвет или пахнет гарью
- Упал уровень ATF в трансмиссии, либо жидкость пригорела и нуждается в замене.
Не происходит автоматического переключения трансмиссии на пониженную передачу при полном выжимании педали газа
- Нарушена регулировка троса привода дроссельной заслонки при включении режима kickdown (downshift).
Двигатель запускается в положении трансмиссии, отличном от «Р или «N»
- Неисправен датчик-выключатель разрешения запуска, либо нарушена его регулировка.
Трансмиссия «соскакивает» с выбранного положения, переключается с трудом или с шумом, либо не обеспечивает поступательное движение автомобиля вперед или назад
Существует множество возможных причин перечисленных отказов, однако в сферу компетенции среднестатистического механика-любителя попадает лишь одна из них - нарушение уровня ATF. Проверьте, в случае необходимости произведите корректировку уровня/ замену жидкости и фильтра, параллельно проверьте состояние ATF. Во всех остальных случаях автомобиль следует отогнать для диагностики и восстановительного ремонта/ замены трансмиссии на станцию техобслуживания.
Диагностика неисправностей карданного вала
Имеют место утечки в передней части карданного вала
- Поврежден или изношен задний сальник трансмиссии. Проверьте также состояние поверхности скользящей вилки.
При включении передачи (в момент появления нагрузки) возникает стук
- Ослабло крепление компонентов задней подвески.
- Ослабли болты/ гайки карданного вала.
- Изношены или повреждены подшипники карданного шарнира(ов).
- Имеет место металлический скрежет, сообразный скорости движения автомобиля
- Изношены подшипники карданного шарнира(во).
Имеют место вибрации
В первую очередь проверьте балансировку колес и давление накачки шин.
- Установите в салоне автомобиля тахометр и во время движения постарайтесь определить обороты двигателя, при которых вибрация достигает максимальной интенсивности, затем переключите передачу и доведите обороты двигателя до того же значения.
- Если вибрация возникает и достигает максимальной интенсивности при одних и тех же оборотах двигателя, независимо от выбранной передачи, ее источником является НЕ карданный вал, так как частота его вращения зависит от выбора передаточного отношения.
- Если переключение передачи приводит к исчезновению вибрации или заметному снижению ее интенсивности (при тех же оборотах двигателя), следует перейти к проверкам состояния карданного вала:.
- Проверьте карданный вал на наличие признаков изгиба и прочих деформаций, в случае необходимости произведите замену
- Тщательно очистите вал. Налипшая грязь может являться причиной нарушения балансировки.
- Оцените степень износа подшипников карданных шарниров, в случае необходимости произведите замену сборок.
- Проверьте балансировку карданного вала или его соединительного фланца. Удостоверьтесь в присутствии на своих местах балансировочных грузиков, снимите вал и установите его, провернув на 180°. Если вибрации не исчезнут, отдайте вал в балансировку.
- Проверьте надежность затягивания крепежных болтов/ гаек.
- При соответствующей комплектации автомобиля оцените степень износа центрального подшипника.
- Проверьте состояние задних втулок трансмиссии.
Имеет место скребущий звук
- Удостоверьтесь, что пылезащитная крышка скользящей вилки не трется о картер заднего удлинения трансмиссии.
Имеет место вой или свист
- При соответствующей комплектации автомобиля источником подобных звуков может являться центральный подшипник.
Диагностика неисправностей заднего моста и главной передачи
Имеет место посторонний шум, одинаковый при движении на передаче и накатом
- Естественный дорожный шум.
- Изношены, либо неправильно накачаны шины.
- Изношены или повреждены колесные подшипники, либо ослаб их натяг.
- Упал уровень масла в дифференциале.
- Неисправен дифференциал.
Имеет место стук, возникающий при трогании с места или при переключении передач
- Неисправен дифференциал, либо нарушена его регулировка.
Посторонние звуки возникают во время совершения поворотов
- Неисправен дифференциал.
Имеют место вибрации
- См. подраздел, посвященный диагностике неисправностей карданного вала. Если вал в порядке, поддомкратьте задок автомобиля и установите его на подпорки (см. иллюстрацию Схема заведения подпорок для фиксации автомобиля в поднятом положении) и вручную оцените состояние колесных подшипников, в случае необходимости произведите замену.
Имеют место утечки масла
- Поврежден сальник ведущей шестерни главной передачи.
- Повреждены сальники полуосей.
- Ослаб крепеж, либо повреждена уплотнительная прокладка крышки дифференциала.
- Ослабла сливная и/или заливная пробка дифференциала.
