Краткая история южно-корейской автомобильной компании КИА
Маленькая фирма Kyungsung Precision Industry образовалась в мае 1944-го года в городке Яндеунгпо, который в данный момент является одним из южных районов Сеула. Начинала фирма с производства велосипедов. В те тяжелые годы, когда началась гражданская война между югом и севером, люди как никогда нуждались в дешевом транспорте.
В 1946-м году вышла модель велосипеда KIA. Аббревиатура дословно означает «выйти в мир из Азии». Понятно, что тогда ни о каком экспорте товаров речь не шла - дела фирмы шли крайне плохо, у населения не было денег даже на покупку велосипедов. В 1953-м Южная Корея была в руинах.
Первый велосипед KIA
Первый мотоцикл KIA
Грузовичок KIA K360
Глава государства Пак Чонхи ввел жесткую диктатуру и всю власть сконцентрировал в собственных руках. Он поставил цель – поднять отечественную промышленность, и маленький производитель велосипедов от амбиций руководителя страны оказался в плюсе, так как государство начало вкладывать денежные средства и стимулировать производство. Тогда же компания стала называться KIA Industrial Company.
В 1955-м году запустили новый завод в Шайгунге, где началось производство мотороллеров. Спустя пару лет KIA наладила выпуск мотоциклов, при этом они уже оснащались двигателями собственного производства. Между тем большая часть узлов все еще закупалась заграницей. В 1962-м году с конвейера сходит маленький трехколесный грузовичок K360, который благодаря простой конструкции, надежности и доступной цене пользовался огромным спросом.
Fiat 124
Kia Brisa 1973 года
kia Titan 1971 года
Модель выпускалась до 1974-го года. К началу семидесятых годов компания обладала несколькими заводами, один из которых подготовили для сборки легковых автомобилей. Первым легковым авто KIA можно считать всем хорошо знакомый FIAT 124, который в СССР выпускался под маркой «Жигули». Модель производилась до 1975-го года.
Вторым легковым автомобилем стала модель Brisa, сошедшая с конвейера в 1973-м. В разработке автомобиля внедрялись решения Mazda, кузов тоже был похож на японскую модель 1300. Правда, в отличие от FIAT, на Brisa устанавливался мотор и многие агрегаты собственной разработки.
На первые экземпляры устанавливали 0,9-литровый мотор мощностью 55 лошадиных сил. Позже вышла Brisa с 1,3-литровым 75-сильным ДВС, который разгонял машину до 145 километров в час. Параллельно KIA выпустила в семидесятых годах три новых небольших грузовика, один из которых – модель Titan - добрался до США.
Автомобиль оказался настолько успешным, что производился без существенных изменений до 1996-го года, а в восьмидесятых-девяностых годах все грузовики в стране называли «Титанами».
С началом восьмидесятых годов в Южной Корее начался тяжелый экономический кризис. Это стало причиной того, что KIA отказалась от производства мото- и легкового транспорта. Все усилия сконцентрировались на линейке Bongo, в которую входили построенные на одной платформе микроавтобус, легкий грузовик и пикап. Она пользовалась большим спросом и на Родине, и в Турции, соседнем Китае, а также в Латинской Америке.
kia Pride 1987 года
kia Capital 1989 года
kia Concord 1987 года
Выпуск легковых автомобилей удалось возобновить только в 1987-м году. Это был пятидверный хетчбэк Pride, созданный на платформе Mazda 121. Он продавался с 1,3-литровым двигателем, развивающим 65 лошадиных сил. Спустя 2 года появилась модификация с 1,5-литровым силовым агрегатом на 75 лошадиных сил.
Также в конце восьмидесятых годов выходит два седана – небольшая модель с 1,5-литровым мотором Capital и среднеразмерная с 2-литровым ДВС – Concord. Pride, Capital и Concord быстро завоевали рынок США, а все потому, что японские производители начали переходить в среднеценовой и премиальный сегменты, что освободило нишу доступных азиатских автомобилей.
Kia Sportage 1 1992 года
Kia Sephia 1 1992 года
Kia Clarus 1 1998 года
К 1992-м году корейцы разработали с нуля две модели – Sportage и Sephia, которые были внедорожником и седаном соответственно. Первый автомобиль подготовили специально для рынка США, второй – для Европы. Тогда же компания открыла представительство в США.
Sephia был тепло принят европейцами, но бестселлером не стал, а вот Sportage в Америке оказался настоящим хитом, благодаря полному приводу, отличной проходимости, надежности и низкой цене. В 1995-м году вышел седан Clarus, отличительными чертами которого стал дерзкий дизайн кузова с отличными аэродинамическими характеристиками.
Kia Spectra 2008 года
Kia Cerato 4 2020 года
Kia Optima 4 2019 года
Автомобиль оснащался 2-литровым 140-сильным мотором и разгонялся до 200 километров в час. Отличный дизайн, мощный мотор и невысокая цена сделали Clarus одной из самых популярных в своем классе моделей на рынке Европы.
Kia Rio 4 2020 года
Kia Ceed 3 2019 года
Kia Picanto 2019 года
В 1997-м в Азию вновь начался кризис. Долг KIA достиг 6-ти миллиардов долларов. Автопроизводитель объявил себя банкротом и выставил все акции на продажу. Среди претендентов были Samsung, Hyundai, Ford, Mazda, с которой KIA тесно сотрудничала, и Daewoo. Последний претендент вскоре также обанкротился и перешел в собственность General Motors. В октябре 2000-го KIA перешла в собственность Hyundai.
Kia Soul 3 2019 года
Kia Sportage 4 2020 года
Kia Sorento 4 2020 года
В Hyundai решили сохранить KIA, с тех пор компания выпускает автомобили двух марок, правда, все модели базируются на одинаковых платформах и используют идентичные технические разработки. Сегодня KIA (без Hyundai) на пятом месте в мире по продажам, ежегодно продается до 3-х миллионов автомобилей в мире. Заводы KIA работают 25-ти странах, два из них находятся в России.