- Нарушена проходимость вентиляционного сапуна дифференциала.
Диагностика неисправностей раздаточной коробки
Шестерни выскакивают из зацепления
- Нарушена величина свободного хода рычага управления.
- Рычаг управления цепляется за консоль.
- Ослаб крепеж опор подвески раздаточной коробки, либо имеет место усталостная деформация материала.
- Изношены внутренние компоненты раздаточной коробки, либо нарушены регулировки.
Затруднено переключение режимов
- Упал уровень масла.
- Изношены внутренние компоненты раздаточной коробки, либо нарушены регулировки.
Имеют место посторонние шумы
- Упал уровень масла в раздаточной коробке.
- Наличие шумов при выборе режимов 4Н и 4L и отсутствие их в режиме 2Н говорит о наличии неисправности в компонентах переднего дифференциала или передней оси.
- Наличие шумов при выборе любого из режимов говорит о наличии неисправности в компонентах заднего дифференциала или заднего моста.
- Наличие шумов при выборе режимов 4Н и 2Н и отсутствие их в режиме 4L говорит о наличии неисправности внутренних компонентов раздаточной коробки.
Диагностика неисправностей тормозной системы
Прежде чем прийти к заключению об отказе тормозной системы, проверьте состояние и давление накачки шин, равномерность загрузки автомобиля и углы установки передних колес.
При торможении нарушается курсовая устойчивость автомобиля
- Неправильно накачаны шины.
- Нарушена регулировка углов установки передних колес.
- На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса разного типоразмера.
- Изношены, повреждены или замаслены тормозные колодки/ башмаки с одного из бортов автомобиля.
- Чрезмерно изношены тормозные колодки или диск с одного из бортов автомобиля.
- Ослаб крепеж компонентов передней подвески.
- Неисправен один или несколько тормозных механизмов.
- Нарушена проходимость тормозных линий.
- Ослабли болты крепления суппорта или щита тормозного механизма.
- Заклинен поршень суппорта/ колесного цилиндра одного из тормозных механизмов, либо затруднено его перемещение.
- С разных бортов автомобиля установлены тормозные колодки/ башмаки с фрикционными накладками различного типа.
- Изношены или повреждены компоненты рулевого привода или подвески.
- Нарушена регулировка преднатяга колесных подшипников.
Во время торможения возникают посторонние шумы (скрежет или высокочастотный визг)
- Изношены фрикционные накладки тормозных колодок передних колес — звук издают датчики износа колодок.
- Загрязнены или заполированы до блеска тормозные колодки.
- Поврежден коррозией тормозной диск/ барабан — обычно после длительной стоянки автомобиля.
- Между диском и щитом тормозного механизма попал посторонний предмет (например, камень).
- Деформирован тормозной щит.
Чрезмерно велик ход тормозной педали
- Имеет место локальное нарушение в тормозной системе.
- Упал уровень гидравлической жидкости в резервуаре ГТЦ.
- В гидравлическую систему попал воздух.
- Нарушена исправность функционирования автоматических регуляторов тормозных механизмов.
- Неисправен клапан-ограничитель.
- Неисправен ГТЦ.
- Неисправен вакуумный усилитель тормозов.
Имеет место мягкость хода тормозной педали при ее выжимании
- В гидравлическую систему попал воздух.
- Повреждены в результате старения материала гибкие тормозные шланги.
- Ослаб крепеж ГТЦ.
- Неисправен ГТЦ.
- Нарушена установка рабочих зазоров тормозных колодок/ башмаков.
- Нарушена проходимость вентиляционного отверстия крышки резервуара ГТЦ.
- Деформированы резиновые тормозные линии.
- Размягчены уплотнительные манжеты суппортов.
- Тормозная жидкость нуждается в замене.
Для остановки автомобиля требуется прикладывание чрезмерно большого усилия к тормозной педали
См. причины, перечисленные в предыдущем подразделе, плюс следующие:
- Неисправен вакуумный усилитель тормозов.
- Чрезмерно изношены фрикционные накладки тормозных колодок/ башмаков.
- Заклинен поршень(и) суппорта/ колесного цилиндра.
- Загрязнены маслом или смазкой фрикционные накладки тормозных колодок/ башмаков.
- Повреждены или изношены тормозные диски.
- Неисправен ГТЦ или суппорт(ы)/ колесный цилиндр(ы).
- Недавно установлены и не успели приработаться новые тормозные колодки/ башмаки.
- Имеет место локальное нарушение в тормозной системе.
Педаль ножного тормоза проваливается до пола без сопротивления
- Упал уровень жидкости в резервуаре ГТЦ, либо имеют место утечки через поршни суппортов/ колесных цилиндров.
- Повреждены тормозные линии, либо ослабли их штуцерные соединения.
Во время торможения возникают пульсации педали ножного тормоза
- Изношены или повреждены колесные подшипники, либо нарушена регулировка их преднатяга.
- Неправильно установлены компоненты суппорта тормозного механизма, либо между ними попали посторонние предметы.
- Имеет место чрезмерное боковое биение тормозного диска/ овальность барабана.
- Неравномерно изношены тормозные колодки.
Имеют место пульсации педали тормоза во время резкого торможения
- Следствие исправного функционирования ABS.
Во время торможения возникает вибрация, передаваемая на тормозную педаль или рулевое колесо
- Имеет место чрезмерное биение тормозного диска/ деформация тормозного барабана.
- Изношены фрикционные накладки тормозных колодок/ башмаков.
- Ослабли болты крепления суппорта/ тормозного щита.
- Изношены компоненты подвески или рулевого привода, либо опоры.
Тормоза «прихвачены» (снижена эффективность отдачи двигателя, колеса чрезмерно разогреваются во время движения)
- Нарушена регулировка выходного штока педали ножного тормоза.
- Нарушена проходимость впускного штуцера ГТЦ.
- Заклинен в цилиндре поршень ГТЦ.
- Чрезмерно изношены тормозные колодки/ башмаки.
- Деформированы чашки поршней в главном тормозном цилиндре, либо суппортах тормозных механизмов.
- Нарушена регулировка стояночного тормоза.
- Нарушена регулировка преднатяга колесных подшипников.
- Нарушена регулировка установочной высоты педали ножного тормоза.
- Заклинен колесный цилиндр(ы).
- Нарушена регулировка зазоров посадки башмаков в барабанах тормозных механизмов.
- Неисправен ГТЦ.
- Нарушена проходимость тормозных линий.
Задние колеса блокируются при нормальном торможении
- Чрезмерно сильно накачаны шины.
- Чрезмерно изношены протекторы.
Задние колеса блокируются при экстренном торможении
- Чрезмерно сильно накачаны шины.
- Чрезмерно изношены протекторы.
- Загрязнены маслом колодки тормозных механизмов передних колес.
- Неисправен ГТЦ, либо сборка(и) тормозных механизмов.
Стояночный тормоз не удерживает автомобиль должным образом
- Нарушена регулировка привода стояночного тормоза.
Диагностика неисправностей подвески и рулевого управления
Прежде чем приступать к проверкам компонентов подвески и рулевого привода удостоверьтесь, что причиной нарушения не является неправильная накачка шин, установка шин различного типоразмера, нарушение балансировки колес, или «прихватывание» тормозов.
Нарушена курсовая устойчивость автомобиля
- На одну ось установлены колеса различного типоразмера, либо их шины накачаны с различным давлением.
- Имеет место дефект шин.
- Изношены компоненты подвески или рулевого привода.
- Нарушена регулировка углов установки передних колес.
- «Прихвачены» тормозные механизмы передних колес.
- Нарушена регулировка преднатяга колесных подшипников.
- Сломаны или «просели» винтовые пружины.
- Ослабли колесные гайки.
- Геометрия подвески или рулевого привода нарушена в результате аварии.
Имеет место люфт колес и повышенная вибрация автомобиля
- Нарушена балансировка передних колес (вибрация заметнее всего передается через рулевое колесо).
- Нарушена балансировка задних колес (вибрация заметнее всего передается через кузов автомобиля).
- Нарушена регулировка преднатяга колесных подшипников.
- Изношены компоненты стоек подвески.
- Ослабли колесные гайки.
- Неодинаково накачаны шины.
- Повреждены или деформированы колесные диски.
- Повреждены шины.
- Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки.
- Изношена шаровая опора(ы).
Во время совершения поворотов и при торможении происходит «галопирование» и/или раскачивание автомобиля
- Ослабло крепление стабилизатора поперечной устойчивости.
- Неисправны амортизаторы.
- Сломаны или «просели» винтовые пружины/ рессоры подвески.
- Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки.
- Автомобиль перегружен.
Имеет место рыскание или общая курсовая неустойчивость автомобиля
- На одну ось установлены колеса различного типоразмера, либо их шины накачаны с различным давлением.
- Нарушена балансировка колес.
- Неравномерно накачаны шины.
- Ослабли колесные гайки/ болты.
- Имеет место недостаток смазки ШРУСов и наконечников рулевых тяг.
- Изношены амортизаторы.
- Ослабло крепление стабилизатора поперечной устойчивости.
- Сломаны или «просели» винтовые пружины/ рессоры.
- Нарушена регулировка углов установки передних колес.
- Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки.
Чрезмерно туго поворачивается рулевое колесо
- Упал уровень жидкости системы гидроусиления руля.
- Неправильно накачаны шины.
- Имеет место недостаток смазки шаровых опор и наконечников рулевых тяг.
- Нарушена регулировка углов установки передних колес.
- Нарушена регулировка рулевого механизма, либо упал уровень смазки.
- Нарушена регулировка преднатяга колесных подшипников.
- Изношены или повреждены компоненты рулевого механизма.
- Вращению рулевого вала мешает подрулевой переключатель.
- Слишком слабо накачаны шины.
- Изношены или повреждены шаровые опоры.
- Изношены или повреждены компоненты рулевого привода.
- См. также предыдущий подраздел.
Чрезмерен люфт рулевого колеса
- Ослабли колесные подшипники.
- Изношены втулки компонентов подвески.
- Нарушена регулировка рулевого механизма.
- Нарушена регулировка углов установки передних колес.
- Ослаб крепеж сборки рулевого механизма.
- Изношены компоненты рулевого привода или подвески.
Отсутствует гидравлическое усиление
- Поврежден ремень привода рулевого насоса, либо нарушена регулировка его натяжения.
- Упал уровень гидравлической жидкости.
- Нарушена проходимость шлангов системы усиления руля.
- В гидравлический тракт системы усиления руля попал воздух.
- Неисправен рулевой насос.
- Неисправен рулевой механизм.
Нарушена исправность возврата рулевого колеса в прямолинейное положение
- Нарушена регулировка углов установки передних колес.
- Слишком слабо накачаны шины.
- Изношены компоненты рулевого механизма.
- Нарушена регулировка рулевой колонки.
- Изношены или повреждены шаровые опоры.
- Изношены или повреждены компоненты рулевого привода.
- Произошла утрата смазки компонентов рулевого привода.
- Упал уровень смазки в картере рулевого механизма.
- Заклинена рулевая колонка.
Рулевое колесо вращается в разные стороны с различным сопротивлением
- Имеют место утечки в картере рулевого механизма.
- Нарушена проходимость гидравлических линий системы усиления руля.
Рулевой насос работает с повышенным шумом
- Имеет место недостаток масла в насосе.
- Нарушена проходимость шлангов, либо масляного фильтра рулевого насоса.
- Ослаблен крепеж приводного шкива.
- Нарушена регулировка усилия натяжения ремня привода рулевого насоса.
- Неисправен рулевой насос.
Имеют место посторонние шумы, исходящие из передней части автомобиля
- Неправильно накачаны шины.
- Произошла утрата смазки шаровых опор или компонентов рулевого привода.
- Ослаблен крепеж рулевого механизма, компонентов рулевого привода и подвески.
- Изношены опоры амортизаторов.
- Повреждены амортизаторы.
- Повреждены рессоры.
- Ослабли гайки крепления колес.
- Изношены или повреждены шлицы задних полуосей.
- Чрезмерен осевой люфт заднего моста.
Во время торможения ухудшается управляемость автомобиля
- Изношены ступичные подшипники передних колес.
- Сломаны или «просели» винтовые пружины подвески.
- Имеет место деформация тормозных дисков/ барабанов.
Автомобиль чрезмерно просел
- Перегруз.
- Изношены амортизаторы стоечных сборок.
- Сломаны или «просели» винтовые пружины подвески.
Имеет место скрежет или другие посторонние шумы, издаваемые рулевым механизмом
- Ослаб крепеж сборки рулевого механизма.
- Имеет место внутреннее повреждение рулевого механизма.
Имеет место чрезмерный износ шин
Повышенный износ внутренней или наружной части протектора:
- Недостаточно накачаны шины (износ обоих краев).
- Нарушена регулировка углов установки передних колес.
- Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки.
- Не снижается скорость на поворотах.
- Имеет место механическое нарушение геометрии подвески в результате аварии.
Чешуйчатый износ (обтрепывание) протектора:
- Нарушена установка сходимости.
Износ центральной части протектора:
- Шины накачаны слишком сильно.
Износ внутренних и наружных краев протектора:
- Недостаточно сильно накачаны шины.
- Изношены амортизаторы.
Неравномерный износ протектора:
- Нарушена балансировка шины/ колеса.
- Чрезмерно боковое биение диска или шины.
- Изношены амортизаторы.
- Повреждена шина.
- При движении по сухому твердому дорожному покрытию не отключается полноприводной режим.